Открытый урок . Правописание -Тся и -Ться
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Прохорова Екатерина Николаевна

Правописание -ться и -тся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема

Открытый урок с элементами  исследования по теме «Правописание –тся и –ться в глаголах»

   Цель

 Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: актуализировать знания об известных обучающимся правилам правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах;  научить задавать вопросы к глаголам;  развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи

Обучающие:  отрабатывать способ действия при выборе написания – тся и –ться, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании  данной орфограммы.

Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи глаголов.

Воспитательные: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку, к изучению предмета.

Планируемые
результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, формулировать собственное мнение;

регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.

Предметные: знать об условиях выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; произношении [ца] на месте -ТСЯ и -ТЬСЯ; уметь правильно произносить глаголы на  -ТСЯ и -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; безошибочно писать -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах;  графически обозначать условия выбора правильного написания; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.

Ход урока 

Содержание урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учеников 

Время

выполнения

Формируемые УУД 

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап. 

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. 

 

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.  Приветствие.  Ребята, давайте вспомним  наш девиз , который поможет настроиться на  учебный  процесс;

 Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться!

 

  

1 мин

Познавательные: осознают познавательную задачу 

Регулятивные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстником 

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.  

Цель этапа: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания. 

-Из слов какой части речи состоит наш девиз? (из глаголов).

-Сколько глаголов в нашем  девизе?

- В основном глаголы в какой форме используются? В неопределенной.

-А в чем  особенность написания   большинства этих глаголов? Они пишутся через  ь.

Сегодня мы будем закреплять умение правильно писать глаголы на –тся и –ться. Эта тема для вас не новая, в 4 классе вы изучали это правило, на уроках русского языка в  классе  вы тоже встречались с  этой орфограммой и даже получали  задание на эту тему. Но к этому мы  вернемся чуть позже. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа, тему урока.

Повторение  теории по  теме «Глагол»

2 мин

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ 

Регулятивные:выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.  

Коммуникативные: 

формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

III.

Теперь  давайте  обратимся к учебнику и  рассмотрим  орфограмму на   с. 39

Давайте  попробуем  самостоятельно  сформулировать  правило.

4 мин

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят в материалах учебников.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

IV.  Закрепление материала на  практике  

  

 

Выполнение упр. 109 .Один у  доски.  Составляем 2 предложения  с  предложенными сочетаниями. Например: Петр  пошел учиться  в  техникум. Света учится в  школе. Подчеркиваем  орфограмму по  образцу

7 -8 минут

Личностные: имеют желание участвовать в творческом , созидательном процессе.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного, систематизируют собственные знания

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы.

V.Творческая практическая  работа

Игра « Исключи лишнее»: 

– Прочитайте глаголы, определите лишнее слово в данном ряду, объясните, почему оно лишнее?

а) Пою, читаю, молчу, трудится.

б) Поёте,  закаляются, читаете, молчите.

в) Поют, учиться, молчат, верят.

г) Поёшь, находиться, молчишь, веришь.

– Выпишите глаголы, которые вы исключили из каждого ряда   .По какому принципу мы выберем лишнее слово? (трудится, закаляются, учиться, находиться).

– Объясните правописание –тся и –ться в глаголах. Укажите форму глаголов.Морфемный разбор слов: трудится, учиться

5 мин

Выполняют упражнение, комментируют написание -тся и –ться в глаголах, объясняют смысл пословиц

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, знакомиться с жанрами устного народного творчества

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме. осуществляют для решения учебных задач операции анализа

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

VI.Физминутка

  1. Физминутка.Хлопаем над головой , когда пишем с ь, приседаем – когда без  ь. 1минута

Идет  купаться в  озере (хлопок), книга читается  легко, ушел кататься на  велосипеде, спускается с самолета, материал сильно мнется, Маша  катается на  каруселях, Вася убирается  дома, огоньки начали светиться рано, папа собирается на работу.

1 минута

Выполняют элементарные упражнения для снятия напряжения

VII. Работа с материалами  исследования учеников

Перед каникулами  я вам давала  задание. Каждый из вас подготовил   по 5 предложений  с этой орфограммой из  прочитанных нами в   5 классе сказок или (на выбор) из любимого произведения. Листочки с  этими  предложениями  вы мне сдали, я их внимательно просмотрела, немного  видоизменила и теперь выдаю каждому. Вы выполняете  задание по карточкам, а потом отдаете  соседу для проверки. Нужно списать предложения, задать вопрос к глаголу, вставить  пропущенный (если нужно) ь. Потом  обменяться с соседом по парте  тетрадями. Записать несколько предложений на  доске. Далее-обсуждение. Предложения из  каких текстов встретились?

12 минута

Личностные: имеют желание участвовать в творческом , созидательном процессе.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного, систематизируют собственные знания

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы.

VIII. Закрепление материала. Создание проблемной ситуации

Внимание!  Проблема!

Какие слова звучат одинаково.

 – Водица и водиться

Переносица – переносится

Водица – водиться

Спица - спится

- Что нам нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?

-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.Задание по  рядам.1  ряд – 1 пара, 2 ряд – 2  пара, 3  ряд- 3 пара

(Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится)  

5 минута

Личностные: понимают,  в чем значение знаний для человека.

Познавательные: умение выражать свои мысли, строить высказыва

ние в соответствие с задачами коммуникации;

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IX. Закрепление материала

Работа с  упражнением 113 ,ответы  на вопросы. Выписать 1  предл. Подчеркнуть основу.

5 мин.

X.

