Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).
план-конспект урока русского языка (8 класс) на тему

Асланова Александра Валерьевна

Целью урока является ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,  с историей развития личного письма как эпистолярного жанра,  развитие  коммуникативных и культурологических навыков. Учащиеся знакомятся с  образцами писем из письмовника 18 века, с отрывками из писем Н.Островского другу, А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой, С.Есенина, Б.Окуджавы и др. В урок включены инсценировки, кроссворды, отчет о проведении исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.r.lichnye_pisma.8kl..doc95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         

Образовательное учреждение:  Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа N2»   города Серпухова Московской области.

Должность: учитель русского языка и литературы   Асланова  Александра Валерьевна.

Урок развития речи в 8 классе.

Подготовка к сочинению в жанре личного письма (2 часа).

Цели:

  1. ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма,        

              с историей развития личного письма как эпистолярного жанра;

           2) развитие  коммуникативных и культурологических навыков;                      

           3) формирование интереса к эпистолярному жанру.

Оборудование:

                           памятка «Правила оформления писем»,

                           карточки «Образец письма из письмовника 18 века», «Письмо Н.Островского  

                           другу», «Письмо А.С.Пушкина А.Н.Гончарову, деду Натальи Николаевны»,

                           «Письмо А.Блока матери»,

                           предметы для инсценировки,

                           звукозапись песни «Письмо матери» на стихи С.Есенина, песни «Пожелание

                           друзьям» Б.Окуджавы,

                           кроссворд.

Литература:

              1)Андреева М.С., Короткова М.П. Откуда есть пошла грамота на Руси //

                  Читаем.Учимся.Играем.-2004.-№2.

               2)Блок А.Письма 1898-1921.-Ленинград:Художественная литература, 1983.

               3)Гольдин В.Е.Речь и этикет:Кн.для внекл.чтения учащихся 7-8 кл.-

                  М.:Просвещение, 1983.

               4)Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных

                  жанров:Пособие для учителей.-М.:Русское слово,2004.

Ход урока.

     (Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям»)

I. Слово учителя, постановка целей урока.

            Личные письма, письма близким…Почему люди пишут, свято хранят и передают их из      

         поколения в поколение? Потому что личные письма – это память о прошлом, это забота

         о  семье, друзьях, это заповеди потомкам. Внимание друг к другу делает нас богаче, чи-

         ще, счастливей. Близкие – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

         Вот почему в минуты радости и грусти пишут люди письма родным и любимым.

             Познакомиться с историей личного письма, содержанием и последовательностью его

         написания – цель нашего урока.

II. Основная часть.

 1/ ( Звучит бой барабанов)

 Инсценировка отрывка из «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло

«Первое в мире письмо».

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков.

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

Земли вместе с человеком.

Для земли нарисовал он,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

<…>

Звезды в центре – время ночи,

Краской линия прямая.

А волнистые полоски –

Для небес – дуги под ними,

Тучи, дождь и непогода.

 2/ Слово учителя с элементами беседы.

            Об удивительном изобретении первого письма живо и красочно, будто видел все сам,

         рассказал американский поэт 19в. Генри Лонгфелло в книге «Песнь о Гайавате». Мудрый

         вождь индейцев Гайавата придумал, как передать своим потомкам знания. Рисуночное

         письмо, пиктография - самый ранний способ фиксирования сообщений.

             Обратимся к толковому словарю И.С.Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылае-

         мый для сообщения чего-либо кому-либо».

       

         - Почему письмо стало необходимым?

           (Общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи невозможно)

     

         - Попробуем расшифровать письмо Гайаваты.

           (Трудно, так как написавший придавал своим знакам одно значение, а читающий –

            другое)

         - О том, как развивалось письмо-послание и почему оно так приглянулось людям, по-

            слушайте сообщение.

3/ Сообщение ученика «История развития письма как эпистолярного жанра».

         

                Изображения в рисуночном письме постепенно упрощались, превращались в симво-

           лы, знаки. Но и этим знакам многое было не под силу. Как нарисовать такие абстракт-

           ные понятия, как «красиво», «грустно», «счастье»? Как передать рисунком имя челове-

           ка? Знаками стали изображать звуки. Возникло иероглифическое письмо. Затем изобре-

           ли буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.  Братья Кирилл и Мефодий во

           второй половине 10в. составили алфавит для славянских языков. К сожалению, рукопи-

           си тех лет не уцелели.

                Письмо с конкретностью адресации и авторством возникло в Древней Греции. Эпи-

           стола (в переводе с греческого, «послание» или «переписка») родилась во времена

           Античности среди великих философов: Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.

           Формула «Это – не для письма» уже тогда существовала. В древнегреческом риториче-

           Ском сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не толь-

           ко свой стиль, но и свой предмет речи».

