Технологическая карта урока русского языка "Монолог.Итоговое собеседование". 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию: разбираем монолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monolog.itogovoe_sobesedovanie.docx | 54.97 КБ |
monolog._itogovoe_sobesedovanie.pptx | 441.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Зачитайлова Светлана Викторовна
Класс: 9 «В»
Дата: 15/01/19
Предмет: русский язык
Тема: «Монолог. Итоговое собеседование»
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий и алгоритмов.
Методы обучения: работа в микрогруппах ,со слайдами
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор
Учебно-техническое оснащение: презентация, опорные аблицы, памятки
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ууд |
1.Этап мотивации | У вас скоро итоговое собеседование. Что поможет успешно его пройти? Что для этого надо? Что зависит от вас? Что вы можете сделать? | Включаются в диалог, отвечают на вопросы. Пр: Я хочу успешно сдать итоговое собеседование. Для этого надо тренироваться по всем заданиям экзамена. Для этого я могу в процессе тренировки научиться контролировать свою речь и т.д. | |
2.Актуализация | Давайте в процессе повторения задания 3 (Монолог) попробуем выявить причины личных затруднений. На экране вы видите композицию трех типов речи. Зачем они нам нужны? На столах у вас лежат опорные таблицы с клише к 1 и 2 теме. Почему нет клише к 3 теме? Вспомним алгоритм работы с монологом ( у каждой темы свой алгоритм) Попробуем самостоятельно выполнить задание по данным алгоритмам Самостоятельно проверьте выполненное задание | Учащиеся работают с материалом,размещенным на экране. Дают свои ответы: три типа речи нам нужны при работе над монологом, в котором даны три темы. Отвечают на вопросы, вспоминают алгоритм работы Выполняют самостоятельную работу Фиксируют свои ошибки, самостоятельно их исправляют | Ф-П-К |
3. Локализация индивидуальных затруднений | Каков алгоритм исправления ошибок? Почему возникла ошибка и как ее исправить? | Анализируют свои ошибки по алгоритму Находят причину ошибки и способ ее исправления | Ф-К |
4.Этап целеполагания и коррекции затруднений | Сформулируйте свою цель в работе с монологом. Каким способом будете корректировать ошибки? | Отвечают на поставленные вопросы | Ф-Р |
5.Этап реализации | Создайте устное высказывание еще раз, учитывая ошибки предыдущего выступления | Работают над созданием устного высказывания. Сильные-устно, слабые-письменно Один ученик оценивает отвечающих по критериям | П-Р |
6.Этап обобщения затруднений | Обсудим типовые ошибки. В каких случаях ответы не удались? | Обсуждают типовые ошибки | Ф-Р |
7.Рефлексия | Вы сегодня достигли поставленной цели? Насколько оцениваете свою работу? Какой будет цель вашей последующей деятельности? | Отвечают на вопросы, анализируют | И-П |
8.Домашнее задание | Понаблюдайте за собой и одноклассниками. Проследите особенности устной речи подростков . | Ф-К |
Ууд: ф-фронтальные; и- индивидуальные; п-парные; г-групповые
П-познавательные, К-коммуникативные, Р-развивающие
Задание на выбор:
1. Описание фотографии.
2. Повествование на основе жизненного опыта.
3. Рассуждение по поставленному вопросу.
Композиция текста-описания
1. Общее представление о предмете.
2. Отдельные признаки предмета.
3. Авторская оценка, вывод, заключение.
Композиция текста-повествования
1. Завязка (начало событий).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).
4. Развязка (итог событий).
Композиция текста-рассуждения
1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).
2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).
3. Вывод.
Советы ученикам для описания фотографии
1. Начните с:
- замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
- поиска смыслового центра фотоснимка;
- описания того, кто (или что) изображен;
2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).
3. Не говорите того, чего нет на фотографии.
4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:
экскурсия в прошлое,
интересная история,
фотография на память,
смысловой центр,
передний и задний план,
цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),
персонажи и предметный ряд,
яркое впечатление, сохранённое на снимке.
5. Обратите внимание, как изображены предметы:
- опишите фон, позы, цветовые эффекты;
- ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
- укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.
6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:
- если на снимке заснят человек, то расскажите о его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
- опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.
