Урок русского языка в 6 классе по теме "Русский язык - один из развитых языков мира"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы; уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок; воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников; развивать память, логическое мышление, речь..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya.6.1.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 6. Урок 1.
Тема: Вводный инструктаж по ТБ. Русский язык - один из развитых языков мира
Цели: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы; уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок; воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников; развивать память, логическое мышление, речь.
Ход урока
- Орг. момент. Тема и цели урока
-Подписываем тетради.
-Знакомимся с учебником: авторы, условные обозначения, знаки около слов, содержание, приложения (с. 164-184).
2. Вступительное слово учителя.
– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча?
Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.
Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».
«Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»
«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия, вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: «Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?»
– Как Эзоп говорит о языке?
- В каком значении употребляется слово «язык»?
- А какое ещё значение есть у этого слова?
- А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о языке?
3. Изучение нового материала.
1). Работа с учебником.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем родном русском языке, о его развитии. Запишите в тетради тему нашего урока.
- Ребята, давайте прочитаем высказывание К. Паустовского о русском языке.
- Как вы поняли высказывание Паустовского?
- Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.
- Прочитайте задание к упражнению 1 на стр. 4.
- Как вы думаете, в чём же заключается богатство русского языка? Запишем этот ответ.
- Прочитаем слова, данные в рамочке.
- Как вы их понимаете? Дайте их лексическое значение.
- Где нам найти ответ, если мы с вами затрудняемся в толковании слова?
- Давайте поработаем с толковым словарём и найдём значение слова РАЗВИТОЙ
1) Достигший высокой степени развития.
2) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.
– В каком значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития.)
– А в словосочетании развитый ребёнок? (Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)
- Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?
2). Работа с пословицами и поговорками.
- Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь:
1) Раны от меча заживают, а от языка остаются.
2) Без русского языка не сколотишь и сапога.
3) Русский язык - сила слабого!
4) Велик и могуч русский язык.
5) Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.
6) Язык до добра не доведёт.
- Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше?
3). Поддиктовка.
- Упр. 2 на стр. 4-5:
Русский язык необыкновенно богат. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
4). Работа над высказываниями великих людей.
- Сейчас я прочитаю вам высказывания великих людей о русском языке. Давайте послушаем и запишем одно из них.
1. Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. /А. С. Пушкин/
2. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. /А. Ф. Мерзляков/
3. Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. /А. С. Хомяков/
4. Перед вами громада — русский язык! /Николай Васильевич Гоголь/
5. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А. И. Куприн/
4. Итог урока. Домашнее задание.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что далось легко?
- Что вызвало трудности?
Д/з: Упр. 3 с. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.
Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира"...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...
конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"
Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...
Презентация по русскому языку "Русский язык – один из развитых языков мира" (6 класс)
Учебная презентация по русскому языку на тему "Русский язык – один из развитых языков мира" (6 класс)...