Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Маскыр Шончалай Васильевна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Примерной программы по русскому (неродному)языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы - М. Просвещение 2013)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПИЙ-ХЕМСКОГО КОЖУУНА

Рабочая программа

по предмету

«Русский язык»

Класс: 5

Учитель: Маскыр Ш.В.

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (неродному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012.)

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с приказом:

•        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02. 2016 № 40937).

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

  • общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
  • хранения и передачи информации;
  • связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса

В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

      Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

                        

Общая характеристика учебного процесса:

основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.

Технологии, используемые в учебном процессе:

1. Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.

2. Технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе.

3. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учащимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

4. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

                Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

                Виды и формы контроля: контрольные диктанты, сочинения, изложения, тесты.

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к руссому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Предметными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Русский язык», являются:

речевая деятельность:

        аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

  • владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Содержание программы

Язык  и общение (3 ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Повторение пройденного в 1-4 классах. (26 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1,2,3 лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи  (31 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы); словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении.

Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 ч)

I. Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.

Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.).

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика.  Культура речи (15 ч)

I. Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

II. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч )

I. Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Морфемные словари русского языка.

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- - -лаг-; -рос- - -раст- (-ращ-). Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

II. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)

Самостоятельные и служебные части речи.

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (20 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Правильное употребление имен существительных в речи.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на –ия, -ий, ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.

II. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль прилагательного в предложении. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.

Полные и краткие прилагательные, их грамматические признаки. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

II. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (19 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься) в неопределённой форме).    

Глаголы совершенного и несовершенного вида; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время).

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

Правильное употребление глаголов в речи.

II. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе.(5ч)

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

Часов

В том числе

К/р.

Р/р.

1.

Язык и общение.

3

1

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

26

1

5

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

2

7

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

16

2

4

5.

Лексика. Культура речи.

15

1

4

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

1

4

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

50

1

11

8.

Имя существительное

20

4

9.

Имя прилагательное

11

1

4

10.

Глагол

19

1

3

11.

Повторение и систематизация изученного.

5

1

4

Итого

170

9

36

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Язык и общение

Язык и  человек

1

04.09

2

Общение устное и письменное

1

05.09

3

Р/Р.  Стили речи

1

06.09

4

Вспоминаем, повторяем,

изучаем

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

07.09

5

Орфограмма

1

08.09

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

11.09

7

Правописание непроверяемых безударных гласных

в корне слова

1

12.09

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

13.09

9

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

1

14.09

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

15.09

11

Буквы И, У, А  после шипящих

1

18.09

12

Разделительные Ъ и Ь

1

19.09

13

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

20.09

14

Р/Р.  Текст

1

21.09

15

Р/Р. Подробное изложение. «Хитрый заяц»

1

22.09

16

Части речи

1

25.09

17

Глагол

1

26.09

18

Правописание -тся и -ться в глаголах

1

27.09

19

Р/Р . Тема текста

1

28.09

20

Личные окончания глаголов

1

29.09

21

Имя существительное

1

02.10

22

Падежные окончания существительных. Ь на конце существительных после шипящих

1

03.10

23

Имя прилагательное

1

04.10

24

Местоимение

1

05.10

25

Р/Р. Основная мысль текста

1

06.10

26

Р/Р. Обучающее сочинение по картине Пластова «Летом»

1

09.10

27

Повторение и обобщение изученного в 5 классе

1

10.10

28

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах»

1

11.10

29

Работа над ошибками

1

12.10

30

Синтаксис, пунктуация,

культура речи

Синтаксис.  Пунктуация

1

13.10

31

Словосочетание

1

16.10

32

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

17.10

33

Разбор словосочетания

1

18.10

34

Предложение. Простое предложение

1

19.10

35

Р/Р.  Обучающее сжатое изложение «Старый пень»

1

20.10

36

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

23.10

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

24.10

38

Сказуемое

1

25.10

39

Тире между подлежащим и сказуемым

1

26.10

40

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение

1

27.10

41

Определение

1

07.11

42

Обстоятельство

1

08.11

43

Предложения с однородными членами

1

09.11

44

Р/Р. Обучающее сочинение-повествование. «Памятный день»

1

10.11

45

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

12.11

46

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

13.11

47

Предложения с обращениями, Знаки препинания при обращениях

1

14.11

48

Р/Р. Письмо

1

15.11

49

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

16.11

50

Простые и сложные предложения

1

17.11

51

Синтаксический разбор сложного предложения

1

20.11

52-53

Речевой этикет.  Прямая речь.