7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).
8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.
9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.
10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.
Речевые клише
Вступление
Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?) | Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим… |
Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим… | Передо мной фотография, на которой запечатлены… |
Основная часть
- глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
- глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
- прилагательные для описания лица человека, запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое…
- прилагательные для описания одежды людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
- прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая, выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…
Глядя на фотографию, я мысленно переношусь… | Глядя на фотографию, можно предположить, что… |
В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?) | Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали. |
Этот снимок был сделан в тот момент, когда… | Фотокадр, яркий снимок… |
Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа. | Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание. |
Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?) | Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..) |
На переднем (заднем) плане фотографии… | На данной фотографии мы видим (что?) |
Кадр сделан с левой (правой) стороны… | На левой (правой) стороне кадра |
В глубине фотографии (фотоснимка)… | На фотографии изображено … |
В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено… | Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки… |
Чувства, вызванные фотографией… | Увлекательное путешествие в мир фотографии… |
Зафиксированные на фотографии эмоции… |
Заключение
Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей. | Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его почувствовать //понять… |
Удел фотографа - прекрасные мгновения, Затвором отсечённые от времени реки… Судьба фотографа - отбросив все сомнения, С течением бежать, играя, наперегонки. Сергей Дудник | Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что фотограф смог передать всю гамму чувств… |
Фотограф смотрит в объектив, В единый кадр мир вместив. Момент истории для нас Он в кадре сохранит сейчас. Повещенко О. | Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей, насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?). |
На плёнке чувствительной след остаётся От вспышки мгновенной и яркой. Фотограф – волшебник – Ему удается сберечь без единой помарки Лишь миг, что ничтожно для вечности мал, Короткое жизни мгновенье. В окно объектива секунду поймав, Её сделать чудотвореньем. Владимир Луговской. | Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным. |
«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами. | Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел». |
Советы ученикам для создания текста -повествования
1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:
- Какова тема монологического высказывания?
- О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
- Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
- Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
- Какой момент был кульминационным в развитии событий?
- Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?
2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).
3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).
4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было самым напряжённым? Чем всё завершилось?)
5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).
6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.
Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.
Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):
Где были, что видели, с кем встречались?
Первые впечатления
(в это время, затем, тогда)
Поезд
(потом…)
Воплощение мечты в жизнь (однажды, сначала…)
Мысль (мечта) о поездке
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: перечисление действий, событий
ЗАВЯЗКА
Один прожитый день на море
(тогда)
Возвращение домой
(в конце концов)
Калейдоскоп событий
(Что? Где? Когда? С кем?)
Самое
яркое событие
Воспоминания о море
КУЛЬМИНАЦИЯ
РАЗВЯЗКА
Речевые клише
Вступление | Основная часть | Заключение |
Тема: Выходной день, который запомнился больше всего1 (вариант 1) | ||
Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда! | Было обычное утро выходного дня.. Сначала я…. Потом… Но вдруг… Неожиданно для меня …. Когда мы приехали, то я… Затем… Через несколько минут я… Пролетело мгновение, и снова… Чудеса продолжались весь день: … И, наконец,… Уже вечером, когда погас свет, я …. | Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим! |
Тема: Интересный урок в школе (вариант 2) | ||
Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем. | И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры. Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью… Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и … Потом мы увидели … и стали… Через несколько минут деревья и кустарники… 45 минут пролетело незаметно, и мы… | Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков! |
Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3) | ||
Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане… | Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл… Сначала он… Затем… И наши непослушные мальчишки замерли от… Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то… Мы сидели… Потом произошло то, чего… Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем… Прозвенел звонок с урока, но мы … Через несколько минут… Время пролетело незаметно. | Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы… |
Тема: Интересная профессия (вариант 4) | ||
Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»: У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная? Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям. | Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме. Я присела в уголке её кабинета и… Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама… После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова… Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась… Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми. Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма … | Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом. Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать… |
Тема: Интересная поездка (вариант 19) | ||
Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю. | И вот однажды… Этим летом… Сначала мы… Потом… Затем… Но вскоре мы… Интересное путешествие… Самое яркое событие … В конце концов… Дома мы… | Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми… |
Советы ученикам для создания текста -рассуждения
1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.
2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).
3. Вспомните структуру текста-рассуждения.
