Открытый урок Правописаниеи НЕ с наречиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Марта Сааяевна Хомушку

Открытый урок НЕ с наречиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

7 класс, открытый урок.

Цели урока:

Предметные: формировать умение использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умения их использовать в процессе выполнения практических заданий.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение выбирать правильные ответы из множества, работать в группах.

Планируемый результат: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.

Задачи: 
Образовательные:

1) повторить полученные знания о наречии;

2) научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.

Развивающие:

1) сформировать умение употреблять наречия в речи;

2) сформировать умение применять на письме орфограмму №57.

Воспитательные:

1)воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций анализа, сравнения;

2) формирование коммуникативных умений, бережного отношения к русскому языку.

Оборудование урока: учебник (Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016),  презентация.


План урока:

1.Приветствие. Орг.момент.

2. Актуализация знаний:

1) прослушивание стихов - поэтическая минутка ;

2) опрос;

3. Работа по теме урока

1) формулировка темы и целей урока

2) наблюдения, формулировка правила;

4. Закрепление изученного

1) 1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)

2) упр. 242 (работа по группам)

Физкультминутка

3) упр. 244 (самостоятельно).

4. Рефлексия

Тестирование

5. Объяснение д/з. упр.243.


Ход урока

1.Приветствие. Организационный момент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

Ребята, я вас попрошу на время забыть о трудностях , о переживаниях… Давайте погрузимся в прекрасный мир словесности.

Обратимся к строчкам Р. Рождественского:

(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з) – стихотворение читает наизусть Моктээр Аира:

                           1 слайд

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

 Все начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р.  Рождественский.

-Ребята, о чём этот прекрасный текст?( О любви)

-А что начинается с любви? ( Всё).

- Что такое любовь? ( Л.- влечение, сильное сердечное чувство;    привязанность;   склонность, увлечённость;    пристрасти;     вкус   к  чему-нибудь)  

-Какой частью речи являются выделенные слова? ( наречиями)

   А теперь послушаем стихотворения  в прозе Тургенева «Русский язык» в исполнении Демир-оол   Алдын-Сай.

                                                       Русский язык.

        Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- О чём это стихотворение? ( о русском языке, о любви к русскому языку)

-Как нужно относиться к русскому языку? ( Надо любить русский язык, п.ч. р.я.- великий язык, это язык межнационального общения.  Надо относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью.  Чтобы правильно писать, говорить  хорошо по –русски, человек должен быть грамотным. Чтобы грамотным быть, надо слушать учителя, научить правильно писать слова…)

2. Актуализация знаний

1) фронтальный опрос:

Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:

- что такое наречие?

- чем является наречие в предложении?

- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.( обстоятельственные – идти далеко- куда? Места;  и определительные- увеличить вдвое – во сколько?- обст.меры и степени )

- какие наречия имеют степени сравнения? ( наречия на О и Е, образованные от качественных имён прилагательных. ) Какова особенность образования степеней сравнения? ( сравнительная степень – простая форма- ЕЕ,ЕЙ,Е,ШЕ;  составная форма- БОЛЕЕ. Превосходная степень составная форма- ВСЕГО, ВСЕХ.)

         2 слайд

     Отработка навыка  ( мальчикам)

      Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

         а) бумага, лист, игра, знание, класс, окно              (близко)

         б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                 (низко)

         в) торт, иволга, хлеб, очки                                          (тихо)

    Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, горох, охрана, солнце                                    (плохо) 

в) смелость, парта, ульи, корова                                                       (мало)

   

-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:

Ответ.   3 слайд

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

  3. Как образовался термин «наречие»? ( Хертек Камила)

        Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

3. Работа по теме урока.

1) формулировка темы и целей урока

Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение (на слайде)

Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи   (4 слайд):

(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.

- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)

- какие слова вы не изучали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)

- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).

- молодцы! Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».( 5 слайд)

- давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными? ( 6 слайд)

Слитно:

  1. Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;
  2. если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)

Раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.

2. Если прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:

Нисколько не интересная книга.

- НЕ с существительными? (7 слайд)

(Слитно:

1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;

2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.

Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)

-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? ( 8 слайд) (НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)

С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)

- какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)

-Хорошо, молодцы!

2) формулировка правила:

Посмотрите на  9  слайд, где даны наречия. Какую закономерность вы заметили?

Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно

Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.

( 10 слайд)

- правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:

Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.

Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.

