Тема: Не с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Класс: 5

Тема: Не с глаголами

Место урока в системе уроков по данной теме: 8 урок в теме «Письмо. Орфография». Повторение изученного в начальных классах

Цель деятельности учителя:  актуализировать знания учащихся по теме, организовать работу в группах

Тип урока:  урок актуализации знаний

Планируемые результаты:

Предметные:  применять правило написания НЕ с глаголами в письменной речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_s_glagolami.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Учитель Ципушникова Татьяна Валериевна

Класс: 5

Тема: Не с глаголами

Место урока в системе уроков по данной теме: 8 урок в теме «Письмо. Орфография». Повторение изученного в начальных классах

Цель деятельности учителя:  актуализировать знания учащихся по теме, организовать работу в группах

Тип урока:  урок актуализации знаний

Планируемые результаты:

Предметные:  применять правило написания НЕ с глаголами в письменной речи

Метапредметные:

Коммуникативные: высказывать свое мнение и слушать партнера

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, оценку собственной и чужой деятельности, поиск информации

Познавательные: работать с определением лексического значения слова, фразеологизма, применять правило в учебных упражнениях и при создании собственного текста

Личностные: осуществлять самооценку поведения и его корректировку

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, работа в малых группах

Формы работы на уроке: парная, групповая

Образовательные ресурсы: ИКТ

Оборудование, наглядность: Учебник Разумовской М.М., интерактивная доска, словари, Интернет

Ход урока

Актуализация знаний

Прочитайте стихотворение. Определите тему урока.

Завести велели мне новые привычки:
Никогда девчонок
НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой
НЕ драться за обедом!
На уроках больше
НЕ говорить соседом!
Я согласен даже
НЕ рисовать на карте!
Я согласен даже
НЕ танцевать на парте!
Но
НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и
НЕ выучу уроков!

Ю. Вронский

Задание 1. Работа в парах

Раскройте скобки. Сформулируйте правило правописания глаголов с частицей НЕ. Запишите правило.

(Не)забывать, (не)отвечу, (не)взлюбить, (не)будем, (не)годуете, (не)сдобровать, (не)жалеете, (не)доумевать, (не)домогаю, (не)подведешь, (не)бросит, (не)станем, (не)могу.

Задание 2 (в парах)

Сравните ваш вариант правила с правилом в учебнике на стр.  38 и выполнение задания с эталоном на листочке 1

Попробуйте сформулировать цели урока.

Цели:

Научиться применять правило в письменной речи

Научиться составлять текст с частицей НЕ

Задание 3

Впишите синонимичный глагол, который пишется с НЕ слитно. В случае затруднения обращайтесь к словарю. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте.

  1. Он возмущался – он …
  2. Нельзя его принуждать – нельзя его …
  3. Брат удивляется – брат …
  4. Я чувствую себя не совсем хорошо – я …
  5. Шторм бушевал – шторм …
  6. Он чувствовал неприязнь к нему – он его…

Слова для справок: неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, недолюбливать, неистовствовать.

Сверьте свою работу с эталоном (на листочке 2)

Задание 4 (в группе)

Попробуйте объяснить значение следующих фразеологических оборотов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю. Выберите 3 понравившихся и составьте с ними предложения. Попробуйте сделать рисунок к 1 из фразеологизмов.

Не выходит из головы

Не полезет за словом в карман

Не видеть дальше своего собственного носа

Не находить слов

Не ударить лицом в грязь

Не поминайте лихом

Выступление групп и взаимооценка по следующим критериям:

Оригинальность рисунка

Уместность и точность употребления фразеологизма

Задание 5 (в группах)

Вернитесь к стихотворению Ю. Вронского.  Определите смысловую роль частицы НЕ в данном тексте.

Придумайте и запишите «Правила поведения в нашей школе», используя частицу НЕ.

Выступление от групп и оценка по следующим критериям:

Актуальность правила, полнота

Точность и краткость изложения

Логичность

Оригинальность

Образность

Определите лучший вариант правила поведения, который необходим вашему классу как эталон поведения

Рефлексия

Продолжите высказывание

Знаю …

Не знаю …

Сомневаюсь …

Умею …

Не умею …

Затрудняюсь …

Было интересно …

Домашнее задание на выбор

  1. № 98
  2. Вспомните пословицы с частицей НЕ. По одной из пословиц составьте небольшой рассказ.
  3. Выпишите из словаря значение слов неймет, неймется. Составьте с ними предложения.

Литература:

  1. Учебное пособие по русскому языку для 5 класса общеобразовательных организаций. Часть 2. Учебная тетрадь по орфографии и пунктуации. Красноярск, 2014.
  2. Русский язык. 5 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. М., «Дрофа», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Правописание глаголов. Повторение. План-конспект

План-конспект урока с использованием ЭОР....

Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов"  (спряжения глагола)...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"

Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...