Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с обучающимися 8 класса по подготовке к ГИА по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Программа содержит материал, необходимый для повторения и подготовки к решению тестовых заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_po_russkomu_yazyku_8_klass_salangina_o.v.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры Согласовано УТВЕРЖДЕНО
гуманитарного образования зам. директора / К.С.Казанцева/ приказом №
Протокол № « » 09.2014г. « » 09.2014г.
« » 09. 2014 г
Руководитель кафедры
/Гудукас И.М./
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий с обучающимися по подготовке к ГИА по русскому языку
для 8 «А», 8 «Б» класса
Составитель: Салангина О.В.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для обучающихся 8 а и 8 б класса.
Ведение индивидуально-групповых занятий по русскому языку имеет особую важность в силу ряда причин. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Цель программы – системная подготовка к ГИА.
Задачи программы:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой).
Механизм формирования ключевых компетенций:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
- создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
- редактирование собственного текста;
- применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
- соблюдение в практике письма основных норм языка;
- использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
Представленный курс занятий непосредственно связан с основным курсом русского языка 8 класса, однако он позволяет устранить пробелы в усвоении отдельных тем. Данные занятия дают возможность для совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ-компетентности).
Программа рассчитана на 25 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
- основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
- основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
- виды морфем;
- морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
- систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Виды работ |
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Лекция учителя |
2 3 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания |
4 5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. |
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | |
7 | Средства выразительности речи. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания |
8 | Стилистика русского языка. | |
9 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне. | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
10 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | |
11 12 | Н – нн в различных частях речи. Прилагательные, наречия. Н – нн в различных частях речи. Причастия. | |
13 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. |
14 | Морфология, морфологические признаки частей речи. | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. |
15 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. |
16 | Виды односоставных предложений. | |
17 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | |
18 | Вводные слова и обращения. | |
19 | Обособленные определение и приложения. Обособленные обстоятельства. | |
20 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | |
21 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | |
22 | Итоговое тестирование. | |
23 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
24 | Построение сочинения-рассуждения. | |
25 | Редактирование текстов сочинений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.
практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....
План индивидуальных занятий в 9 классе по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Систематическая работа над ошибками учащихся как индивидуальная форма корректировки знаний....
Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса
Курс ориентирован на подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...
Мастер- класс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку"
Данная разработка представляет материал, который поможет учителю более качественно подготовить учащихся к экзамену по русскому языку. Здесь представлены различные виды деятельности с использованием гр...
Презентация для учащихся 5 класса по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Задание №5 ОГЭ по русскому языку содержит орфографический анализ слова. В презентации представлен адаптированный для учащихся 5-6 классов материал по отработке орфографической зоркости....
Рабочая программа элективного курса для 11 класса по подготовке к сдаче ЕГЭ "Английский язык"
Данная программа опирается на тот языковой уровень, который был достигнут за предыдущие годы обучения. Она должна способствовать обобщению и углублению знаний учащихся по предмету "английск...