- А теперь сравним наши выводы с правилом, которое дано в учениках на стр. 101.

- Молодцы! А теперь перейдем к закреплению изученного.

4. Закрепление изученного

1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)

      Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво

    (эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется)


2) упр. 242  ( 11 слайд)

(работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня;

2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно). 

1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо,

высказаться негодующе.

2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза.

3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно.


Коллективная проверка.

- Составьте по 3 предложения с данными наречиями.    (* сильным) .

Физкультминутка.

Релаксация   (под ф/запись «шум моря»)

-Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.

Сядьте удобно, расслабьтесь.

 Закройте глаза и представьте, что вы  на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…

Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем.  И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

3) упр. 244 (сам-но).

1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (неопр.местоим) увесистых камней ( камни) , сорвавшись с крутизны, покатились вниз.

3. Недавно (=только что) одна из вылазок (лАзить), с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь(ПРИ-)  ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).

Проверка. Словарная работа (со словом тамарисковых)

5. Рефлексия

- когда пишутся наречия с НЕ слитно?

- а когда раздельно?

- чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование ( 13 слайд)

1. Укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:

А) встретить (не)дружелюбно

Б) работа выполнена (не)плохо

В) произнести (не)громко, а тихо

Г) нет ответа

2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:

А) (не)известно

Б) (не)справедливл

В) (не)аккуратно

Г) (не)брежно

3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :

А) слитно

Б) раздельно

4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)далеко

Б) (не)тихо, а громко

В) отнюдь (не)быстро

Г) нисколько (не)убедительно

5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?

А) (не)взрачно

Б) (не)вежливо

В)  вовсе (не)мало

Г) (не)уклюже

6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)удачно

Б) (не)богато, а бедно

В) нисколько (не)убедительно

Г)  далеко (не)интересно

                      Ответ:  1-В,  2-Г,  3-А,  4-А,  5-В,   6-А.

-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

14 слайд

-

д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

      -Соедините части слов, записанные в два столбика

      Записать в тетради номера частей слов.

  1.  вовсе не                                       1)  да
  2. не                                                  2)  довать
  3. недол                                            3)  ливый
  4. неле                                              4)  строит
  5. неправ                                          5)  а злой
  6. него                                              6)  да
  7. невеж                                           7)  соко, а низко
  8. не ту                                             8)  красиво
  9. не вы                                            9)  по

     10 не добрый                                    10)  го

13слайд

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.

   (Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

- Объясните правописание не с разными частями речи.

- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на  -о, -е ?

6. Объяснение д/з.243 ( 15 слайд)

Параграф 38 – правило выучить.

                   Спасибо за урок!

Литература:

1. Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016.

2. М.Ю. Никулина. Проверочные работы по русскому языку 7 класс. – М.: Экзамен, 2015.

3. Е.А. Касатых. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.

         

                                     

Тестирование.          

1. Укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:

А) встретить (не)дружелюбно

Б)  работа выполнена (не)плохо

В) произнести   (не)громко, а тихо

Г) нет ответа

2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:

А)  (не)известно

Б)  (не)справедлив

В) (не)аккуратно

Г)  ( не)брежно

3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :

А)  слитно

Б) раздельно

4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А)  (не)далеко

Б)  (не)тихо, а громко

В)  отнюдь (не)быстро

Г)  нисколько (не)убедительно

5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?

А) (не)взрачно

Б) (не)вежливо

В) вовсе (не)мало

Г) (не)уклюже

6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)удачно

Б) (не)богато, а бедно

В)  нисколько (не)убедительно

Г)  далеко (не)интересно

д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления

      -Соедините части слов, записанные в два столбика

      Записать в тетради номера частей слов.

  1.  вовсе не                                       1)  да
  2. не                                                  2)  довать
  3. недол                                            3)  ливый
  4. неле                                              4)  строит
  5. неправ                                          5)  а злой
  6. него                                              6)  да
  7. невеж                                           7)  соко, а низко
  8. не ту                                             8)  красиво
  9. не вы                                            9)  по

10.  не добрый                                  10)  го


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок «Правописание –тся и –ться в глаголах», 5 класс

Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Результаты:•         Предметные...

Открытый урок "Правописание приставок на -з и -с"

Презентация к открытому уроку "Правописание приставок на -з и -с", русский язык, 5 класс...

Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е

Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е...

Конспект открытого урока "Правописание НЕ с прилагательными" 6 класс

Урок создан для проведения в рамках конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2023"...