Открытый урок Правописаниеи НЕ с наречиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Открытый урок НЕ с наречиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок Правописание НЕ с наречиями | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
7 класс, открытый урок.
Цели урока:
Предметные: формировать умение использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умения их использовать в процессе выполнения практических заданий.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение выбирать правильные ответы из множества, работать в группах.
Планируемый результат: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1) повторить полученные знания о наречии;
2) научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.
Развивающие:
1) сформировать умение употреблять наречия в речи;
2) сформировать умение применять на письме орфограмму №57.
Воспитательные:
1)воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций анализа, сравнения;
2) формирование коммуникативных умений, бережного отношения к русскому языку.
Оборудование урока: учебник (Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016), презентация.
План урока:
1.Приветствие. Орг.момент.
2. Актуализация знаний:
1) прослушивание стихов - поэтическая минутка ;
2) опрос;
3. Работа по теме урока
1) формулировка темы и целей урока
2) наблюдения, формулировка правила;
4. Закрепление изученного
1) 1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)
2) упр. 242 (работа по группам)
Физкультминутка
3) упр. 244 (самостоятельно).
4. Рефлексия
Тестирование
5. Объяснение д/з. упр.243.
Ход урока
1.Приветствие. Организационный момент.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, я вас попрошу на время забыть о трудностях , о переживаниях… Давайте погрузимся в прекрасный мир словесности.
Обратимся к строчкам Р. Рождественского:
(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з) – стихотворение читает наизусть Моктээр Аира:
1 слайд
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Р. Рождественский.
-Ребята, о чём этот прекрасный текст?( О любви)
-А что начинается с любви? ( Всё).
- Что такое любовь? ( Л.- влечение, сильное сердечное чувство; привязанность; склонность, увлечённость; пристрасти; вкус к чему-нибудь)
-Какой частью речи являются выделенные слова? ( наречиями)
А теперь послушаем стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» в исполнении Демир-оол Алдын-Сай.
Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
- О чём это стихотворение? ( о русском языке, о любви к русскому языку)
-Как нужно относиться к русскому языку? ( Надо любить русский язык, п.ч. р.я.- великий язык, это язык межнационального общения. Надо относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью. Чтобы правильно писать, говорить хорошо по –русски, человек должен быть грамотным. Чтобы грамотным быть, надо слушать учителя, научить правильно писать слова…)
2. Актуализация знаний
1) фронтальный опрос:
Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:
- что такое наречие?
- чем является наречие в предложении?
- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.( обстоятельственные – идти далеко- куда? Места; и определительные- увеличить вдвое – во сколько?- обст.меры и степени )
- какие наречия имеют степени сравнения? ( наречия на О и Е, образованные от качественных имён прилагательных. ) Какова особенность образования степеней сравнения? ( сравнительная степень – простая форма- ЕЕ,ЕЙ,Е,ШЕ; составная форма- БОЛЕЕ. Превосходная степень составная форма- ВСЕГО, ВСЕХ.)
2 слайд
Отработка навыка ( мальчикам)
Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:
а) бумага, лист, игра, знание, класс, окно (близко)
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)
в) торт, иволга, хлеб, очки (тихо)
Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:
а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)
б) опричник, оладьи, горох, охрана, солнце (плохо)
в) смелость, парта, ульи, корова (мало)
-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:
Ответ. 3 слайд
Близко – недалеко – далеко
Низко – невысоко – высоко
Тихо – негромко – громко
Плохо – нехорошо – хорошо
Медленно – небыстро – быстро
Мало – немного – много
3. Как образовался термин «наречие»? ( Хертек Камила)
Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень –реч-, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium. Слово verbium означает «глагол», а приставка ad- - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как «приглаголие». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.
3. Работа по теме урока.
1) формулировка темы и целей урока
Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение (на слайде)
Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи (4 слайд):
(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.
- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)
- какие слова вы не изучали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)
- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)
- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).
- молодцы! Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».( 5 слайд)
- давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными? ( 6 слайд)
Слитно:
- Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;
- если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)
Раздельно:
- Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.
2. Если прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:
Нисколько не интересная книга.
- НЕ с существительными? (7 слайд)
(Слитно:
1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;
2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.
Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)
-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? ( 8 слайд) (НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.
С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)
С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)
- какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)
-Хорошо, молодцы!
2) формулировка правила:
Посмотрите на 9 слайд, где даны наречия. Какую закономерность вы заметили?
Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно
Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.
( 10 слайд)
- правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:
Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.
Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.
