конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать условия для формирования внутренней позициии обучающихся, характерезующейся повышением интерсеса к происходящему на уроке и положительной мотивации в учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Письмо (5 класс).
Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма;
- Развивать речевые навыки; расширять представления учащихся о роли и значении письма в нашей жизни;
- Воспитать бережное отношение к языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Предметом нашего разговора будет письмо. Все мы всегда рады получать письма, ведь это своего рода сюрприз, в котором содержится информация. Давайте поговорим немного об истории письма. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма были широко распространены в Персии и Египте. Первые сообщения отправлялись только с военной целью. Существовала даже такая профессия как гонец. Современный вариант этой профессии это почтальоны и курьеры. Самой организованной и известной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту и перевозки писем были упорядоченными.
-Давайте же научимся писать письмо.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, как вы думаете , для чего нужны письма?
(Чтобы общаться, рассказать о своих впечатлениях и чувствах, выразить отношение к кому - или чему-либо).
III. Слово учителя.
- В древние времена люди передавали информацию друг другу с помощью рисунков и иероглифов. Со временем графические знаки и рисунки преобразуются в слова со значением предмета. Так было положено начало начало развитию письменности. Письмо –это знаковая система фиксации речи и мыслей , позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо относится к эпистолярному жанру и имеет схожесть с устной речью, но мысли должны быть выражены точно и ясно. Письмо является монологическим типом речи, но предполагает собеседника – адресата, поэтому, когда мы пишем письмо, следует обращаться к тому, к кому адресована эта информация.
IV. Словарная работа.
- Давайте поработаем со словарями. Выпишем значения таких ключевых слов нашей темы как почта, письмо, эпистолярный жанр, адресат, конверт, адресант.
V Слово учителя:
Ребята, давайте конца письма, например:
С уважением… До свидания… До скорого… Ваш …
Например, в английской практике написания письма также используется формулы – обращения.:
Dear Tom! My dear friends! (Дорогой Том! Мои дорогие друзья!
- типичные обороты в конце письма, например:
Best regards, your friend, Oliver! ( С наилучшими пожеланиями, твой друг Оливер
VI...Работа со схемой
Предлагаю вам примерную схему написания письма:
- Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.
- Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность, сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. - Заключение. Прощание, просьба писать чаще, извинения за почерк, передача приветов. Формулы прощания
- Подпись, дата.
VII. Написание письма.
- Пользуясь приведенной схемой, попробуйте написать письмо своему другу или маме, например, из лагеря или из путешествия. Употребите обращения, избегайте повторов.
VIII. Редактирование 1-2 лучших работ.
IХ. Работа с карточками
Ребята, давайте обратим внимание на письмо, которое было написано в годы Великой Отечественной Войны бойцом Красной Армии Николаем Нестеровым своей маме.
«Здравствуй, любимая моя мама! Как твоё здоровье? Почему от тебя нет писем? Где работаешь? У меня пока всё в порядке. Тёте Лене переводил деньги, но ответа пока нет. Дяде Ване тоже пишу частенько. Недавно я получил два ордена Красного Знамени - их уже у меня 4, и пятый орден Красной Звезды. Значит, немцев бью хорошо.
За этот месяц было сто верных случаев, когда можно было погибнуть, но я жив и здоров. Несколько раз уже меня считали убитым, а я всё целый. Пуля меня просто не берёт, кто-то будто надёжно охраняет меня. Я выполнял, что было невозможно, делал то, что никогда не мог, и выстоял тогда, когда все другие были вышиблены. Пиши ответы. Жду. Твой сын Николай».
Николай Нестеров, командир батальона 24-й мотострелковой бригады, 25 лет. 14 июля 1943 г. под Прохоровкой получил смертельное осколочное ранение.
Слово учителя:
- Посмотрите, как в простых строчках чувствуется забота и любовь к родным, как он бесстрашно защищал нашу землю от врагов, стоял насмерть за родных и близких. Именно в этом письме чувствуется все мужество, отвага и смелость русского народа. Эти письма служили единственным «источником света и надежды» для родных и близких в то страшное для народа время. Это еще раз доказывает большое значение письма и необходимость сохранения эпистолярного жанра для будущего поколения.
ХI Обобщение.
- Итак, дорогие ребята, вы сегодня много узнали об истории письма, усвоили принципы написания письма. В заключение, хочется добавить , что письма сохраняют все наше душевное тепло , все чувства во времени, поэтому пишите письма как можно чаще.
ХIII. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:
Письмо моей маме. Письмо другу. Моя любимая книга. Письмо солдату в армию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Урок развития речи по теме «Письмо. Виды писем»
Разработка урока по русскому языку. 6 класс....

Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс
Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...

Конспект и презентация по развитию речи (Как писать письмо. Как писать поздравление)
Для учащихся 2 класса....

Открытый урок по теме "Учимся писать письмо"
Материал поможет подготовить обучающихся к письменной части экзамена по английскому языку...
Конспект урока развития речи. Как писать сочинение ОГЭ 9.3
Урок русского языка...