Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс, 2018г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_rechi_11_klass.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Город: Магнитогорск.
ОУ: МОУ «СКОШ № 15»
Учитель: Сафонова Ирина Николаевна
Тема учебного занятия: «Типы речи».
Класс: 11 класс.
Продолжительность учебного занятия: 45минут.
Тип учебного занятия: Сообщение новых знаний.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная):
Образовательная: Познакомить обучающихся с разными видами текстов - повествование, описание, рассуждение и развивать умения распознавать их.
Развивающие: Коррекция памяти, мышления, внимания (работа с текстами, с сигнальными карточками, по схеме, оформление выводов). Коррекция речи (словарная работа, построение речевого высказывания).
Воспитательная: Воспитывать интерес к родному языку, развивать взаимоуважение в ходе групповой работы
Оборудование:, карточки с заданием, схема.
Ход учебного занятия.
- Организационный момент. Минутка доброты.
Учитель предлагает учащимся высказать свои пожелания друг другу.
- Тема, цели урока.
Учитель: Ребята, вокруг нас бесчисленное множество различных предметов и явлений, они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим и говорим об этом. Мы отражаем в нашей речи окружающую действительность. Мы говорим о возникших у нас мыслях и чувствах. Оценивая события, мы объясняем происходящее, пытаемся разобраться, почему это произошло. Для этого мы составляем?
Работа с анаграммой
Учитель: Перед вами анаграмма. Разгадайте её. «КСТЕТ». (Учащиеся составляют слово).
Учитель: Мы с вами уже знакомы с понятием «текст». Заполните таблицу ( прием «Инсерт»).
Что знаю? | Что хочу узнать? | Что узнал? |
Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно Озаглавить. | Какие тексты существуют |
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна о тексте?
Учитель: Исходя из данной таблицы, давайте сформулируйте тему, цели нашего урока
Ученики: Тема урока – типы теста.
Цели - Узнаем, какие типы текстов существуют.
Будем учиться определять типы текстов.
- Оформление записи в тетрадях (Число, классная работа).
- Знакомство с новым материалом
Учитель: Перед вами схема «Типы текстов», которую необходимо заполнить . Для этого нужно выполнить задание. Сейчас вы разделитесь на 3 группы и станете исследователями (прием «Кейс»). У каждой группы на столе лежит текст. Необходимо прочитать текст, определить, о чем он. Подумать, какой вопрос можно задать к тексту.
(Учащиеся работают в группах, затем каждая группа озвучивает получившийся результат, параллельно идет заполнение схемы).
1 группа. «Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…».
2 группа. «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»
3 группа. «Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»
1 группа. (Читает текст, говорит о чем он)
Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Что произошло?)
Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: О событиях, действиях)
Учитель: Такой текст называются текст - повествования или текст – сообщения.
2 группа (Читает текст, говорит о чем он)
Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Какой? Какая? Какое?)
Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: Описывается предмет, явление)
Учитель: Такой текст называется текст-описание.
3 группа (Читает текст, говорит о чем он)
Учитель: Какой вопрос можно задать к этому тексту? (Ученики: Почему?)
Учитель: О чем говорится в этом тексте? (Ученики: рассуждение, причины, доказательства)
Учитель: Такой текст называется текст- рассуждение.
Учитель: Подумайте, что общего у этих текстов? (Ученики: Они о дожде)
Учитель: Опираясь на схему, сделайте вывод: какие бывают тексты? (1 ученик делает вывод с опорой на составленную схему)
Учитель: Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно как где-то очень далеко – кажется, за крае земли хрипло кричит старый петух в избе лесника.
В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Это лучшее время суток. Еще все спит. Спит вода, спят кувшинки. Спят коряги, рыб, спят птицы. И только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
(К.Пауствоский)
Учитель: Какой это текст? (Ученики: Текст-описание)
Учитель: Что помогало вам в определении текста? (Ученики: Вопросы, слова - помощники)
- Физминутка
6. Закрепление
(Работа в парах)
Учитель: У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща определить вид текстов и доказать.
1 группа. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём.
2 группа. Я пошёл вправо через кусты. Мне попалась какая-то заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю.
Учитель: Что помогало вам в определении текста? (Ученики: Вопросы, слова - помощники)
Учитель: В одном тексте произведения могут сочетаться разные типы текстов. Посмотрите, как сочетаются ваши отрывки в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг».
Я пошёл вправо через кусты (повествование). Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. (описание). Мне попалась какая-то заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. (повествование]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали (описание). Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю (повествование). Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём (описание).
«Бежин луг» И.С.Тургенева.
5. Рефлексия деятельности
Учитель: Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?
Учитель: Какие виды текстов вы узнали?
Учитель: Чему мы сегодня научились на уроке?
6. Домашнее задание по выбору.
Найти и записать один из типов текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по английскому языку на тему "Россия" 10 класс
Технология критического мышления...
Презентация к уроку русского языка по теме "Типы речи. Оценка действительности" 5 класс
В данном материале представлена презентация к открытому уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности" от 11.02.2015 г,...
Конспект урока по английскому языку на тему "Профессии" 2 класс
В этом конспекте прописаны все действия учителя, к конспекту прилагается презентация и видеоролик....
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Рассуждение" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....
Конспект урока по английскому языку на тему «Школа» ( 5 класс)
Конспект урока по английскому языку на тему «Школа» ( 5 класс)...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Развитие речи\'\' (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Развитие речи'' (9 класс)...
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме "Типы речи"
Методическая разработка по русскому языку...