Загадки

У него огромный рот,
Он
зовется …(бегемот)

В клубок свернётся,
А взять не
даётся(ёжик)

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной
пенится,
Руки мыть не
ленится.
(Мыло)

1 минута

Метапредметные: умение отгадывать загадки , анализировать , формирование навыка выразительного чтения.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

XI Рефлексия.  

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Что узнали сегодня? Что понравилось? Что не понравилось? Где можно применить новое знание? 1-2 минуты

Какие  еще орфограммы мы  изучили в разделе «Глагол»?

Ь на  конце глаголов 2  лица ед.числа

Не с глаголами ,безударные личные окончания глаголов

1 минута

Регулятивные: констатация  необходимости продолжения действий 

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

XII Этап информирования учащихся о домашнем задании.  Цель этапа: организация обсуждения и запись домашнего задания. 

Выставление оценок за урок. Обсуждение  дз.упр. 110 2-3 минуты

2 минута

                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок с элементами исследования по теме «Глаголы с – тся и - ться »

Слайд 2

Наш девиз: Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться, Лишь трудиться и учиться!

Слайд 3

Повторение теории по теме «Глагол» с. 39 учебник «Практика» Орфограмма «Глаголы с – тся и – ться »

Слайд 4

Выполнение упражнения 109 Придумать 2 предложения на основе материала упражнения 109: одно предложение с – тся , другое- с - ться

Слайд 5

Игра « Исключи лишнее»: Прочитайте глаголы, определите лишнее слово в данном ряду, объясните, почему оно лишнее? а) Пою, читаю, молчу, трудится. б) Поёте, закаляются, читаете, молчите. в) Поют, учиться, молчат, верят. г) Поёшь, находиться, молчишь, веришь

Слайд 7

Вопрос – наш помощник Что делает? – Тся Что делать? - ТЬСЯ

Слайд 8

Работа с карточками Взаимопроверка

Слайд 9

Внимание! Проблема! В чем сходство и отличие этих пар слов: Переносица – переносится Водица – водиться Спи ц а – спится Задание по рядам.

Слайд 10

Выполнение упражнения 113 .Беседа по вопросам. Выписать предложение 1.

Слайд 11

Загадки У него огромный рот, Он зовется …(бегемот) В клубок свернётся, А взять не даётся(ёжик) Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Слайд 12

Что мне запомнилось? Что понравилось? Что не понравилось?

Слайд 13

Домашнее задание Упражнение 110, повторить п. 6 (теория)



Предварительный просмотр:

Карточка 1.  Для меня

Сказка «Царевна-лягушка»

Спишите ,обозначьте орфограмму «-Тся или –Ться»:

  1. За кого же нам, батюшка, посват…ся?
  2. Скоро сказка сказывает…ся, да не скоро дело делает…ся.
  3. Стоит тот дуб, вершиной в  облака упирает…ся
  4. Как мне не кручинит…ся!
  5. Как мне не печалит…ся!

Карточка 2.

Сказка «Солдатская  шинель», «Журавль и цапля», «Иван –крестьянский  сын и чудо-юдо»

  1. Пошел барин к полковому командиру жаловат…ся на солдата
  2. Приходит сватат…ся, а Журавль не хочет
  3. Вот так-то и ходят по сю пору один на  другом сватат…ся, да никак не  женят…ся.
  4. Тут спустился туман, жара спала – и пить не  хочет…ся
  5. Стали гости есть, пить, веселит…ся.

Карточка 3.

Сказки

  1. Все на нее дивят…ся, любуют…ся.
  2. Стали гости есть, пить, веселит…ся
  3. За кого же нам, батюшка, посватат…ся?
  4. Поутру раненько Иван встал, решил одеват…ся-обуват…ся.
  5. Сидят они да сговаривают…ся

Карточка 4 .

  1. Журавлю я показалось скучно жить олному  и  задумал он женит…ся
  2. Приходит сватат…ся, а Журавль  не  хочет .
  3. Вот так-то и ходят по сю пору один на  другом сватат…ся, да никак не  женят…ся.
  4. Иван-царевич  хотел было бежать и отступит…ся от своей находки ,а  лягушка ему говорит…
  5. Идет Иван-царвеич, печалит…ся, а сам  думает…

Карточка 5. Сказка о потерянном времени, сказка  про быка и медведя

  1. Бредет медведь между березками ,в овражки  спускает…ся.
  2. Вот катит…ся  блин по  дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет.
  3. Чем же все это кончит…ся? Просыпает…ся Петя  - в комнате светло.
  4. А старушка как застучит ногами да как замахнет…ся на Петю корзинкой.
  5. Стали звери к быку в избу просит…ся.

Карточка 6. (Ганев) Басни, Сказка «Царевна…,»

  1. Ягненок в  жаркий день зашел к ручью напит…ся
  2. Да  лебедь рвет…ся в облака, рак пятит…ся назад,  а  щука тянет в  воду
  3. Стали браться над  ним смеят…ся, а отец говорит…
  4. Попадает…ся ему навстречу медведь.
  5. Хоти с чудом-юдом сразит…ся, на свою землю не допустить

Карточка 7

  1. Вот он попадье признает…ся…
  2. Щеглу дала напит…ся,

А кошку прогнала… (Агния Барто)

  1. А Маша не  боит…ся ни кошки, ни щегла
  2. И он нуждает…ся в  утешении (Антуан де-Сент Экзюпери.Маленький принц)
  3. Однажды он посоветовал мне постарат…ся и нарисовать такую картину


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

практикум "Правописание -ТСЯ и ТЬСЯ"

Данный практикум содержит несколько вариантов, может быть использован в качестве проверочной работы....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....

Презентация к уроку "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ"

Данноя презентация-приложение к уроку "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ"...

Урок в 6 классе."Правописание-ТСЯ и -ТЬСЯ"

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося с...