                Несмотря на ограничения, людей всех эпох письмо привлекало, так как предраспо-

           лагало к разнотемью, свободе и «болтовне». Сочетание новостей, просьб, поручений,

           расспросов с наблюдениями о мире и человеке до сих пор придает письмам очарование.

                 В России в 18в. достиг своего расцвета жанр личного письма. В те времена в ходу

          были книги-письмовники, руководства для написания писем, включающие в себя образ-

          цы на все случаи жизни. Здесь пропагандировались особые обороты речи, строго  регла-

          ментировалась форма обращения к адресату, закрепленная в Табели о рангах, введенной                

          Петром I. Для написания писем необязательно было обладать соответствующим образо-

          ванием. Достаточно было просто иметь под рукой письмовник.

                                                         КАРТОЧКА 1.

               Перед вами образец «новогоднего послания от племянника тетушке»:

                                                                 

                                                                        Милая тетушка!

                             Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить

                        Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных

                        обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за

                        искусство которого спешу извиниться, выразить все, что  я чувствую к Вам.

                        Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте,

                        что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.

                              Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь дока-

                         зать всю глубокую привязанность.   До свидания, Бог даст, до скорого.

                                                                                        Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.

     

                       Неравноправие женщин  требовало закрепленного традицией выражения боль-

                       шей почтительности с их стороны. Типичное начало посланий мужа к жене:

                                                   

                              От Дмитрия Ивановича жене моей Агафье поклон да детям мир и благосло-

                        вение, здравствуйте на многие лета. А я на Москве июля по 17 день, Бог дал,

                        жив, а впредь уповаю на милость Божию. Да прикажи за хлебом ходить так,

                        как и при мне хаживали.

                        А это ответ жены:

                               

                           Государю моему Дмитрию Ивановичу женишка твоя Агафьица с детишка-

                         ми твоими челом бьет, здравствуй государь на его (Государя) службе. А дом

                         свой изволишь воспомянуть – и в дому твоем , дал Бог, все здорово…                

         

              Сотни одинаковых писем путешествовали по стране.

              Письма ХIХв. пишутся более свободно, утратили свою силу письмовники, но полу-

              официальный характер писем сохраняется.

                                                   Милостивый государь дедушка

                                                         Афанасий Николаевич!

                                Спешу известить Вас о счастии моем и препоручить себя Вашему-

                          отеческому  благорасположению, как мужа бесценной внуки Вашей, Натальи

                         Николаевны.  Долг наш и желание были бы ехать  к Вам в деревню, но мы

                         опасаемся Вас обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение…

                                                                           С глубочайшим почтением и искренно сыновней

                                                                            преданностию имею счастье быть, милостивый

                                                                            государь дедушка, Вашим покорнейшим слугой

                                                                            и внуком. Александр Пушкин.

   

              Это пишет А.С.Пушкин 24 февраля 1831 года А.Н.Гончарову, деду Натальи Никола-

              евны.

                   Письма ХХв., века войн, подвигов и преступлений, великих открытий и перемен,

              продолжают протоколировать обстоятельства времени и жизни людей, служат призы-

              вом и предостережением. Особенности эпохи запечатлены в них.

4/ Разгадывание кроссворда.  Запись терминов.

                  Форма и характер писем сейчас уже совсем не те, что в «оные времена», но некото-

             рые слова, касающиеся писем, неизменны в течение сотен лет.

                                                          КАРТОЧКА 2.                                    

                                                                           

1

5

2

3

4

По горизонтали.                                                        По вертикали.        

                   1.Способ передачи писем.

  2.Получатель письма.                                  5.Отправитель письма.

  3.Послание, письмо.

                   4.А.С.Пушкин о ней с иронией говорил:

                              Родные люди вот какие:

                              Мы их обязаны ласкать,

                                Любить, душевно уважать.

                               И, по обычаю народа,

   О рождестве их навещать

   Или по почте поздравлять,

   Чтоб остальное время года

   Не думали о нас они…

5/ Повторение сведений о письме, полученных в 5-7 кл.

                - Назовите виды писем.

                     (Деловые, личные, предназначенные для печати, поздравительные)

                - Кому могут быть адресованы письма?

                     (Семье, учителю, друзьям, чиновникам, президенту, ветеранам, землякам)

                - О чем можно писать в письме?

                     (О делах, увлечениях, чувствах; можно поделиться мыслями о кино, животных;

                      можно выразить  свое мнение по какой-либо проблеме)

                -Какие знаете формы передачи писем?

                     (Информацию можно передать по телефону, с помощью факса, компьютора, мож-

                     но отправить письмо по почте)

                 - В каких  произведениях литературы вы встречали письма?

                      ( А.П.Чехов«Ванька», А.С.Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»,

                       С.Есенин «Письмо матери»)

                 - Используя памятку, вспомните, как оформляется письмо?

