Конспект урока "Имя числительное как часть речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок "открытия" новых знаний при изучении темы "Имя числительное". На уроке предусмотрена групповая форма работы. Урок соответствует требованиям ФГОС: - ориентация на новые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) - нацеленная деятельность на формирование УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

города-курорта Железноводска

Позднякова Оксана Владимировна

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

1. учебные:

  • научить отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
  • познакомить с основными признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  • научить отличать порядковые и количественные числительные;

2.  развивающие:

  • развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию учения;
  • развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Метапредметные:

Развивать:  

  • УУД учащихся;
  • психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
  • умение работать в паре, группе, индивидуально.

Предметные:

  • подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи»;
  • формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Формирование УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

- Здравствуйте, ребята. Давайте подарим друг другу улыбки и, получив заряд хорошего настроения, начнем работу. Сядьте сейчас только те, кто готов хорошо работать на уроке. А теперь те, кто будет стараться выполнять задания. И теперь те, кто хочет получить хорошие оценки.

Работать вам предстоит, разделившись на группы, однако соревноваться группами вам не придется. Вы сможете помогать друг другу на уроке, коллективно решать поставленные задачи. За правильные ответы вы будете получать жетоны. По итогам урока вы получите оценки за работу.  

Мы начинаем.                                                                              Слайд 1

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Смыслообразование (Л)

Использование знаково-символических средств (П)

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Текст на слайде с «зашифрованными» словами.                      Слайд 2

На часах 10 часов 20 минут. Сегодня 21 ноября 2017 года, 2 день 4-й недели ноября. До нового года полтора месяца, а 14 суток назад, 7 ноября,  наша страна отмечала 100-летний юбилей Октябрьской революции. А впереди у нас 40 минут плодотворной работы, за которую каждый из вас может получить пятерку.

- Прочитайте текст. Какие слова зашифрованы в тексте? В чем особенность этих слов? (связаны с числами)                                                 Слайд 3

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учебно-познавательный интерес (Л)

Сравнение, аналогия (П)

Использование знаково-символических средств (П)

- Если эти слова связаны с числами, можно ли их все заменить числами?

(Столетний, пятерки)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Самоопределение (Л)

Постановка познавательной цели (П)

Познавательная инициатива (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- Что необходимо, чтобы отличать эти слова?

(узнать о числительном как части речи)

 - Озвучьте тему урока и задачи урока.                                   Слайд 4

Тема: имя числительное как часть речи

Задачи:                                                                                        Слайд 5

  1. познакомиться с понятием «числительное»;
  2. узнать морфологические признаки числительного как части речи, синтаксическую роль в предложении;
  3.  уметь отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.

- Оформите запись в рабочих листах                                                    Слайд 6

  1. Реализация построенного проекта

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Познавательная инициатива (Р)

Поиск необходимой информации (П)

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П)

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

- Приведите примеры употребления слов со значением числа в речи  Слайд 7

- Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают восьмое место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

- Разделите выделенные слова на 2 группы. Самостоятельно определите принцип, по которому вы классифицируете эти слова.   Слайд 8

- Кто догадался?  Назови 1 слово 1-й группы.

- Почему именно так ты произвел распределение?         Слайд 9

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

СКОЛЬКО?

КАКОЙ?

  1. Десять
  1. Двадцать первое
  1. Двадцать
  1. Две тысячи семнадцатого
  1. Полтора
  1. Второй
  1. Четырнадцать
  1. Четвертой
  1. Сорок
  1. Седьмое

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле… Мы перечисляем предметы, кабинеты, года, присваивая им порядковые номера. При этом мы употребляем числительные, отвечающие на разные вопросы: СКОЛЬКО? – количественные числительные; КАКОЙ? - порядковые числительные.

- Какие слова, выделенные в тексте не вошли в таблицу? Почему? Кто использовал эти слова? Можно ли эти слова считать числительными? Слайд 10

Столетний (юбилей) – прилагательное

Пятерки – существительное.

Давайте заполним таблицу.                     Слайд 11

Проверим.                                                Слайд 12                     Приложение 1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Отвечает на вопросы

Сколько?