4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.
5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.
6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.
Образец работы над текстом-рассуждением
«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?3»
(вариант 1)
Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования
1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?
2. Как можно избежать конфликтов?
3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?
4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?
Тезис: Конфликт – это разногласие, происходящее из-за столкновения взглядов, отношения к жизни. Подростки, конечно же, имеют другие взгляды на музыку, моду, времяпровождение. Поэтому конфликты неизбежны. Но избежать их возможно, так же как и уменьшить остроту конфликта.
Довод 3: Причина третья – нежелание родителей признать, что ребёнок стал взрослым, борьба за собственную власть.
Надо трезво оценить ситуацию, выслушать ребёнка, понять, что он стал взрослым.
Принцип доверия
Довод 2: Вторая причина - требование большей автономности во всём: от одежды до помещения.
Надо уважать интересы всех членов семьи
Принцип взаимоуважения
Довод 1: Первая причина конфликтов – это отсутствие взаимопонимания.
Надо научиться слышать друг друга.
Принцип взаимопонимания
Пример 3:
Пример из жизненного опыта: беседы по душам с родителями.
Прокомментировать пример
Пример 2:
Конкретный пример из твоей семьи. Совместный поход по магазинам, просмотр модных журналов, выбор одежды. Оборудование отдельной зоны подростка в малогабаритной квартире.
Пример 1: Жизненное наблюдение писателя Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его едва переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел»
Прокомментировать слова
Вывод: Совместное решение конфликта является единственно правильным решением. Поговорив друг с другом и поняв причину ссоры, можно ликвидировать конфликт. Если решать неприятные моменты вместе, советуясь, то негатив от конфликтных ситуаций быстро пройдёт, не оставив и следа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХОЧУ МОГУ НАДО
Экзаменационное задание: Выберите одну из предложенных тем беседы. Время на подготовку – 1 минута Время на монологическое высказывание – не более 3 минут Задание на выбор: 1. Описание фотографии. 2. Повествование на основе жизненного опыта. 3. Рассуждение по поставленному вопросу.
Композиция текста-описания Композиция текста-повествования Композиция текста-рассуждения 1 . Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. 1 . Завязка (начало событий). 2. Развитие действия. 3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия). 4. Развязка (итог событий). 1 . Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод.
Тема 1 . Р ечевые клише вступление Основная часть заключение Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?) или Передо мной фотография, на которой запечатлены… Или? В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?) Или Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали. Или? Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей. или Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным. Или?
Тема 2 Например: Выходной день , который запомнился больше всего вступление Основная часть заключение Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда! Было обычное утро выходного дня.. Сначала я…. Потом… Но вдруг… Неожиданно для меня …. Когда мы приехали, то я… Затем… Через несколько минут я… Пролетело мгновение, и снова… Чудеса продолжались весь день: … И, наконец,… Уже вечером, когда погас свет, я …. Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим!
Алгоритм работы описание повествование рассуждение Рассматриваю фотографию ( передний план, фон, особенности) Записываю прилагательные, относящиеся к основным лицам,предметам,явлениям Перечитываю предложения-подсказки Строю высказывание в соответствии с композицией Вспоминаю эпизод из своей жизни ( согласно теме), связываю с проблемой, вынесенной в заголовок Отвечаю на вопросы : что? Где ?когда ? с кем? по какой причине? И др. Подбираю глаголы Перечитываю предложения-подсказки Строю высказывание в соответствии с композицией Формулирую тезис Продумываю аргументы и примеры Подбираю вводные слова Перечитываю предложения –подсказки Строю высказывание в соответствии с композицией
Алгоритм исправления ошибок 1. Высказывание построено согласно композиции? 2.Раскрыта основная мысль? 3. Были ли речевые ошибки? 4. Получился ли связный текст? 5. Какие слова-паразиты были использованы? Почему? 6. Удалось ли избежать молодежного сленга? Почему?
рефлексия Вы сегодня достигли поставленной цели? Насколько оцениваете свою работу? Какой будет цель вашей последующей деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".
Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами....
Паспорт урока и технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Файл содержит технологическую карту урока и паспорт урока русского языка для 6 класса....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи. Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема урока "Составное именное сказуемое"
Первый урок по теме "Составное именное сказуемое"....