Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи" (программа М.М.Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок расчитан на среднего учащегося. Представлены развичные формы работы.Урок – объяснение нового материала направлен на усвоение фундаментальных понятий по теме. Немаловажно, что в начале урока учащиеся самостоятельно определяют тему, связав с понятиями, изучаемыми в смежных дисциплинах. Для обеспечения наглядности при подаче материала рекомендуется использовать ТСО (презентация по теме).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.29 КБ |
chislitelnoe.ppt | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала по теме
"Имя числительное как часть речи". 6-й класс.
ЦЕЛИ:
образовательные: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
развивающие: развивать умение работать с книгой, систематизировать материал; развивать мышление и логику.
воспитывающие: прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Оборудование: стандартное + презентация «Имя числительное как часть речи».
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Отсутствующие.
2. Вступительное слово. Формулировка темы урока.
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой? На этот вопрос вы ответите сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (Это загадки).
Отгадайте их.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
Дать орфографический комментарий.
- Назовите знакомые части речи, надпишите их.
- Что называют слова два, четыре, сто? Если называют числительные, следует вопрос : Что вы уже знаете об имени числительном?
-Значит о чем пойдет речь на уроке? Запишем тему в тетрадь.
Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. В каких ситуациях вы встречаетесь с числительными?
Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:
- В какой школе вы учитесь?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными? (математика, география, физика, биология)
- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.
- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )
-Молодцы. Числительные занимают восьмое место по частоте употребления среди других частей речи.
3. Историческая справка.
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.
В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. "Пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять" – из существительных. В давние времена, когда эти слова были существительными, за ними следовали существительные в родительном падеже.
Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". В самом слове чувствуется значение бесконечности. Дальнейшее увеличение числового ряда поставило славян в тупик, и, когда это потребовалось, они заимствовали у греков слова "легион" (сто тысяч) и "леодр" (миллион). Со временем понадобились слова для обозначения десяти, ста миллионов, миллиарда и т.д. Для этого подыскали слова со значением бесконечности: десять миллионов – "ворон" (вечная птица), сто миллионов – "колода" (гроб).
Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно.
С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.
-Давайте попробуем записать число буквами кириллицы.
231,102. (У доски).
4. Изучение нового материала.
Вновь обратитесь к числительным из предложений. На какой вопрос они отвечают? Запишите их в первый столбик. Что они обозначают? (число, количество предметов).
- Образуйте и запишите во второй столбик слова, отвечающие на вопрос КОТОРЫЙ? А что они обозначают (порядок предметов при счёте)
(Обращаем внимание на морфемное строение слов)
Два | Второй | |
Четыре | Четвёртый | |
Сто | Сотый | |
Количественные | Порядковые | |
Семь | Седьмой | |
Восемь | Восьмой |
Откроем 263 страницу учебника. Вам необходимо, прочитав материал параграфа, заполнить пропуски в схеме.
(слайд №3-схема)
Что у вас получилось? Проверка с комментариями.
3. Закрепление изученного материала.
А) - Посмотрите на экран и решите ребус (м/м семь, в о семь).
- В какой столбик вы их запишите? Почему?
- Образуйте от них порядковые числительные. Докажите свою правоту.
Б) Давайте попробуем образовать порядковое числительное от 11? Аргументируйте ответ.
-А вы знаете, почему в слове одиннадцать пишется 2 буквы Н?
Числительные от 11 до 19, а также некоторые другие, раньше представлялись сочетаниями отдельных слов и выглядели так: Приложение 1 (слайд № 5 - иллюстрация сообщения ). Современные числительные 11, 12 и т. д. произошли из названий единиц, предлога НА и числительного ДЕСЯТЬ. Они читались так .... Постепенно составные элементы этих числительных сблизились, вторая часть потеряла признаки старой формы и превратилась в ДЦАТЬ. Слово стало единым целым. Этим и объясняется соседство двух букв Н: одна - конечный согласный основы числительного ОДИН, вторая - первая буква предлога НА.
В) Физминутка.
- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные – хлопаете в ладоши, если порядковые - молчите.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.
Г) А теперь внимание на экран. Запишите предложения. Определим, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении.
- Каким ещё членом предложения может быть числительное? Определения. (Порядковые)
Приведите пример. Мы живем на втором этаже.
Д) В русском языке есть слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глаголы с числовым значением, которые очень легко спутать с числительными.
Давайте выполним Упр. "Третье лишнее" (слайд № 5). Два слова в каждой строке - числительные, одно - другая часть речи. Найдите её и выпишите. (Взаимопроверка - слайд № 6.)
-Чем же отличаются числительные от слов с числовым значением?
(другие части речи отвечают на вопрос что?, обозначают конкретный предмет, имеют разные грамматические признаки, например, три – изменяется по падежам (потеряли признаки существительного), трояк- 2 скл., м.р., изменяется по числам и падежам).
- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?
Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
- Расшифруйте текст. Проверка.
-На слайде задания для самостоятельной работы. Проверка.
Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?
6. (Слайд № 10 - домашнее задание)
Домашнее задание. Упр. 577, выучить теорию по схеме, составленной в тетради.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имя числительное как часть речи
Отгадай загадки. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Четыре братца под одной большой крышей живут. Сто одёжек и все без застёжек .
Имя числительное -часть речи, которая обозначает ______, ______ предметов, _______ при счете. _____________________ (Сколько?) Изменяются по ________ (примеры) В предложении могут выступать _____________________ ___________________ (Какой? Который?) Изменяются по __________ (примеры) В предложении могут выступать _______________________
О 7 Сколько числитель-ных на экране?
Из истории числительных ОДИНЪ НА ДЕСЯТЕ ДЪВА НА ДЕСЯТЕ ТРИЕ НА ДЕСЯТЕ ОДИН НА ДЦАТЬ
Синтаксическая роль имен числительных Три и пять – восемь. Разделите восемь на два. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Третье лишнее Семь, седьмой, семёрка. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать. Трёх, трояк, третьего. Девятка, девятого, девятому. Сотый, столетний, сто. Двух, раздваиваться, два.
Правильный ответ Семёрка. Двенадцатиметровый. Трояк. Девятка. Столетний Раздваиваться
Расшифруйте и запишите текст Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы-40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой. Семь и четыре- одиннадцать. Уже взобравшись на лестницу, запорожцы прошли первую залу. Занятия начинаются в девять часов. Разделите шесть на три.
Домашнее задание: Выучить теорию по схеме, составленной в тетради. Упражнение 577.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»
Цели урока развивать речь , логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и углубить знания по теме "Глагол»; воспитыв...
Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".
СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...
Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"
Конспект урока русского языка в 6 классе "Разряды количественных числительных"....
Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...
Конспект урока русского языка в 8 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Предложения с вводными словами"
Тип урока: обобщающий урок с элементами исследовательской деятельности.Цели урока: определить уровень знаний по теме «Предложение с вводными словами»; сис...
Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику под редакцией М.М.Разумовской "Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот"
Тип урока: урок закрепления изученного материала с элементами исследовательской деятельности.Цели урока:закрепить и систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях;вырабатывать ум...