Урок развития речи. 8 класс. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Акимова Валентина Александровна

Конспект урока в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 Акимовой Валентины Александровны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тема: «Статья в газету. Понятие о жанре, строение текста».

Цели урока:

1 Образовательные:

•получить представление  о статье как жанре публицистики;

•сформировать навыки работы  с газетной статьей;

•сформировать навыки анализа проблемной статьи.

2 Развивающие:

•развивать умение логически и последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;

•развивать навыки работы с текстом: вычленять главное, обобщать

•развивать связную речь (устную и письменную), память, внимание

3 Воспитательные:

•привлечь внимание  учащихся к важным общественным проблемам, поднимаемым  в периодике;

•воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе (в  группах);

•формировать у учащихся умение проявлять правильную гражданскую позицию

Оборудование:

 ПК, оборудованный мультимедийным   проектор. «Русский язык», 8 класс, учебник для общеобразовательных школ, под ред. Разумовской М. М., Леканта П. П., М.: Дрофа, 2010 

Приложение 1: презентация к уроку

Приложение 2: анализ статьи Н. Семенова

Приложение 3: проблемные статьи с некоторых интернет-сайтов

Приложение 4: выпуск школьной газеты «Островок»

Ход урока:

1стадия урока―Вызов

Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе.

 Класс делится на 4 группы.

2 стадия ―Осмысление изученного

Слово учителя.

―Сегодня у нас урок развития речи. Мы познакомимся со структурой газетной статьи.

Вопросы  классу:

―Актуальна ли предложенная тема? В современный век всеобщей информатизации уместен ли разговор о газетной статье? (В современном обществе газеты читают: кто-то покупает их в газетных киосках, кто-то предпочитает просматривать в интернете).

― Читаете ли вы газеты?

―Какие газеты можете назвать?

― Жанром какого стиля речи является газетная статья? (публицистического)

―Вспомните и назовите признаки публицистического стиля речи (слайд 2)

3 стадия урока―Открытие нового  знания

  1. Задание классу:

              •Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 117 и самостоятельно сформулируйте определение газетной статьи (слайд 3-4). Запишите в тетрадь.

                •Исходя из прочитанного теоретического материала,  докажите, что статья― один из жанров публицистики: определите задачу речи (слайд 5). Запишите в тетрадь.

  1. Задание классу:                                                                                                                                                                                                                                

Работа с упр. №171

•Прочитайте статью известного ученого-физика, академика Н.Семенова. Скажите, какой общественно важный вопрос рассматривается  автором. Какова позиция автора? Сформулируйте тему и основную мысль текста. Подберите к нему заголовок.

•Определите задачу речи

•Найдите в тексте языковые средства, воздействующие на читателя

  1. Задание классу:

•Прочитайте теоретический материал в учебнике на стр. 118-120 и запишите в тетради схему построения статьи (слайд 6)

  1. Задание классу:

•Работа с упр. 172

―Вернитесь к тексту Н. Семенова, объясните, как построена статья: найдите в ней зачин, центральную часть, концовку; определите типы речи, использованные в тексте.

  1. Задание классу:

―Какой тип речи лежит в основе проблемной статьи? (рассуждение-доказательство)

―Вспомните, как строится рассуждение-доказательство? (слайд 7)

  1. Работа с анализом статьи.

•Посмотрите план анализа проблемной статьи (слайд 8)

•Познакомьтесь с образцом  анализа проблемной статьи (слайд 9).

―Какой тип речи в основе анализа статьи? (рассуждение-доказательство)

4 стадия урока―Рефлексия

•Работа в группах. Каждая группа получает статью, взятую с сайтов некоторых газет.

Задание группам: сделать анализ предложенных статей по плану

 (слайд 8, 9)

                                                     План

  1. Прочитайте статью.
  2. Определите проблему, поднимаемую автором в тексте; задачу автора.
  3. Назовите аргументы-примеры, раскрывающие эту проблему.
  4. Определите позицию автора по данной проблеме.
  5. Назовите языковые средства, помогающие автору реализовать поставленную задачу.
  6.  Обсудите в группах.
  7.  Выберите представителя, выступающего от группы.

•Выступление представителей от каждой группы

5 стадия ― Подведение итогов урока

Слово учителя:

―Вы знаете, что в нашей школе выходит газета « Островок». Размещается она на сайте  школы. В декабре вышел последний номер газеты. Я попросила ученицу проанализировать этот номер.

Выступление ученицы:

―В номере в полной мере освещена школьная жизнь за первый  триместр 2011-2012 года. В газете можно прочитать статью, написанную завучем по воспитательной работе, о том, какое участие приняла наша школа в праздновании 300-летия города Ломоносова. Опубликованы  интересные заметки ребят об экскурсиях, поездках, соревнованиях, праздниках и других мероприятиях. Газета получилась красочной, яркой, интересной. Но, на мой взгляд, статьи и заметки носят, в основном, информационный характер. Не хватает проблемных статей, которые бы могли заинтересовать подростков.Я хочу написать статью о современной авторской песне, потому что увлечена этим. Думаю, что другим ребятам это тоже будет интересно. Призываю вас, ребята, тоже попробовать написать статьи в нашу школьную газету.

Слово учителя:

- Спасибо за выступление. Думаю, что после сегодняшнего урока кто-то из вас обязательно напишет статью в школьную газету.

6 стадия урока―Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать анализ статьи, рассматриваемой в группе
  2. Написать анализ статьи, подобранной самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,  с историей развития личного письма как эпистолярного жанра,  развитие  коммуникативных и...

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе на тему "Текст. Тема текста"

Урок по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса. Целью данной работы является формирование у обучающихся понятия о тексте на основе осознания его основных признаков....

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...