Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цели:
1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, последовательность в изложении.
3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к эпистолярному жанру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urok3.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Учимся писать письма». 5 класс
Цели:
1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, последовательность в изложении.
3. Воспитывать патриотические чувства, интерес к эпистолярному жанру.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, толковый словарь.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Приветствие, настрой.)
- Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений – мы вместе проведём урок!
II. Формирование темы урока.
Читаю отрывки текстов.
- «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков.» (А.П.Чехов. «Ванька». Письмо Ваньки дедушке.)
- «Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле,
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.»
(А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»)
- Что я прочитала? (Письма.)
- О чём мы сегодня будем говорить?
1
- Наш урок будет посвящён древнему, благородному искусству – умению писать письма. Запишите тему урока.
- Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на занятии? (Сегодня на уроке мы узнаем, как и когда появилось письмо, познакомимся с его структурой и основными правилами переписки.)
III. Беседа по теме урока. Роль письма в современном мире.
- Итак, письмо представляет собой эпистолярный жанр. Что означает слово «эпистолярный»? А что такое письмо? Поможет вам разобраться в этих терминах словарь русского языка С.И.Ожегова. (Записать определения в тетрадь.)
- У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже берём мы в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная почта и оперативнее, и удобнее. Но письмо, мне кажется, согретое теплом родных рук, наполненное душевным светом, всегда приятно получить.
? А как считаете вы? Нужны ли в век новейших информационных технологий письма? Почему люди хранят письма годами?
Задание. Рассмотрим примеры писем (презентация) (письмо интернетовское и традиционное может содержать один и тот же текст, но отличается способом письма: человеческий почерк и компьютерный шрифт со всевозможными смайликами.)
:) или : -) – улыбнулся
; - ) – подмигнул
: - / - я серьёзен и т. д.
? В чём плюсы и минусы предложенных для анализа форм общения?
Учитель.1) Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS , но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.2) А.С.Пушкин – основоположник русского литературного языка, многое сделал для того, чтобы наш язык стал языком эпистолярной культуры. Его письма – образец словесного искусства. Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает.(Отрывок из письма М.Горького к сыну.) 3) А как ждали писем с фронта от своих мужей, сыновей, дочерей… Солдаты, сидя на привале, писали письма – треугольники домой своим жёнам, детям, родителям. Письма, которые одинаково ждали как солдаты, так и те, кого они защищали, придавали силы в трудные годы войны. В нашем музее села хранятся такие письма – треугольники. (слайд). Эти письма дают возможность окунуться в историческое прошлое нашей страны, почувствовать неразрывную связь поколений.
Пример письма. «Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта! Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца… Даша, родная. Береги наших детишек. Тебе , Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всём. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Передавай мой привет всем родным. Ваш муж и отец. Михаил Яцков. 19 ноября 1943 года.»
- Сделайте выводы.
IV. Из истории письма. Беседа по теме урока.
Вопросы.
1) Для чего нужны письма? ( Письмо стало необходимым тогда, когда общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи стало невозможным.)
2) А как раньше люди обменивались сообщениями? (Индивидуальное задание)
Ученик. Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя… Очень интересно предание о «письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Перенесёмся на несколько тысяч лет назад.
Сценка. (Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)
Скиф. Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и 5 стрел.
Царь. Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
Скиф. Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь. Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства, и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу.
Горий. Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам , в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел».(Оба недоумённо поглядели на предметы и ушли.)
Ученик. Вот вам послание от древнего американского народа, от племени инков, - нити разных цветов. По цвету узнавали, прежде всего, о чём идет речь. Нить желтого цвета означает золото, белого – серебро, красного – воинов, чёрного – беда. А количество узелков на нити говорило о количестве предметов.
Ученик. А у славян было тоже узелковое письмо.(Показать узелки.)Но владели им избранные люди – волхвы – кудесники. Получалось громоздко. Когда люди поняли, что обмениваться предметами – посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать на камнях, скале, на доске.
