Разработка урока по русской литературе 7 кл
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чымыыжык Анна Шулууевна

урок по русской литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы  в 7 классе.

Тема: Л.Н.Толстой: судьба, личность , творчество.

Автобиографическая трилогия « Детство», « Отрочество», « Юность»

Цели: ознакомить  учащихся с судьбой, личностью, творчеством Л.Н.Толстого, вызвать интерес к личности и творчеству автора: рассмотреть автобиографическую трилогию « Детство», « Отрочество», « Юность»; продолжить знакомство  с главным героем трилогии Николенькой; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности; развивать интеллектуально- образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия; помочь задуматься над взаимоотношениями с близкими людьми.

Оборудование: учебник, карточки, иллюстративный материал, презентация, проектор.

Тип урока: урок - анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Л.Толстого; составляют план ; знают содержание повести « Детство»; умеют аргументированно  отвечать и задавать вопросы; характеризовать образ главного героя.

ХОД УРОКА

I.Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний

1. Проектируются иллюстрации, выполненные учащимися  по сказке М.Е.Салтыкова – Щедрина « Как мужик двух генералов прокормил». Учащиеся комментируют иллюстрации.( какие недостатки людей высмеиваются в произведениях Салтыкова – Щедрина7)

III. Мотивация учебной деятельности.

   Учитель: Если в сказках Салтыкова – Щедрина высмеиваются самодовольство,  никчёмность, глупость людей, имеющих власть, богатство, то произведение Толстого « Детство» пронизано каким- то  «милым утренним светом», счастьем общения с родными, близкими людьми.

(проецируется цитата)

«… Раннее детство – тот период, в котором всё освещено таким  милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят…»

                                                                              Л.Толстой.

           Появление на страницах журнала « Современник» автобиографической трилогии  « Детство» ( 1852), «Отрочество» ( 1854),

« Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни.

( учащиеся  формулируют  цели урока, чему должны научиться на этом уроке: думать, анализировать, излагать свои мысли, радоваться, грустить, сопереживать героям.)

 2 эксперта оценивают, комментируют  ответ одноклассников

IV.  Работа над темой урока

  1. Заслушивание « Литературных визиток» о  жизни и творчестве Л.Н Толстого.

План:

  1. Статья Ломунова К.Н.( презентация « Л.Н.Толстой»)
  2. Тургенев и Толстой.
  3. Маман ( мама), отец. ( краткий пересказ глав)
  4. Карл Иваныч ( краткий пересказ ), чтение и анализ ключевых эпизодов
  5. Наталья Саввишна.    ( краткий пересказ ), чтение и анализ ключевых эпизодов
  1. Аналитическая работа  с повестью « Детство»
  1. Начнём с имени главного героя.  Что означает имя   Николенька?  ( есть уменьшительно- ласкательный суффикс.) Что – то близкое, родное, бережное.
  2. В какой атмосфере жил Николенька? ( в атмосфере добра любви, взаимопонимания)
  3. Перечислите самые радостные моменты  в жизни мальчика ( общение с мамой, близость к матери, любовь и ласка матери)
  4. Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? ( эпизод со скатертью)
  5. Что важнее в повести – описание событий или описание душевных переживаний?

ФИЗМИНУТКА

После выступления учащихся и анализа ключевых эпизодов составляется кластер « Николенька и его родные и близкие»

Николенька

матушка

отец

Карл Иваныч

Учитель

Наталья Саввишна, экономка

Любящий сын,  наблюдательный

Любит анализировать свои поступки.

Находит силы признавать свои ошибки.

Бережно относится к родным и близким, старается не огорчать

« Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что  отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил , не поняли друг друга …

«  рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие…»

Когда  я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза , выражающие всегда одинаковую доброту и любовь…

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт  к себе на колени.- Так ты меня очень любишь? – Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька?...

Он умел взять верх в отношениях со всяким.

…был уважаемым…

..одевался оригинально и изящно

…умел скрывать тёмные стороны жизни…

«…я двенадцать лет жил в этом доме и могу сказать перед Богом , что я их любил и занимался ими больше, чем ежели были мои собственные дети…»

« …какое редкое, чудесное создание была эта старушка….»

…вся её жизнь была любовь и самопожертвование….

…С тех пор , как себя помню, помню я и Наталью Саввишну, её любовь и ласки;…

V.Рефлексия. Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали ?

2. Чему научились?

3.Что понравилось или не понравилось?

4. Составьте синквейн  « Урок» или  « Детство».

5. Какие чувства, ощущения  у вас появились?

 Примеры синквейна

                                            Детство

                               Счастливое,  невозвратимое  

                                 Радует, манит, не отпускает

                                           Чудесная пора.

                                        Урок

                     Интересный, поучительный

                  Заставляет размышлять, переживать

                                   Урок жизни

                  Вывод: Л.Н.Толстой  всю жизнь стремился к самосовершенствованию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличать зло и добро, правду от лжи. Эти стремления были заложены в нём в детстве родителями.

Каким человеком  ты станешь? Какие черты характера будут преобладающими? Всё это зависит только от самого человека, от семьи, от родных и близких.

 

VI. Прочитать рассказ « Хамелеон» А.П.Чехова. Подготовить литературные визитки « А.П.Чехов»

Написать сочинение «  Детство – чудесная пора »

                                        Детство .

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

…Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты  любимого существа, что сквозь эти воспоминания , как сквозь слёзы, смутно видишь их. Это слёзы воображения. Когда  я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза , выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная  сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так  часто целовал; но общее выражение ускользало от меня…

…Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было её лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто  веселело. Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

   Не зная Толстого – нельзя считать  себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

                                      М.Горький

          - Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого  меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

      Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт  к себе на колени.

  - Так ты меня очень любишь? – Она молчит с минуту, потом говорит: - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька?...

Раннее детство – тот период, в котором всё освещено таким милым утренним светом, в котором все хороши, всех любишь, потому что сам хорош и тебя любят

                                           Л.Толстой.

…чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная  подлость.

                                                          Л.Толстой

Детство, детство, ты куда бежишь,

Детство, детство, ты куда спешишь

Не наигрался  я ещё с тобой,

Детство, детство, ты куда? Постой!

А я хочу, а я хочу опять,

По крышам бегать, голубей гонять

Дразнить Наташу, дёргать за косу

На самокате мчаться по двору.

Детство, детство, ты куда ушло

Где уютный уголок нашло

Детства милого  мне не догнать

Остаётся с грустью вспоминать

А я хочу, а я хочу опять,

По крышам бегать, голубей гонять

Дразнить Наташу, дёргать за косу

На самокате мчаться по двору.

Словарь:

Привязанность-

Самопожертвование-

Сочувствие –

Согласие –

Рефлексия – внутренний самоанализ человека

Психологизм – углублённое изображение душевных переживаний героя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик"....