Рабочая программа по письму и развитию речи.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Агафонова Вера Васильевна

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Запрудненская общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Талдомского муниципального района Московской области»

СОГЛАСОВАНО

Протокол № ___

заседания МО

от ____________ 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

 / Андрейченко Ю. В. /

________________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната

____________________

/ Жемаева Л. В. /

__________________2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Письмо и развитие речи»

5 класс  

Составитель: Агафонова В. В.

                                                                                учитель высшей категории

2018 - 2019   учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.
  2. Коррекция артикуляционного аппарата.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция мышц мелкой моторики.
  5. Коррекция познавательных процессов.

Общая характеристика курса

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания  - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном  падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Структура курса

Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 168 часов, 5 часов в неделю.

Тема

Кол-во

часов

1

2

3

4

5

Повторение

Звуки и буквы

Состав слова

Части речи (имя существительное)

Предложение

10 часов

13 часов

36 часов

95 часа

12 часов

Итого:

166 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

Минимальный  уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).

Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Уч.

мат.

Дата по плану

Дата по факту

1 четверть-40ч.

Повторение.

1-2

Предложение. Распространение предложений.

2

С.3-5

3.09

4.09

3-4

Связь слов в предложении.

2

С.6-9

5.09

6.09

5-7

Главные и второстепенные члены предложения.

3

С.10-

13

7.09

10.09

11.09

8-10

Различение предложений по интонации.

3

С.15-

19

12.09

13.09

14.09

11-12

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

2

С.20-

23

17.09

18.09

13-15

Согласные твёрдые и мягкие.

3

С.24-

28

19.09

20.09

21.09

16-18

Правописание звонких и глухих согласных.

3

с.29

24.09

25.09

26.09

19-20

Гласные ударные и безударные.

2

С.31

27.09

28.09

21

Упражнения на закрепление.

1

С.34

1.10

22-23

Диктант. Работа над ошибками.

2

2.10

3.10

Слово

23-24

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

2

С.38-

43

4.10

5.10

25-26

Окончание.

2

С.44-

47

8.10

9.10

27-28

Приставка. Правописание приставок.

2

С.47-

50

10.10

11.10

29-30

Суффикс. Образование слов при помощи  суффикса и приставки.

2

С.52-

56

12.10

15.10

  31-32

Безударные гласные в корне слова. Сравнение их с ударными гласными.

2

С.57

16.10

17.10

33-34

Проверка безударных гласных путём изменения формы слова.

2

С.58

18.10

19.10

35

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

С.62

22.10

36

Работа с текстом. Ответы на вопросы.

1

С.63

23.10

37-38

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

С.67

24.10

25.10

40

Парные согласные в корне слова. Проверка парных согласных.

1

С.68

26.10

2 четверть-38ч.

1-3

Правописание парных согласных в корне слова. Словарный диктант.

3

С.69

6.11

7.11

8.11

4-5

Способы проверки парных согласных в корне слов.

2

С.70

9.11

12.11

6-8

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

3

С.73-

78

13.11

14.11

15.11

9-11

Приставка и предлог. Правописание приставок.

3

С.79-

80

16.11

19.11

20.11

12-14

Разделительный ъ после приставок. Правописание слов с ъ.

3

С.81

21.11

22.11

23.11

15-17

Упражнения на закрепление. Деление текста на части.

3

С.83

26.11

27.11

28.11

18-19

Диктант «». Работа над ошибками.

2

29.11

30.11

Части речи

20-23

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи.

4

С.89-

100

3.12

4.12

5.12

6.12

24-26

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

3

С.103-

-106

7.12

10.12

11.12

27-29

Имена собственные и нарицательные.

3

С.107-

110

12.12

13.12

14.12

30-31

Изменение имён существительных по числам. Единственное и множественное число.

2

С.111-

115

17.12

18.12

32

33

Мужской, женский, средний род имён существительных.

2

С.116

19.12

20.12

34

Упражнения в определении рода существительных. Словарный диктант.