Ученик. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». Найдено 12 берестяных листов, принадлежавших мальчику Онфиму. На одном из них надпись: «Поклон от Онфима ко Даниле» Видимо, это письмо к другу.(слайды)
Учитель. Современные формы и правила переписки сложились 180 лет назад. Пришли они из Англии. Рассмотрим их подробно.
V.Знакомство с оформлением писем.
Разыгрывается ситуация «Получение письма». Адресат целый класс.
? Кто из вас, ребята, писал или получал письма? Написав письмо, вы вкладываете его в конверт. Что чётко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес.)
? От слова АДРЕС образовалось новое слово АДРЕСАТ. Кто это? (Человек, который получит письмо.)
? А как можно назвать человека, который написал письмо? (Адресант.)
(На доске и в тетрадях ученики записывают слова:
Адресат – получатель,
Адресант – отправитель.)
? Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?
Правило 1. (слайд)
Полученное письмо может распечатать только его адресат. Нельзя читать чужие письма.
? Будем ли отвечать?
Правило 2. (слайд)
Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3 – 5 дней после получения и в вежливой форме.
? Какие письменные принадлежности нужно приготовить? (Выбрать из канцелярских принадлежностей, выставленных на отдельном столике, те, которые нужны.)
Правило 3.(слайд)
Бумага и конверт должны быть в безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Дата ставится в правом верхнем углу. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складываем послание текстом внутрь.
? С чего начинать письмо?
Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая, кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным…(к бабушке, учителю), шуточным…(к приятелю, к самому близкому человеку – маме). Не допустима фамильярность. Подумайте, о чём вы напишете, какой эпизод из своей жизни приведёте в письме.
Правило 4.(слайд)
В письме выделяются 4 обязательные части:
- Приветствие с обращением.
- «Приступ» (причина написания письма)
- Основной текст.
- Заключительная формула вежливости.
Задание. Учитель раздает заготовки писем.
- Найдите приветствие, «приступ», основную часть, прощание.
- Найдите ошибки (орфографические , пунктуационные, речевые)и исправьте их.
Текст. Здравствуй, мая дарагая мамочка!
Я очень соскучился , поэтому решыл написать тебе письмо. Вот уже вторую ниделю я в гастях у тёти вали. Хочу рассказать тебе, как я правел вчерашний день. Рано утром мы с ребятами пошли на рыбалку. Я поймал трёх карасиков и ещё две рыбки. Незнаю, как они называются. Тётя Валя рада была моему улову и сварила вкусную уху. Мы ели её и сожалели, что тебя нет с нами. Досвидания мамочка. Нежно целую. Любящий тебя сын володя.
- Работа над отдельными частями письма.
Учитель. А сейчас поговорим о каждой части письма и научимся правильно её оформлять.
- Как обратиться к адресату, на Вы или ты? От чего это зависит?
Слайд. Обращение – это слова, которыми один человек называет другого человека, обращаясь к нему.
- Официальное обращение:
Уважаемый Сергей Петрович!
- Интимное обращение:
Любимая мамочка!
- Доверительное обращение:
Дорогая моя бабушка Аня!
- Шуточное обращение:
Привет, ленка – пенка!
- Ребята, а какие вы используете обращения в письме к своим близким? Запишите в тетрадь.
Слайд. «Приступ»
В «приступе» описывается причина написания письма.
Я очень скучаю… Мне необходим твой совет… Получила от тебя письмо…
Здание . Приведите примеры «приступов».
Слайд. Прощание – это слова, которые один человек говорит или пишет другому, расставаясь с ним.
Прощай(те) – вежливое слово. Употребляется при расставании надолго или навсегда.
До свидания – вежливое слово, которое употребляется при расставании.
Схема прощания
До свидания Целую
Прощайте Х Обнимаю
До встречи Нежно целую
Пока Крепко обнимаю
Задание. Составить и записать в тетради прощания, используя разные слова схемы.
Слайд. Основное содержание письма.
Сообщение о новостях | Опишу вам, как я отдыхаю в деревне. Живём мы с бабушкой хорошо, дружно. Я ей помогаю по хозяйству. В свободное время хожу с ребятами в лес. |
Вопросы адресату | Как вы живёте? Как ваше здоровье? Есть ли новости? |
Благодарность | Спасибо за… |
Просьба. Приветы. | Пишите чаще. Передавайте привет.. |
- Работа по таблице.
