Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"
методическая разработка по русскому языку на тему
Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бобылева Ирина Валерьевна
ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум»
Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по профессии «Машинист на открытых горных работах»
по теме: Принципы русской орфографии.
Цели урока: 1 ) формирование представления о принципах русской орфографии;
2)отрабатывание навыков правописания.
Задачи: - дидактическая: выявить уровень знания:
- орфограмм;
- слитного, раздельного и дефисного написания;
- слов и частей слов;
- выбора написания прописной или строчной буквы;
- правильного переноса слова;
- образовательная: научить распознавать принципы русской орфографии:
- морфологический;
- фонетический;
- традиционный;
- развивающая: развивать интерес к истории русского языка;
развивать логический и интеллектуальный уровень учащихся;
- воспитательная: воспитывать любовь к слову и речевой культуре, используя профессиональную направленность учащихся.
Методы урока:
- по источнику знаний (практический: заполнение таблиц, выполнение упражнений фронтально, индивидуально, по группам);
- по характеру познавательной деятельности (репродуктивный, исследовательский, дедуктивный);
- по месту в структуре деятельности (метод мотивации).
КМО: опорные схемы, таблицы, карточки для индивидуальной работы, орфографические словари, словарь-справочник Д.Э. Розенталя «Прописная или строчная».
Эпиграф к уроку:
«Кто приобретает знания,
но не пользуется ими,
подобен тому,
кто пашет, но не сеет».
(Народная мудрость).
Структура урока:
- Орг. Момент (1мин.). Проверка готовности к уроку. Слова приветствия.
- Словарно-орфографическая работа (3мин.)
- Обратите внимание на записанные на доске словарные слова:
Запись на доске:
Прибор для накопления энергии с целью МЕХАНИЗМ
последующего ее использования.
Машина для превращения механической ГЕНЕРАТОР
энергии в электрическую.
Внутреннее устройство прибора, машины,
аппарата, приводящее их в движение. АККУМУЛЯТОР
Задание: определите, какое лексическое толкование слов подходит к данным терминам.
- Ответы обучающихся.
- Подготовка обучающихся к восприятию учебного материала, т.е. актуализация знаний практических умений: чтение шуточного стихотворения об орфографии (3мин.).
Слова преподавателя:
- Ребята, сейчас я прочту вам одно необычное стихотворение. Может быть, оно вас немного развеселит.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов-
Проклинывая все на белом свете
Я вновь бежу в нетоптанность лесов
Шуршат зверушки, выбегнув на встречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер
Бессмертные творения пиша.
Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная, зеленовая тварь
Совет мне с заботливой улыбкой
Большой орфографический словарь.
- А теперь вопрос: чтобы в нашей жизни не происходило подобных казусов, какая наука стоит на страже?
- Обучающиеся обращаются к записанной на доске теме урока.
- Мотивация учебной деятельности: объявление темы, запись даты, темы.(5мин.).
- Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему нашего урока, цель которого-усвоение основных принципов русской орфографии и отработка навыков правописания уже известных вам орфограмм.
- Актуализация знаний: таблица на доске.
- Внимательно посмотрите на таблицу со знаками вопросов в верхних строках.
? | ? | ? | ? |
п_крышка | коло_ки | диск_вый | дизельн_го |
п_дшипник | т_рмоза | поршн_вой | в карбюратор_ |
пр_кладка | сц_пление | электрич_ский | о двухтактн_м |
- Задание: запишите в верхней части таблицы значимые части слова - морферы, попутно вспоминая их графическое обозначение.
- Обучающиеся определяют, в каких частях слова пропущены буквы, называя орфограммы.
- Вопрос: как вы понимаете, что изучает орфография?
- Выводы обучающихся.
- Слово преподавателя на основе выводов обучающихся: само слово «орфография» произошло от греч. «орфос»--прямой, правильный + «графо»--пишу.
В основе русской орфографии лежит морфологический принцип, суть которого заключается в едином написании слов, несмотря на различие в произношении. Докажите на примерах. Рассмотрите карточки с опорными схемами.
- Коллективная деятельность обучающихся (5мин.):
опорные схемы
тормозная система двигатель
вакуумная воздушная дизельный карбюраторный
дисковая барабанная
сцепление коробка передач
лепестковое пальчиковое механическая автоматическая
- Задание: назовите в данных словах все известные вам орфограммы. Выделите суффиксы.
- Обучающиеся определяют орфограммы, проговаривая их названия.
- Но орфография-это не только единообразное написание слов и их значимых частей. Используя следующую таблицу, сделайте вывод о том, что изучает орфография.(7мин.).