Роль предложений с прямой речью  в художественном тексте. Пунктуация при прямой речи

2

21.11

22.11

54

Р/Р. Правила этикета. Диалог.  Пунктуация при диалоге

1

23.11

55

Р/Р. Контрольное сочинение-описание по картине Решетникова «Опять двойка»

1

24.11

56

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

27.11

57

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

28.11

58

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

29.11

59

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Культура речи

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук как единица  речи. Гласные звуки

1

30.11

60

Согласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие

1

01.12

61

Изменение звуков в потоке речи

1

04.12

62

Р/Р  Типы речи. Повествование и его структура

1

05.12

63

Р/р. Подробное изложение «Шкатулка»

1

06.12

64

Согласные звонкие и глухие

1

07.12

65

Графика. Алфавит

1

08.12

66

Р/Р.  Описание предмета

1

11.12

67

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

12.12

68-69

Двойная роль букв е, ё, ю, я

2

13.12

14.12

70

Орфоэпия. Ударение

1

15.12

71

Фонетический разбор слова

1

18.12

72

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

19.12

73

Контрольный диктант   по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

20.12

74

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

21.12

75

Р/р. Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

22.12

76

Сочинение-описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

25.12

77

Лексика. Культура речи

Лексика как раздел науки о языке. Слово и его лексическое значение

1

26.12

78

Однозначные и многозначные слова

 

1

27.12

79

Прямое и переносное значение слов

1

28.12

80

Омонимы

1

29.12

81

Синонимы

1

11.01

82

Антонимы

1

12.01

83

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

1

15.01

84

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»

1

16.01

85

Анализ контрольной работы по теме «Лексика. Культура речи»

1

17.01

86

Р/Р.       Подготовка к подробному изложению «Первый снег»

1

18.01

87

Р/Р.       Подробное изложение «Первый снег»

1

19.01

88

Морфемика. Орфография. Культура речи.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – наименьшая значимая часть слова.  Изменение и образование слов

1

22.01

89

Окончание и основа самостоятельных частей речи

1

23.01

90-91

Корень слова. Исторические изменения в составе слова

2

24.01

25.01

92

Р/Р. Рассуждение. Обучающее сочинение-рассуждение

1

26.01

93

Суффикс

1

29.01

94

Приставка

1

30.01

95-96

Р/Р.

Выборочное изложение «Последний лист»

 Анализ ошибок изложения

2

31.01

01.02

97

Чередование гласных и согласных  звуков.

1

02.02

98-99

Полногласные и неполногласные сочетания. Беглые гласные. Варианты морфем

2

05.02

06.02

100

Морфемный разбор слова

1

07.02

101

Правописание гласных и согласных в приставках

1

08.02

102

Буквы з и с на конце приставок

1

09.02

103

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

1

12.02

104

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-

1

13.12

105

Буквы ё—о после шипящих в корне

1

14.02

106

Буквы и ы после ц

1

15.02

107

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

16.02

108

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1

19.02

109

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

20.02

110

Р/р. Подготовка к сочинению-описанию по картине (Кончаловский «Сирень в корзине»)

1

21.02

111

Р/р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

1

22.02

112

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи

1

23.02

113

114

Р/р. Обучающее сочинение-рассуждение. Доказательство в рассуждении.

2

26.02

27.02

115

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

28.02

116

Имена существительные собственные и нарицательные

1

01.03

117

Род имен существительных

1

02.03

118

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

05.03

119

Р/р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»

       

1

06.03

120

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

07.03

121

Три склонения имен существительных

1

08.03

122

Падеж имен существительных

1

09.03

123

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

12.03

124

Существительные на –ИЕ, -ИЙ, -ИЯ

1

13.03

125

Р/р. Обучающее подробное изложение

1

14.03

126

Множественное число имён существительных

1

15.03

127

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

16.03

128

Морфологический разбор имени существительного

1

19.03

129

Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном

1

20.03

130

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

21.03

131

Анализ контрольного диктанта

1

22.03

132

Р/р. Сочинение-описание по картине Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

23.03

133

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи

1

02.04

134

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

03.04

135

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

04.04

136

Описание животного

1

05.04

137

Прилагательные полные и краткие

1

06.04

138

Морфологический разбор имени прилагательного

1

09.04

139

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

1

10.04

140

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

11.04

141

Анализ контрольной работы

1

12.04

142

Глагол

Глагол как часть речи.

1

13.04

143

Не с глаголами

1

16.04

144

Р/р. Рассказ.

1

17.04

145

Неопределенная форма глагола

1

18.04

146

Правописание –тся и –ться в глаголах

1

19.04

147

Виды глагола

1

20.04

148

Видовые пары глагола

1

23.04

149

Буквы е — и в корнях с чередованием

1

24.04

150-151

Р/р. Невыдуманный рассказ.  

2

25.04

26.04

152

Время глагола. Прошедшее время

1

27.04

153

Настоящее время

1

30.04

154

Будущее время

1

01.05

02.05

155

Спряжение глаголов

1

03.05

156-157

Правописание безударных личных окончаний глагола

2

04.05

07.05

158

Морфологический разбор глагола

1

08.05

159-160

Р/Р  Сжатое изложение с изменением формы лица

2

09.05

10.05

161

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

11.05

162

Р/р. Употребление «живописного настоящего» в речи. Устное сочинение-рассказ

1

14.05

163

Повторение и обобщение изученного материала о глаголе

1

15.05

164

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

16.05

165

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

17.05

166

Повторение и систематизация изученного

Фонетика. Орфоэпия.

Графика. Орфография

Разделы науки о языке

1

18.05

167

Орфограммы в приставках и  корнях слов

1

21.05

168

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов

1

22.05

169

Итоговый контрольный диктант

1

23.05

170

Анализ диагностической работы. Подведение итогов года

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...