1

С.123

25.12

35-36

Контрольный диктант «». Работа над ошибками.

2

21.12

24.12

37

Повторение пройденного.

1

26.12

38

Повторение пройденного

1

27.12

3 четверть-52 ч.

1-2

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце.

2

С.124

9.01

10.01

3-4

Закрепление правописания имён существительных.

2

С.128

11.01

14.01

5-7

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа существительных.

3

С.132-

134

15.01

16.01

17.01

8-9

Именительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.135

18.01

21.01

10-11

Родительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.137

22.01

23.01

12-13

Дательный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.139

24.01

25.01

14-15

Винительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.140

28.01

29.01

16-17

Творительный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.143

30.01

   31.01

18-19

Предложный падеж. Упражнения в определении падежа существительных.

2

С.145

1.02

4.02

20-21

Упражнения в определении падежа имени существительного.

2

С.147

5.02

6.02

22-23

Диктант «. Работа над ошибками.

2

7.02

8.02

24-25

Первое склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

2

С.150

11.02

12.02

26-27

Второе склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

2

С.152

13.02

14.02

28-29

Третье склонение имён существительных.  Упражнения в определении склонений.

2

С.154

15.02

18.02

30-32

Упражнения в определении склонения существительных.

3

С.158

19.02

20.02

21.02

33-34

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

2

С.160

22.02

25.02

35-36

Именительный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.163

26.02

27.02

37-38

Родительный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.164

28.02

39-40

Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.168

1.03

4.03

41-42

Винительный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.171

5.03

6.03

43-44

Творительный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.172

7.03

11.03

45-46

Предложный падеж имён существительных 1-го склонения.

2

С.176

12.03

13.03

14.03

47-48

Контрольный диктант «». Работа над ошибками.

2

15.03

18.03

49

50

Составление рассказа по опорным словам.

2

С.177

19.03

20.03

51-52

Закрепление изученного. Словарный диктант.

2

С.180

21.03

22.03.

.

4 четверть-38 ч.

1

Второе склонение имён существительных в ед.ч.

1

С.186

1.04

2

Именительный падеж имён существительных 2-го склонения.

1

С.187

2.04

3-4

Родительный падеж имён существительных 2-го склонения.

2

С.189

3.04

4.04

5-6

Дательный падеж имён существительных 2-го склонения.

2

С.193

5.04

8.04

7-8

Винительный падеж имён существительных 2-го склонения.

2

С.196

9.04

10.04

9-10

Творительный падеж имён существительных 2-го склонения.

2

С.199

11.04

12.04

11-12

Предложный падеж имён существительных 2-го склонения.

2

С.203

15.04

16.04

13-14

Упражнения в написании падежных окончаний существительных

2-го склонения.

2

С.206

17.04

18.04

15

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Именительный падеж.

1

С.213

19.04

16-17

Родительный, дательный, предложный падежи существительных 3-го склонения.

2

С.215

22.04

23.04

18-19

Винительный падеж имён существительных 3-го склонения.

2

С.219

24.04

25.04

20-21

Творительный падеж имён существительных 3-го склонения.

2

С.222

26.04

29.04

22-23

Упражнения в написании падежных окончаний существительных 3-го склонения.

2

С.225

30.04

6.05

24-25

Диктант «». Работа над ошибками.

2

7.05

8.05

Предложение.

26-27

Главные и второстепенные члены предложения.

2

С.233

13.05

14.05

28-29

Распространенные и нераспространенные предложения.

2

С.238

15.05

16.05

30-31

Однородные члены предложения с союзами и без них. Знаки препинания.

2

С.241

17.05

22.05

32-33

Годовой контрольный диктант «Береги здоровье». Работа над ошибками.

2

20.05

21.05

34-38

Повторение пройденного материала за год.

5

С.245-

260

23.05

24.05

27.05

28.05

29.05

Итого – 168 ч.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
  2. Русский язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с.
  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...