Русский язык - один из мировых языков
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме
2. Развивать навыки самостоятельной работы, развивать мышление, память, обогащать словарный запас обучающихся, формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.
3. Воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений, работа с текстом, работа с карточками
Оборудование: "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., мультимедийное оборудование.
Список литературы:
"Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
Методические рекомендации к УМК Рыбченковой Л.М., Власенкова А.И.
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?
2.Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, что было задано на дом? (упр. 276)
Выборочная проверка
3.Повторение изученного материала
Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира, и это действительно так, о его гибкости, красоте и многогранности в других странах ходят легенды. Русский язык способен невыразимое выразить словами, хоть это и кажется не возможным. Такому богатому наследию мы обязаны многовековой работе учёных, лингвистов и, разумеется, писателей и поэтов. Кроме того русский язык - один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других международных организаций.
Родной язык – это живая связь времен. Много интересного рассказывает нам язык о жизни народа в прошлом, рассказывает о настоящем. Много интересного рассказывает нам язык сам о себе — о том, что он постоянно изменяется, обогащается, развивается.
Ребята, какие слова называются устаревшими? Какие их разновидности вы знаете? Приведите примеры.
Какие слова называются неологизмами? Примеры
Развивается не только лексика языка, но и грамматика языка. Определите в следующих предложениях, какие изменения произошли в современном русском языке
“Чего тебе надобно старче?” — спрашивает золотая рыбка у старика из сказки А.С. Пушкина.
“Нет, весь я не умру! Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит”
“Глядь: поверх текучих вод лебедь белая плывет”
В современной языковой ситуации есть явления, вызывающие тревогу. Это, прежде всего, хлынувшие бурным потоком иностранные заимствования. По количеству заимствований из западных языков наше время, пожалуй, может сравниться только с XVIII в. Тогда слова голландского, немецкого, французского, итальянского происхождения так наводняли тексты, что неподготовленный человек не мог добраться до смысла написанного. Военные приказы оставались невыполненными из-за того, что подчиненные не понимали, что значит “авантажное место”. В подобном же положении оказывается подчас и современный читатель, пытаясь понять какую-нибудь статью, изобилующую экономическими терминами.
Ребята, с какими заимствованными словами вы сталкивались? Назовите их.
Сейчас очень часто иностранные слова употребляются без какого-либо чувства меры, без всякой на то надобности, засоряя и искажая наш язык. Они употребляются даже тогда, когда у нас есть синонимические им исконно русские слова.
Замените исконно русскими словами заимствования
- Презентация.
- Шоу.
- Консенсус.
- Позитивный.
- Менталитет.
- Имидж.
- Интегрировать.
- Санкция.
- Коммуникабельный.
Составьте с 2-3 из данных заимствований словосочетания.
У ученых лингвистов складываются разные мнения по поводу роли заимствований в русском языке. Кто-то считает, что они засоряют родной язык, а кто-то, наоборот, видит положительное в них.
Какие ученые внесли вклад в развитие русского языка?
Филипп Фёдорович Фортунатов, Рубен Иванович Аванесов, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Афанасьевич Потебня, Федот Петрович Филин.
О проблеме современного состояния русского языка высказываются многие писатели и публицисты. Предлагаем для работы т е к с т, который был предложен в рамках акции «Тотальный диктант»: В чём причина упадка русского языка и есть ли он вообще? (Б. Стругацкий)
Задания: 1) восстановите данный текст (вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания). (Будьте внимательны: не везде на месте пропусков должен быть какой-либо знак.); 2) сформулируйте проблему, над которой предлагает задуматься автор, в 2-3 предложениях напишите о своём согласии/несогласии с авторской позицией.
В ЧЁМ ПРИЧИНА УПАДКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕСТЬ ЛИ
ОН ВООБЩЕ?
(Н_)какого упадка нет_ да и быть (н_)может. Просто ц_нзуру см_гчили_ а частию_ слава богу_ и вовсе упраз_нили_ и то_ что раньше мы слыш_ли в пивных и подворотнях_ сегодня усл_ждает наш слух_ доносясь с эстрады и с телеэкранов. Мы скло_ы _итать это наступлением бе_культур_я и упадком Языка_ но ведь бе_культур_е_ как и всякая разруха_ н_ в книгах и н_ на театральных подмостках_ оно в душах и в головах. А с последними_ на мой взгляд_ ничего существе_ого за последние годы (н_)произошло. Разве что_ начальство наше_ опять(же) слава _огу_ отвлеклось от ид_ологии и увлеклось более ра_пиливанием бюдж_та. Вот языки и подраспустились_ а Язык об_гатился замечательными новшествами в широчайшем ди__зоне –– от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления _нтернет-жаргона.
Выборочная проверка и беседа по содержанию.
Выполнение упр. 278 стр.142
4. Подведение итогов и объявление домашнего задания
-Рефлексия.
- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Какое задание для вас было самым (не)интересным?
- Что у вас вызвало затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Русский язык - один из развитых языков мира"
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.
Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира"...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...