Конспект урока в 11 классе "Как писать комментарий?"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Цели урока:
- продолжить работу по формированию у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задание 27);
- формировать умения учащихся наблюдать, анализировать, выявлять проблему текста, писать комментарий, определять авторскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kak_pisat_kommentariy.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Староюмралинская СОШ»
Апастовского муниципального района РТ
КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка в 11 классе
«Как писать комментарий?»
(практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ)
Автор: учитель русского языка и литературы
Галеева Гульназ Данисовна
2018 год.
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
- продолжить работу по формированию у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задание 27);
- формировать умения учащихся наблюдать, анализировать, выявлять проблему текста, писать комментарий, определять авторскую позицию.
Задачи:
1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ; совершенствование умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2)развивающие: развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, развитие навыков критического мышления и осмысленного чтения, умения сравнивать и обобщать, формирование умений анализировать полученную информацию;
3)воспитательные: повышение мотивации школьников к изучению предмета, формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.
Методы обучения: проблемно-поисковый, иллюстративный.
Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и индивидуальный опрос. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология критического мышления, технология продуктивного чтения.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, прием технологии критического мышления «Диаграмма Венна», «Чтение с остановками».
Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, презентация, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества и будет продуктивным. Сегодня мы продолжим работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. На экране вы видите выдержку из статьи экспертов по проверке сочинений в формате ЕГЭ. Давайте прочитаем цитату:
Как показывает практика, в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путём зубрёжки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы достанутся тем, кто научится это делать.
(После чтения учитель задает вопросы)
2. Постановка целей и задач урока. Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?
(Определение темы и целей уроков совместно с учителем)
КАК ПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ?
Учитель: Как вы уже знаете, в этом учебном году претерпели изменения критерии оценивания задания 27. Прочитаем формулировку этого задания (слайд 2).
Как видим, предъявлены новые требования к написанию комментария, за который выпускник может получить максимальные 5 баллов из 8 баллов за содержание. Это очень много. Поэтому задача сегодняшнего урока - научиться писать комментарий, учитывая основные требования, предъявляемые к нему. Во-первых, комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст; во-вторых, должен отражать ход мыслей автора исходного текста; в-третьих, комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.
Разработчики заданий ЕГЭ по русскому языку уверены, что «теперь выпускные сочинения будут действительно творческими, а не шаблонными работами с заранее заготовленными аргументами из литературы».
Ребята, давайте теперь вспомним композицию сочинения-рассуждения.
(Слайд 3).
(Учащиеся читают и делают выводы)
Учитель: Ребята, а что такое проблема текста? Как ее правильно сформулировать? Ведь если вы неверно определите проблему прочитанного текста, то потеряете 8 баллов из максимальных 24 баллов, которые выпускник может получить за сочинение-рассуждение.
(Выслушиваются ответы учеников)
Учитель: Молодцы, а теперь обратимся к следующим слайдам (слайды 4-7)и сделаем выводы.
(Учащиеся совместно с учителем делают выводы)
Учитель: Ребята, а что такое позиция автора? Как ее определить?
(Ответы учащихся).
Учитель: Давайте посмотрим слайд 8 и убедимся в правильности ваших суждений.
3. Работа над темой урока. Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежит текст. Давайте прочитаем его и попытаемся сформулировать проблему, которую поднимет автор Л. Андреев.
(Ученик читает текст)
Учитель останавливает ученика и задает вопросы по содержанию текста:
- От чьего имени ведётся повествование в тексте?
- Как вы думаете, сколько героев в тексте. Кто они?
- О чем размышляет герой?
- Что вы узнали о нём?
- Что можете сказать о другом герое?
(Ученик продолжает чтение текста). После чтения учитель задаёт вопросы.
- Что вы узнали о старшем брате?
- О чем он мечтает?
- Чему он так радуется?
(Фронтальный опрос)
(Ученики дают ответы на вопросы).
Учитель: Ребята, давайте определим авторскую позицию.
Возможные ответы учеников:
Авторская позиция выражается в словах героя: «Война - это безумие и сумасшествие». Война противоестественна в самой своей основе. Сознание героя не может осознать сам факт войны.
Учитель: Запишите авторскую позицию в виде законченного предложения.
На какой вопрос отвечает данное предложение?
Возможные ответы учеников:
Что такое война? Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны? В чём смысл войны?
Учитель: Правильно, ребята. В данном тексте поднимается проблема осознания и нравственной оценки войны. Запишите в тетрадях формулировку проблемы либо в форме вопроса, либо, используя конструкцию «проблема чего».
(Учащиеся читают записанные предложения)
Учитель: А теперь обратимся к слайду и определим, что такое комментарий (слайд 9) и какова его структура? (Слайд 10).
Учитель: Ребята, на ваших партах лист с кольцами Венна, наша задача - выявить, что объединяет двух братьев, а также подчеркнуть различия между ними.
(Учащиеся заполняют «Кольца Венна», работая в парах. Затем читают свои ответы, обосновывая их примерами из текста).
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Данную работу мы будем использовать при написании комментария. А теперь давайте обратимся к нашей презентации (слайд 12) и вспомним, что комментируя заявленную автором проблему, мы отвечаем на вопрос «Что делает автор?»
Ребята, какие еще вопросы помогут нам в комментарии? (слайд 13)
(Учащиеся озвучивают вопросы и сравнивают с вопросами на слайде 13.)
4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Учитель: Следующий этап работы – это написание комментария, пользуясь таблицами с речевыми клише, а также используя «Кольца Венна».
Ребята, а какой перед нами текст? Художественный или публицистический?
(слайды 14-16)
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Ребябта, прежде чем начат писать комментарий, давайте определим, какие смысловые отношения между двумя примерами мы можем выделить?
(Ответы учеников: противопоставление, сопоставление, сравнение, вывод, следствие и др.)
Учитель: Молодцы, ребята. А где же обозначить эту связь в сочинении?
(ответы учеников)
(Слайды 17-18)
Учитель: Ребята, напишите комментарий, продумайте, как вы будете оформлять примеры из текста, не забудьте пояснить оба примера и указать связь между ними. Ребята, а какие способы оформления примеров вы знаете?
Возможные ответы учащихся: прямое цитирование, косвенное цитирование, с помощью предложений с вводной конструкцией, даем ссылку на номера предложений.
(Ученики пишут комментарий в тетрадях, затем несколько учеников читают свои записи).
Учитель: Молодцы, ребята, а теперь запишите позицию автора (слайд 19).
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Урок был продуктивным. Надеюсь, он оказался для вас полезным. И для себя вы взяли что-то новое, сделали соответствующие выводы.
Что нового вы узнали на уроке?
Что было интересно?
Что было трудно?
Над чем ещё надо поработать?
Был ли полезным и нужным материал урока?
Домашнее задание: Допишите сочинение-рассуждение, выразив отношение к позиции автора и обосновав его. Не забудьте написать вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи "Написание писем"..
Конспект урока по развитию речи по теме "Написание писем " для 1 класса разработан по специальной (коррекционной) программе I вида (для глухих детей) по учебнику для 1 класса школы глухих:...
Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"
Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...
Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.
Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....
Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"
В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...
план-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма"
План-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма" для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"...
План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"
План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...
конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...