- А теперь сравним наши выводы с правилом, которое дано в учениках на стр. 101.
- Молодцы! А теперь перейдем к закреплению изученного.
4. Закрепление изученного
1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)
Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво
(эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется)
2) упр. 242 ( 11 слайд)
(работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня;
2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно).
1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо,
высказаться негодующе.
2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза.
3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно.
Коллективная проверка.
- Составьте по 3 предложения с данными наречиями. (* сильным) .
Физкультминутка.
Релаксация (под ф/запись «шум моря»)
-Молодцы, ребята, вы радуете меня своими ответами. А теперь немного отдохнем.
Сядьте удобно, расслабьтесь.
Закройте глаза и представьте, что вы на берегу Средиземного моря. Вас ласкает тёплый ветерок…
Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.
3) упр. 244 (сам-но).
1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (неопр.местоим) увесистых камней ( камни) , сорвавшись с крутизны, покатились вниз.
3. Недавно (=только что) одна из вылазок (лАзить), с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь(ПРИ-) ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).
Проверка. Словарная работа (со словом тамарисковых)
5. Рефлексия
- когда пишутся наречия с НЕ слитно?
- а когда раздельно?
- чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование ( 13 слайд)
1. Укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:
А) встретить (не)дружелюбно
Б) работа выполнена (не)плохо
В) произнести (не)громко, а тихо
Г) нет ответа
2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:
А) (не)известно
Б) (не)справедливл
В) (не)аккуратно
Г) (не)брежно
3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :
А) слитно
Б) раздельно
4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)далеко
Б) (не)тихо, а громко
В) отнюдь (не)быстро
Г) нисколько (не)убедительно
5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?
А) (не)взрачно
Б) (не)вежливо
В) вовсе (не)мало
Г) (не)уклюже
6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)удачно
Б) (не)богато, а бедно
В) нисколько (не)убедительно
Г) далеко (не)интересно
Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-А, 5-В, 6-А.
-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.
14 слайд
-
д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления
-Соедините части слов, записанные в два столбика
Записать в тетради номера частей слов.
- вовсе не 1) да
- не 2) довать
- недол 3) ливый
- неле 4) строит
- неправ 5) а злой
- него 6) да
- невеж 7) соко, а низко
- не ту 8) красиво
- не вы 9) по
10 не добрый 10) го
13слайд
Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5.
(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).
- Объясните правописание не с разными частями речи.
- Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е ?
6. Объяснение д/з.243 ( 15 слайд)
Параграф 38 – правило выучить.
Спасибо за урок!
Литература:
1. Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016.
2. М.Ю. Никулина. Проверочные работы по русскому языку 7 класс. – М.: Экзамен, 2015.
3. Е.А. Касатых. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.
Тестирование.
1. Укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:
А) встретить (не)дружелюбно
Б) работа выполнена (не)плохо
В) произнести (не)громко, а тихо
Г) нет ответа
2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:
А) (не)известно
Б) (не)справедлив
В) (не)аккуратно
Г) ( не)брежно
3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :
А) слитно
Б) раздельно
4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)далеко
Б) (не)тихо, а громко
В) отнюдь (не)быстро
Г) нисколько (не)убедительно
5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?
А) (не)взрачно
Б) (не)вежливо
В) вовсе (не)мало
Г) (не)уклюже
6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?
А) (не)удачно
Б) (не)богато, а бедно
В) нисколько (не)убедительно
Г) далеко (не)интересно
д) Задание на развитие быстроты реакции и мышления
-Соедините части слов, записанные в два столбика
Записать в тетради номера частей слов.
- вовсе не 1) да
- не 2) довать
- недол 3) ливый
- неле 4) строит
- неправ 5) а злой
- него 6) да
- невеж 7) соко, а низко
- не ту 8) красиво
- не вы 9) по
10. не добрый 10) го
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Правописание –тся и –ться в глаголах», 5 класс
Цель урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Результаты:• Предметные...
Открытый урок . Правописание -Тся и -Ться
Правописание -ться и -тся...
Открытый урок "Правописание приставок на -з и -с"
Презентация к открытому уроку "Правописание приставок на -з и -с", русский язык, 5 класс...
Правописание не с наречиями на –о(-е) . Слитное и раздельное написание не с наречиями–о(-е) Правописание не и ни в отрицательных наречиях.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е
Открытый урок в 7 классе. Наречия на О-Е...
Конспект открытого урока "Правописание НЕ с прилагательными" 6 класс
Урок создан для проведения в рамках конкурса профессионального мастерства "Учитель года-2023"...