Принципы русской орфографии | ||
Морфологический принцип | Фонетический принцип | Традиционный принцип |
единство написания в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях: безударных гласных, звонких, глухих согласных, непроизносимых согласных у разных частей речи. | правописание приставок на –с(-з): беспроводной бездорожье; чередования в корне: (гор-/ гар-/) горючее угар; (зор-/ зар-; клон-/ клан-; кос-/ кас-) буква ы вместо и после приставок на твёрдый согласный безинерционный. | правописание жи ши: шина жигули: написание ь после шипящих во 2-м лице ед.ч. глаголов: ремонтируешь; в наречиях: настежь наотмашь; в словарных словах: суппорт фильтр. |
- Выводы обучающихся о существовании фонетического и традиционного написания слов.
- Закрепление материала, изученного на уроке и ранее пройденного, связанного с новым.
- А сейчас мы с вами закрепим полученные знания с помощью выборочно - распределительного диктанта.(10мин.). Алгоритм задания: распределить слова в таблицу по принципам орфографии:
Редуктор, ключ зажигания, датчик, шиномонтаж, трамблер, наклониться, форсунка, резьба, маховик, полуось, крестовина, касание, штуцер, конденсат, подвеска, безынжекторный, кронштейн, гараж, технический, педаль, клапан, кожух, шкворень, роликового.
- Преподаватель фронтально опрашивает обучающихся.
- А теперь давайте посмотрим вглубь веков. Кто готов поделиться своими знаниями? (Заранее подготовленное сообщение учащегося об истории русской орфографии (2мин.)).
Русская орфография имеет более, чем 200-летнюю историю. После реформы русской графики, проведенной в 1708г. Указом Петра І о введении гражданского шрифта, вопросы правописания стали связываться с общими вопросами о путях развития русского литературного языка и к середине 18 в. приобрели общественное значение. Первым, кто стал специально им заниматься был В.К. Тредиаковский, провозгласивший необходимость фонетического принципа, затем вопросами правописания занимался М.В. Ломоносов (1755г.), что нашло отражение в «Российской грамматике». Но предложения этих авторов не были утверждены и не получили силу закона. Только с середины 30-х гг. 20-го века стала проводиться работа по составлению полного свода правил орфографии с целью упорядочить наше правописание. Результатом явились «Правила русской орфографии», действующее по настоящее время и нашедшие свое отражение в орфографических словарях.
8. Очень хорошо, спасибо. Следующая наша работа будет в группах с орфографическими словарями и словарями-справочниками Д.Э. Розенталя (7мин.), алгоритм задания таков: я распределяю вас по группам:
1, 3 группы: найти в орфографическом словаре как можно больше слов, имеющих отношение к профессии «автомеханик»;
2, 4 группы: найти в словарях-справочниках написания названий автомобильных заводов, марок автомобилей, транспортных средств и сделать вывод о правописании прописной и строчной букв.
(для сильных обучающихся). Работа по группам. Записи обучающихся:
1,3 группы: спидометр, обогрев, иномарка, квалификация, гаечный, загрунтовать, воронка, канистра, капот, газовыхлопной, дегидратация, ориентир, компрессор, шестеренчатый;
2.4 группы: « Волга», « ГАЗ-69», но газик, «Москвич», «Кадиллак», «Опель», но «Варшава», трактор «Беларусь», Волжский автомобильный завод им.50-летия СССР(ВАЗ),Уральский завод тяжелого машиностроения им. С.Орджоникидзе.
10.—Какие выводы мы можем сделать, исходя из нашего урока?
— Ответы обучающихся.
— Заключительное слово преподавателя (2мин.). Орфография - богатейшая кладезь знаний, пользуясь которой вы с уверенностью можете считать себя грамотными людьми нашего общества. Спасибо за урок.
Подведение итогов и результатов урока
-комментирование оценок;
-домашнее задание: написать творческую работу (сочинение-миниатюру) на тему «Моя будущая профессия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-81606-1498348562.jpg)
Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"
В данной методической разработке содержится обобщенный и систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-253254-1368732320.jpg)
Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-145912-1353086167.jpg)
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-349197-1386174674.jpg)
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."
Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. ...
методическая разработка урока по истории в 6 классе "Культура русских земель в XII-XIII веках"
Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей своей страны, не считая пропедевтические знания, полученные в начальной школе, необходимо побудить интерес к истории, подвести к пониманию того, что зна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-119481-1351789745.jpg)
Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»Метод: творчески-поисковыйЦель:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-181690-1385016380.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы
В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...