                                                             КАРТОЧКА 3.

                           

                                                              

                                                         ПАМЯТКА  

                               *В правом верхнем углу письма должна быть поставлена …

                               *Обращение обычно пишут …

                               *В конце письма следует …

                               *Поля оставлять …

                               *Почерк должен быть …

                               *Писать карандашом …

                               *Бумага должна быть…

                               *Чистый конверт подписывать надо …

                   - Вспомните, каков план письма?

6/ Анализ письма Н.Островского другу Петру Николаевичу Новикову (на партах карточки).

Составление плана письма, запись его в тетради.

Определение личного письма.

                                                   КАРТОЧКА 4.

                                                                           

                                                                                                   26 мая 1931 года.

                                                  Здравствуй, дружок!

                        Я весь заполнен порывом написать до конца свою «Как закалялась сталь».

                    Но столько трудностей в этой сизифовой работе – некому писать под мою диктов-

                    ку. Это меня прямо мучит, но я упрям, как буйвол. Я начал людей оценивать лишь

                    по тому, можно ли их использовать для технической помощи. Пишу и сам!!! По

                    ночам пишу наслепую, когда все спят и не мешают своей  болтовней. Сволочь

                    природа взяла глаза, а они именно теперь так мне нужны…

                        Удастся ли прислать тебе и моим харьковским друзьям некоторые отрывки из

                    написанного? Эх, если бы жили вместе, как было бы хорошо! Светлее было бы в

                    родной среде. Петя, ответь, дружок: что, если бы мне понадобилось перепечатать с

                    рукописи листов десять на пишущей машинке, мог бы ты этот отрывок перепеча-

                    тать, или это волынка трудная? Редакция требует два-три отрывка для оценки. Ты

                    хочешь сказать, что я тебя хочу эксплуарировать, но ты же можешь меня к черту

                    послать, от этого наша дружба не ослабнет ничуть.

                         Жму твою лапу.

                                                                                                    Коля Островский.

             - Прочитайте письмо.

             - По какому поводу оно написано? О чем автор рассказывает?

             - Какими чувствами наполнено письмо?

             - Наиболее яркие в эмоциональном отношении строки…

             - В каком стиле написано письмо?

             - Составьте и запишите структурный план письма.

                (План записывается в левую половину таблицы,  правая заполняется позже)

                                                       

                                                   ПЛАН  ПИСЬМА.

                       1)Дата.

                        2)Приветствие, обращение.

                        3)Изложение мыслей.

                        4)Заключение, прощание.

                        5)Подпись.              

               - Определите жанр письма. Ответ обоснуйте.

               - Кому чаще всего адресуются личные письма?                                          

                    (Друзьям, родственникам, родителям)

               - Какие мысли и чувства могут передаваться  в личном письме?

               - Что такое личное письмо? Сформулируйте определение.

                ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – это выражение мыслей или переживаний человека ,чаще    

                всего по какому-либо одному вопросу, или сообщение каких-либо сведений,

                 интересных  только для автора письма.

7/ (Звучит песня «Письмо матери» на слова С.Есенина)

    Слово учителя.

                                            Любовь к матери-

                                    Великое чувство! Его до конца

                                    Мы живо в душе сохраняем;

                                    Мы любим сестру, и жену, и отца,

                                    Но в муках мы мать вспоминаем!

         Любовь, доброта, забота, всепрощение, беззаветная преданность…Матери – воплощение

     этих качеств. Может быть, поэтому как великие, так и простые люди в письмах своих часто

     обращаются к маме.

                                    Шлите им почаще телеграммы,

                                    Письмами старайтесь их согреть!

                                    Все на свете могут наши мамы,

                                    Только не умеют не стареть.

8/ Анализ письма А.Блока матери (карточки на партах).

Практическая работа с целью выявления особенностей личного письма

  (заполнение правой части таблицы)

                                                         КАРТОЧКА 5.        

                   

                                                                                                       1 октября   1906года.

                                                              Здравствуй, мама!

                   Мама, я сейчас возвратился домой и захотел тебе написать, потому что, когда мы

                встречаемся, большей частью не говорится ни одного слова, а все только разговоры

                или споры. Я эти дни очень напряжен, хочу, чтобы это напряжение увеличивалось

                все больше; больше меня не утомляют чужие люди, напротив, они выдвигают из

                меня человека, которого я люблю по-настоящему, все больше, и почти всегда, в

                сущности, нахожусь во внутреннем восторге.  Это заставляет меня наружно многое

                пропускать; при этом мне кажется, что ты на меня смотришь вопросительно – очень

                часто.

                    Я хочу, чтобы  ты всегда определенно знала, что я ни минуты не перестаю тебя

                любить по-настоящему. Также, не знаю, по-настоящему ли, но наверно, я люблю

                Франциска и тетю. Относительно Любы я наверно знаю, что она тебя любит , она об

                этом говорит мне иногда просто.

