Самоанализ урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс
методическая разработка по русскому языку

Урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. На уроке  формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении. На уроке учащимся предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа, реализованы межпредметные связи с историей, математикой, литературой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самоанализ урока19.21 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Автор разработки урока – Позднякова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г.–к. Железноводска

Предмет – русский язык, 6 класс.

Тема: Имя числительное как часть речи

Продолжительность урока – 45 минут.

Место данного урока в системе уроков по теме: первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Русский язык» 6 класс, под ред. А.Д. Шмелева

Необходимое оборудование для урока:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Раздаточный материал в виде таблиц, тестовые задания в виде цветочных лепестков с условными символами

Авторский медиапродукт – презентация   по теме «Имя числительное как часть речи».

Основные дидактические методы:  

  • деятельностный,
  • проблемный,
  • исследовательский,
  • практический;
  • методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • дифференцированная.

         Тема «Имя числительное как часть речи» включена в раздел «Система языка». Всего на изучение темы «Имя числительное» отводится по программе 24 часа.  Данный урок классифицируется как урок «открытия» новых знаний. Детям предстоит познакомиться с именем числительным, его морфологическими признаками, группами по значению, ролью  в речи.      

Урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. На уроке  формируется совокупность универсальных учебных действий (УУД), используются технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении. На уроке учащимся предлагаются задания, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа, реализованы межпредметные связи с историей, математикой, литературой. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у школьников интереса к учебной деятельности в целом, к предмету, воспитанию патриотизма созданию у них положительного эмоционального настроя к учению, дают возможность осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что  подача материала подобным образом вызывает больший интерес у учащихся, способствует вовлечению детей в образовательный процесс. Возникает возможность  экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

     Урок проводится в классе, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся. Всего в классе 27 детей, в том числе 14 девочек и 13 мальчиков 12-13 лет. Социальный состав класса представлен детьми, воспитывающимися в неполных семьях – 4 человека, в многодетных семьях – 6 человек. Уровень сформированности познавательной активности, психологических процессов достаточно высокий. Четверо учащихся являются отличниками, 14 человек обучаются на «4» и «5», таким образом, качество знаний составляет 67% при 100% обученности.

Темп урока высокий, объем учебного материала значительный, что позволяет судить о сформированности у  обучающихся метапредметных умений. Учащиеся класса разделены на 3 группы, состав групп идентичен по уровню познавательных способностей детей.

Урок состоит из 8 этапов.

На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Следующий этап – актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. С помощью  «защифрованного» текста дети не только включаются в интерактивную деятельность, но и расширяют свой словарный запас, а также развивают умение работать со знаками и символами. Текст разработан не случайно – его тема связана с предстоящим 75-летним юбилеем Великой Победы, что способствует воспитанию патриотизма. На этом этапе дети сталкиваются с первыми лингвистическими трудностями урока – не все разгаданные слова являются числительными, хотя и связаны со значением числа.  

Третий этап – выявление места и причины затруднения. Обучающиеся самостоятельно. аргументированно делают вывод о частеречевой категории выявленных слов.

На четвертом этапе происходит построение проекта выхода из затруднения. Это приводит учащихся к осознанию темы урока и формулированию ее. Ученики не получают готового знания, они сами определяют не только тему, но и задачи урока.

На этапе реализации построенного проекта обучающиеся имеют возможность  пополнить свои знания новыми и зафиксировать их. Производя анализ языкового материала, дети классифицируют числительные, самостоятельно определяя принцип формирования групп слов – числительные количественные и порядковые. На этом этапе формируется умение различать числительные по вопросу. Задание по заполнению таблицы с самопроверкой  дает возможность  оценить уровень усвоения учебного материала, наметить объем знаний, которые необходимо получить.  

Этап первичного закрепления нацелен на включение новых знаний в систему.  Обучающимся предложены задания, активизирующие такие УУД,  как самостоятельное применение установленных ориентиров действия в новом учебном материале, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельный поиск необходимой информации,  формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Предложенные задания позволяют реализовать межпредметные связи, развивать метапредметные умения. Анализ языкового материала направлен на выявление роли числительных, особенностей их использования, развитие речи учащихся.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону позволяет закрепить полученные знания. Обучающимся предложены тестовые задания на «лепестках цветка». Задание выполнено верно, если каждый лепесток окажется на своем месте в соответствии с обозначенными условными знаками.

На этапе рефлексии происходит не только подведение итогов урока, оценка деятельности, но и попытка применить новый материал в нестандартной ситуации. При помощи использования такой формы работы дается положительная установка на выполнение домашнего задания и на следующий урок. Домашняя работа  содержит вариативные задания творческого характера.

Дети на уроке проявляют активность, заинтересованность в получении результата своей деятельности. Более половины учащихся класса по итогам урока получили оценки «хорошо» и «отлично».

В результате ученики приобрели необходимые на данном этапе усвоения материала знания и умения. Произошло целеполагание дальнейшей деятельности. Цель урока достигнута, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....