Какой?

Обозначает

Количество предметов,

порядок при счете

Разряды по значению

1. количественные

2. порядковые

Синтаксическая роль

Изменяются по  

  1. Первичное закрепление. Включение в систему знаний

Использование приемов решения задач (П)

Выведение следствий (П)

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

Планирование и реализация учебного сотрудничества (К)

Построение речевых высказываний (П)

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П)

Управление поведением партнера (К)

Использование знаково-символических средств (П)

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

- Ребята, наш сегодняшний урок  - мечта многих школьников. За 40 минут мы побываем на 5 уроках. Между уроками будут перемены, которые мы должны будем провести с пользой.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  Слайд 13

Выполните задания:

«Третий лишний» - работайте в группе, найдите лишнее слово в каждом ряду. Ответ обоснуйте.

  1. Один, одинокий, одиннадцать.
  2. Пятерка, пятый, пять.
  3. Четырехугольник, четыре, четырнадцать.

ПРОВЕРКА (по одному учащемуся от группы)

«Исследование»- подберите к указанным числительным однокоренные слова.

                                                                               Слайд 14

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Два

двойка

двойной

удвоить

Три

тройка

тройной

утроить

Десять

десяток

десятилетний

удесятерить

ПРОВЕРКА (по одному учащемуся от группы)

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус  (мир)                                     Слайд 15

УРОК ГЕОГРАФИИ                     Слайд 16

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе дикторов телевидения. 2017 год объявлен годом экологии в России. В течение года происходили события, о которых нужно сообщить телезрителям. Перед вами тексты. Вам необходимо прочитать их, по возможности без ошибок. На подготовку  1 минута.

Мне понадобятся эксперты, которые будут оценивать чтение, они же выберут лучшего диктора. Ознакомьтесь с текстами. Подготовьтесь слушать конкурсантов.

ТЕКСТ 1:                                                         Слайд 17, 18, 19

25 марта 2017 года в 10, юбилейный раз прошел «Час Земли». Это экологическая акция, призывающая на 60 минут отказаться от электричества. Более 150 городов нашей страны, около 22000000 жителей присоединились к акции; это в 1,5 раза больше, чем в 2016 году. Всего в мире в этом году участниками «Часа Земли» стали более 184 стран.

ТЕКСТ 2:

31 октября отмечается Международный день Черного моря. В 2017 году его справляют 22 раз. Известно, что средние показатели глубины Черного моря равняются 1240 метрам, а самая глубокая отметка составляет 2210 метров. В Черном море насчитывается 270 видов многоклеточных водорослей, около 600 видов водорослей в составе планктона, осуществляющего фотосинтез и более 2500 видов животных.

ТЕКСТ 3:

29 ноября – День образования Всемирного общества охраны природы. В этот день в 1948 году был основан Всемирный Союз Охраны Природы, который является крупнейшей международной природоохранной организацией. Союз объединяет в уникальное мировое партнерство 82 государства, 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 ученых и экспертов из 181 страны мира.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИКТОРОВ (по одному учащемуся от группы)

ОЦЕНИВАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ (эксперты проверяют правильность чтения)

- Вопрос к «дикторам»: что вам показалось наиболее сложным? (правильное произношение числительных).

- Что нужно, чтобы произносить числительные без ошибок? (научиться их правильно склонять, употреблять в речи).

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус  (освещается)                     Слайд 20

                                             

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ

Выполните упражнения

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – пора нам продолжать.

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус  (солнце)                             Слайд 21

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ       Слайд 22

-Выразительно прочитайте стихотворение Игоря Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение (фразеологизмы).

ПРО СЕМЁНА                                                      Слайд 23

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живет замками

И зовут его Семён.

- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение. Слайд 24, 25, 26, 27

Во лбу семь пядей – очень умный, мудрый, выдающийся.
Семь пятниц на неделе – частая и легкая перемена решений, намерений, настроений.
Семимильные шаги – очень быстро.
За семью замками – хранить в глубокой тайне.

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус   (человек)                                           Слайд 28

УРОК МАТЕМАТИКИ          Слайд 29

- Пора нам обратиться к царице наук – математике. Я предлагаю вам решить задачи. Запишите в рабочих листах краткую запись, решение и ответ.

1. Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько кг конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

2. С одного дерева сняли 164 груши, а со второго 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши.

Сколько груш было на обоих деревьях?

3. Когда кошка Машка узнала, что в одной морковке столько же витаминов, сколько в пяти мышах, она перестала есть мышей и увлеклась морковками. Обычно кошка Машка съедала по 30 мышей в месяц.

Сколько морковок в неделю нужно съедать кошке Машке, чтобы получать то же самое количество витаминов?

                                                                                  Слайд 30

- Назовите число, в записи которого используется столько цифр, сколько и букв. (Например, 100 – «сто»).

Ответ: 1000000 – «миллион».                         Слайд 31

- У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир таким образом получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

Также интересна история появления слова сорок, оно не похоже на другие слова, обозначающие названия десятков: 20, 30, 50,60. Найдите эту историю и расскажите об этом на следующем уроке.

- Запишите предложения.

Миллион шагов – это расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.

Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров. Это почти половина высоты Исаакиевского собора.

- Подчеркните словосочетания с числительными как член предложения.

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус    (знание)                    Слайд 32

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)

Анализ, сравнение, классификация (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Познавательная инициатива (Р)

Осуществление самоконтроля по результату и способу действия (Р)

Достижение договоренности и согласование общего решения (К)

ТЕСТ                

- Сегодня на уроке мы начали знакомиться с новой частью речи – именем числительным. Далее, на последующих уроках вам предстоит узнать еще немало интересного и важного об этой части речи, о правописании числительных, о правильном употреблении их в речи. А сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания, они помогут нам узнать, как вы усвоили материал урока. Предлагаю вам задания на цветочных лепестках.

                                                                                            Приложение 2

К каждому вопросу есть 4 варианта ответов. Найдите правильный и разместите лепесток в отведенном ему месте по символу правильного ответа.

                                                                                             Слайд 33                             

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Внутренняя позиция школьника (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

- Что вам особенно запомнилось из урока? Что показалось интересным? Что вызвало затруднения?

Посчитайте количество полученных жетонов. Если их больше 20 – ваша оценка «5», 15-20 – «4», остальным нужно лучше стараться.    Слайд 34

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                                                    Слайд 35

  1. Придумайте и запишите числительное, в котором наибольшее количество слов.
  2. Задание по выбору:
  • Сочините  сказку, в которой рассказывается об имени числительном;
  • Напишите кулинарный рецепт вашего любимого блюда. Объясните, почему необходимо использование числительных в данном тексте. При подготовке к работе вам помогут книги по кулинарии, советы мамы, бабушки. Сделайте вывод об употреблении числительных в текстах делового стиля

- У вас есть карточки со словами, которые вы отгадали на переменках. Составьте из них пословицу.

МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК - ЗНАНИЕМ.    Слайд 36

- Я желаю вам, чтобы ваш мир всегда был освещен солнцем, а небо над головой оставалось мирным. Желаю вам уверенно идти по дороге знаний, освещая ими свой путь.



Предварительный просмотр:

1. Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько кг конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

2. С одного дерева сняли 164 груши, а со второго 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши.

Сколько груш было на обоих деревьях?

3. Когда кошка Машка узнала, что в одной морковке столько же витаминов, сколько в пяти мышах, она перестала есть мышей и увлеклась морковками. Обычно кошка Машка съедала по 30 мышей в месяц.

Сколько морковок в неделю нужно съедать кошке Машке, чтобы получать то же самое количество витаминов?



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оксана Владимировна Позднякова у читель русского языка языка и литературы МБОУ СОШ №5

Слайд 2

На часах . ….. часов ….. минут Сегодня января года, день недели января. До начала весны 1 1 / 2 месяца. А через 105 суток наступит , и наша страна будет отмечать - летний юбилей Великой Победы. Впереди у нас минут плодотворной работы, за которую каждый из вас может получить ! 23

Слайд 3

На часах одиннадцать часов пятьдесят минут. Сегодня двадцать третье января две тысячи пятнадцатого года, пятый день третьей недели января. До начала весны полтора месяца. А через сто пять суток наступит Девятое мая, и наша страна будет отмечать семидесятилетний юбилей Великой Победы. Впереди у нас сорок пять минут плодотворной работы, за которую каждый из вас может получить пятёрки !