                      Кроме того, я теперь окончательно чувствую, что, когда начинаются родствен-

                ники  всех остальных калибров, а также всякие знакомые, и офицеры вообще,- то моя

                душа их выбрасывает из себя органически. <…> Все они не только не могут, но и не

                смеют знать, кто я. <…>

                       Крепко обнимаю тебя. Я часто хочу, чтобы ты пришла, когда ты не приходишь.

                Не мешаешь.

                                                                                                         Сашинька, или Саша.

                                 Р.S.Негодник Крабка вовсе не умирал, я его люблю по-настоящему.

            - О чем пишет автор письма?

            - Какова основная мысль содержания?

               (А.Блок пишет о своем  настроении, говорит о кровном и духовном единстве с близ-

                кими родственниками, признается матери в любви. Основная мысль – семья-это

                самое важное и ценное в жизни.)

            - Каков настрой письма?

              (Эмоциональный, взволнованный, откровенный, непринужденный.)

            - Чем обусловлена искренность письма?

               (Адресат – близкий человек.)

            - Раскрывается ли в письме внутренний мир автора?

               (Видим, что автор письма – человек интеллигентный, сильный, способный глубоко  

                чувствовать, верно любить.)

       

       Задание первой группе.

             Выяснить, каковы особенности обращений к адресату и слов прощания;

             определить роль Р.S. в письме;

             обратить внимание на этические моменты.

       

       Задание второй группе*.

             Выявить особенности речи и лексики.

       

       Задание третьей группе*.

             Определить, каковы конструкции предложений;

             исследовать композицию основной части письма;

             наличие ассоциаций в письме.  

             

    9/   Подведение итогов работы и заполнение таблицы.

                                                             

                                                            ПИСЬМО          

           

               План письма

Особенности личного письма

         1)Дата.

         2)Приветствие, обращение.

          3)Изложение мыслей.

          4)Заключение, прощание.

          5) Подпись.

          6) P.S.

1) Дата.

2) Приветствие, обращение.

Эмоциональное обращение к адресату.

Этический момент: сначала об адресате,

потом о себе.

3) Изложение мыслей.

Непринужденная речь от первого лица.  

Лексика экспрессивно-эмоциональная.

Предложения различных конструкций,

Осложнение обращениями и вводными

словами.

Этический момент: постоянное обраще-

ние к адресату, ссылка на что-либо общее

4) Заключение, прощание.

Нежные слова, надежда на встречу.

5) Подпись.

Имя, которым называет адресанта

адресат.

6) Р.S. возможно.

Внезапная, интересная обоим мысль.

10/ Cообщение учащегося на тему «Русские формулы приветствия и прощания»

       /поисково-исследовательская работа/.

Формула приветствия, употребление.

Формула прощания, употребление.

 «Ай ты гой еси, …!»

 «Исполать тебе, добрый молодец!»

   (фольклор)

«С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»

«По сту на день, по тысяче на неделю!»

   (фольклор)

«Слава Богу тебе, …!»

«Мое почтение».

   (уважительное общение)

«Добрый день!»

«Здравствуй!»

  (в любом общении)

«Привет!»

«Приветик!»

«Салют!»

    (дружеское общение)

«С успехом!»

«С днем рождения!»

«С праздником!»

   (традиционные поздравления)

«Здорово!»

   (мужское приветствие)

«До свидания!»

«Всего хорошего!»

«Всего доброго!»

(в любой ситуации с оттенком пожелания)

«До встречи!»

 (когда предполагается встреча)

«Прощайте!»

 (прощание на длительный срок)

«Счастливо!»

«Всего!»

«Привет!»

«Пока!»

(употребление хорошо знакомыми людьми)

«Бывай!»

«Будь!»

(грубовато-сниженное, нелитературное)

«Разрешите попрощаться!»

«Разрешите откланяться!»

(официальное)

Ш.Обобщение по теме урока.

     Домашнее задание.

          Сегодня на уроке говорилось об истории возникновения и развития личного письма.                

       Прочитано несколько ярких писем. Разобраны все этапы написания личного письма.

       Напишите письмо другу, семье…

                                       И вы убедитесь, что письмо, как птица,  

                                       Может весь мир облететь.

                                       И вы убедитесь, что письмо – царица:

                                       Может сердцам повелеть.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Подготовка к изложению.

Данный урок является одним из многих в системе развития речи учащихся.  При помощи таких уроков формируются навыки написания изложения, отрабатываются основные умения по грамматике, орфографии; в...

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...

Урок развития речи на тему: "Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему." 6 класс.

Урок развития речи содержит подготовку к сочинению - рассуждению на дискуссионную тему обучающихся 6 класса....