- Разбор примеров.
Письмо 1.
Здравствуй, Света!
Я живу хорошо. А как ты? Отметки у меня хорошие. А какие у тебя? Здоровье у меня тоже хорошее. А как здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. Ну, всё, писать больше нечего. До свидания.
Письмо 2.
Здравствуйте, Валентина Ивановна!
Получила вчера письмо от Вас. Большое спасибо. Спешу ответить. Вот уже месяц мы живём в Ставрополе. Город мне очень понравился. Он огромный, просторный. Тут много памятников и красивых зданий. В школу мне ходить близко. Она большая. Но наша мне всё равно больше нравится. В неё всё кажется своим. Ребята здесь неплохие. Но лучше нашего 5Б на свете нет. Я сильно скучаю. До свидания. Мама и папа передают Вам привет. Света.
- Анализ писем.
VI Закрепление изученного.
Задание 1. Блиц – опрос.
- Что такое письмо?
- Назовите основные части письма.
- В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата)
- Обращение обычно пишут… (в середине первой строки)
- В конце письма следует…
- Поля оставлять (можно, нужно, не обязательно?)
- Почерк должен быть…
- Писать карандашом…(можно, нельзя?)
- Бумага должна быть…
- Какие правила следует помнить, если вы переписываетесь с девочкой ( мальчиком) из другого государства? (Письмо должно быть составлено на языке адресата.)
Задание 2. Расшифруйте слово ПИСЬМО, последовательно используя другие слова, начинающиеся имеющимися в нем буквами:
П (переписка, поздравление)
И (искренность, информация)
С (совет, секрет)
Ь
М (мысли, монолог)
О (обращение, откровенность)
- Творческая работа
Групповая работа: написание писем. Ситуации:
- Из летнего лагеря маме.
- Бабушке, живущей в другой местности.
- Заболевшему учителю.
(Чтение работ)
VII Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Рефлексия. Закончите фразу: «Сегодня на уроке я…»
VIII Обобщение.
Учитель. В одной компании было проведено исследование, которое показало, что тратится уйма времени впустую, читая «неэффективно» написанные письма. Основные проблемы – плохо составленные тексты, ошибки, в письме трудно найти важную информацию. Из – за этого компания теряет миллиарды долларов. Это материальная сторона проблемы. Научиться писать можно. Проблемы неумения грамотно писать при желании можно преодолеть. Но есть в нашу «бесписьменную» эпоху ещё одна важная проблема – духовная. Бесспорно, что в 21 веке мы не можем отказаться от телефона, Интернета. Нелепо было бы перечеркнуть плоды цивилизации и вернуться к голубиной почте. Но всё – таки почаще вспоминайте близких, пишите им письма, которые они, наверняка, будут бережно хранить годы и которые будут давать душевные силы в трудные времена. Пишите письма, ребята! Письма, как и рукописи, не горят!
- Как мало всё же человеку надо!
Одно письмо. Всего – то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно…
Зажглись руин весёлые костры,
И всё вокруг вишнёво – золотое…
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно – хмельное!
Я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звёзды, море и Памир.
Твоё письмо, в котором целый мир.
Как много всё же надо человеку.
Э.Асадов.
Д./з.: составить памятку «Как написать письмо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"
Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...
Конспекты уроков: Литература, окружающий мир, математика, изо, технология письмо, физкультура
Здесь предложенны мои технологические карты по всем предметам во время прохождения практики...
Открытый урок по теме "Учимся писать письмо"
Материал поможет подготовить обучающихся к письменной части экзамена по английскому языку...
конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
В данном конспекте урока представлена методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...
Конспект урока литературы "Письма из прошлого"
Урок «Письма из прошлого» посвящён 70-летию Великой Победы – победы советского народа над фашистской Германией, над коричневой чумой. Основной вопрос урока, в чем ж...
методическая разработка конспекта урока по предмету "Графика и письмо" - "Письмо букв по точкам, по образцу и самостоятельно"
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...