Слайд 4

ТЕМА УРОКА: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Слайд 5

Задачи: познакомиться с понятием «числительное» ; узнать морфологические признаки числи- тельного как части речи, синтаксическую роль в предложении; уметь отличать числительное от других ча - стей речи с числовым значением; различать разряды числительных.

Слайд 6

Двадцать третье января. Классная работа. Имя числительное как часть речи.

Слайд 8

На часах одиннадцать часов пятьдесят минут. Сегодня двадцать третье января две тысячи пятнадцатого года, пятый день третьей недели января. До начала весны полтора месяца. А через сто пять суток наступит Девятое мая, и наша страна будет отмечать семидесятилетний юбилей Великой Победы. Впереди у нас сорок пять минут плодотворной работы, за которую каждый из вас может получить пятёрки !

Слайд 9

Имя числительное … … …? …? двадцать второе одиннадцать две тысячи пятнадцатого пятьдесят пятый полтора третьей девятое сто пять сорок пять КАКОЙ? СКОЛЬКО? КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОРЯДКОВЫЕ

Слайд 10

Семидесятилетний - Пятёрки - … … прилагательное существительное

Слайд 11

Отвечает на вопросы Имя числительное Обозначает Разряды по значению Синтаксическая роль

Слайд 12

Отвечает на вопросы Имя числительное Обозначает Разряды по значению Синтаксическая роль Сколько? Какой? Количество предметов, число, порядок при счете Количественные Порядковые

Слайд 13

Русский язык История Литература Математика

Слайд 14

Исследовательская работа ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ два три десять двойка тройка десяток двойной тройной десятилетний удвоить утроить удесятерить

Слайд 15

М ’’ P

Слайд 16

Русский язык История Литература Математика

Слайд 17

июня 1941 года 4 года 11 января 1943 года 1418 дней и ночей 9 мая 1945 года

Слайд 18

O Т=Щ А I спр . 3л. ед. ч . СЯ

Слайд 19

’ ’’

Слайд 20

Русский язык История Литература Математика

Слайд 21

Два сапога – пара. Семеро одного не ждут. Доброе дело три века живет.

Слайд 22

Два сапога – пара. Семеро одного не ждут. Доброе дело три века живет.

Слайд 23

ПРО СЕМЁНА Есть у нас в квартире дядя, Он известен в доме всем. У него во лбу семь пядей, На неделе пятниц семь. Семимильными шагами По квартире ходит он, За семью живет замками, И зовут его Семён. И.Иртеньев

Слайд 24

Очень умный, мудрый, выдающийся человек. Семь пядей во лбу

Слайд 25

Частая и легкая перемена решений, намерений, настроений. Семь пятниц на неделе

Слайд 26

Очень быстро. 1 миля = 1,598 км Семимильные шаги

Слайд 27

Тайное, спрятанное, недоступное. За семью замками

Слайд 28

(устар.) 100 лет

Слайд 29

Русский язык История Литература Математика

Слайд 30

40 5 8 = Пятью восемь – сорок.

Слайд 31

М И Л Л И О Н

Слайд 32

З ние

Слайд 35

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Запишите примеры загадок, названий литературных произведений (кинофильмов, мультфильмов), в которых употребляются имена числительные. Определите их разряд. Задание по выбору: Напишите кулинарный рецепт вашего любимого блюда. Объясните, почему необходимо использование числительных в данном тексте. При подготовке к работе вам помогут книги по кулинарии, советы мамы, бабушки. Сделайте вывод об употреблении числительных в текстах делового стиля. б ) Сочините сказку, в которой рассказывается об имени числительном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи" (программа М.М.Разумовской)

Урок расчитан на среднего учащегося. Представлены развичные формы работы.Урок – объяснение нового материала направлен на усвоение фундаментальных понятий по теме. Немаловажно, что в начале урока учащи...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...