Урок-мастерская "Его величество СЛОВО"
план-конспект урока по русскому языку (5, 7 класс)
Данная разработка урока по технологии урок-мастерская творческого письма может быть использована на уроках развития речи в 5 классе после изучения типов речи, можно использовать в 7 классе после изучения публицистического стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_tvorcheskogo_pisma_moy_lyubimyy_gorod.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс Русский язык.
Тема урока: «Его величество СЛОВО»
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок построения системы знаний). Урок проводится после изучения всех типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Форма урока: урок-мастерская творческого письма.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала, формирование способности учащихся к новому способу действия по заданному алгоритму.
Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.
Образовательный аспект:
предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут создать собственный текст (базовый уровень – текст-описание, продвинутый уровень – текст-рассуждение, близкий к тексту на заданную тему ОГЭ-15.3).
Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления при построения текста-рассуждения на заданную тему, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.
Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (воспитание патриотизма через уважительное отношение учащихся к своей малой родине, людям, историческому прошлому); бережного отношения к родной земле, к Родине в целом.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивный плакат, музыка, раздаточный материал (вырезки из газет, материал из интернет-ресурсов, фото, книги об Алдане, Якутии).
Технология: Технология развития критического мышления с выходом на творческую работу.
Методы: аналитическая беседа, отбор краеведческого и языкового материала, работа в парах, постановка проблемных вопросов.
Форма урока: Педагогическая мастерская.
В течение урока учащиеся проходят трехфазовую модель технологии критического мышления:
Стадия вызова:
а) подготовка материала (выявление известных сведений и полученных впечатлений, актуализацию имеющихся знаний);
б) активизация учащихся на уроке (использование приемов, которые мотивируют деятельность обучающихся на уроке).
Стадия осмысления:
а) погружение в мир слова;
б) получение новой информации, ее обработка и систематизация (создание собственный текстов: синквейн, текст-описание, текст-рассуждение).
Стадия рефлексии:
а) развёрнутые ответы (устные/письменные) на вопросы учителя
б) участие в диалоге.
Ход урока
«Делай по-своему, исходя из своих
способностей, интересов и личного опыта.
И корректируй себя сам»
Организационный момент.
Учитель:
Доброе утро, здравствуйте. Я рада вас видеть в нашей импровизированной мастерской творческого письма. Сегодня все мы – мастера, созидатели, ваятели, творцы. Сядьте удобно, чтобы ничто и никто вам не мешал. Сегодня мы выступим в роли ювелира, который творит, мастерит, создаёт. Все необходимые для этого инструменты перед вами (если у кого-то чего-нет – делимся). Знакомимся: перед вами – творческая тетрадь, куда вы будете записывать всё, что услышите сегодня. А ещё все мы будем слушать, говорить, наблюдать. И что особенно важно – формулировать свои наблюдения, создавать свой художественный образ, чтобы потом создать своё творение. Так как у нас сегодня урок русского языка, то и инструмент у нас особенный – нашим творческим материалом сегодня будет СЛОВО……
- «Индуктор» - включение в работу.
Внимательно посмотрите на то, с чем нам предстоит работать сегодня на уроке? (материал об Алдане). Охарактеризуйте одним словом тему наглядности (мой город, моя родина). Как вы думаете, почему? (важно уважительно относиться к месту, где ты живешь, любовь к Родине начинается с любви к малой родине). Итак, слово АЛДАН.
- Самоконструкция.
Запишите слово АЛДАН (листы формата А-4. Вы можете положить, как угодно и писать, где хотите). Давайте вместе поработаем с этим словом, посмотрим на него с разных сторон. Работа со словом «Алдан» в микрогруппах. После каждого этапа желающие зачитывают слова. В этот момент можно дополнять свои ряды.
- Подберите ассоциации (Родина, город, река, герои, золото, фабрика, тайга, памятники и др.).
- Итак, многие записали ассоциативное слово РОДИНА. Подберите к нему однокоренные слова (родной, родник, родитель, родительская, родиться, родословная, уроженка, зарождаться и др.)
- Подберите синонимы (Отчизна, колыбель, родная сторона, родной край, отчий дом, родная земля, край отцов, отчий край и др.).
- Составьте и запишите словосочетания, небольшие фразы, характеризующие суть, внутреннее состояние, которое испытывает человек при слове РОДИНА (не пренебрегайте изобразительно-выразительными средствами).
- Продолжите предложение: «Алдан – это…».
- Напишите то место в нашем городе, которое является дорогим для вашего сердца, которое вы будете вспоминать, когда уедете из города учиться в техникуме или вузе.
- Попробуем записать определения, либо подберите существительные, относящиеся к словам РОДИНА и АЛДАН, используя все буквы, которые в их состав.
Р | - родной | А | - артель |
О | - очаровательный, Орто-Сала | Л | - любимый, лес |
Д | - дорогой сердцу, драга | Д | - добрые люди, ДК |
И | - истоки | А | - Алданский техникум |
Н | - ностальгия, наслег | Н | - Незаметный |
А | - алданцы |
- Работа с культурным аналогом. Находим значение слова РОДИНА в словарях (зачитываем). Статья – на слайде.
Словарь Ожегова дает следующее значение этого слова. РО́ДИНА, -ы, жен. р.
1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Москва его р. Индия р. шахмат.• Вторая родина место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
Ребята, у вас сегодня есть возможность совершить виртуальную экскурсию по Алдану, узнать историю города, вспомнить о его героях, узнать историю создания памятников Алдана, «заглянуть» в места отдыха горожан. А также почитать об Алдане стихотворения и песни. Для этого вы можете воспользоваться раздаточным материалом, который есть у вас на столах, а также электронной интерактивной презентацией.
- Социоконструкция и социализация.
Ребята, мы уже поработали со словами Алдан и Родина, записали ассоциации, и определения к этим словам, давайте попробуем емко и в художественной форме записать синквейн о нашей малой родине – Алдане. На столах у вас есть инструкции по написанию синквейна, повторите и запишите собственные примеры (работать можно индивидуально, в паре или группой).
ИНСТРУКЦИЯ:
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) . Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы) . Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Давайте представим то, что вы записали.
Примеры:
Алдан!
Нет тебя прекрасней и милей!
Процветает, оживает, зовет.
Как люблю тебя, Алдан!
Родина!
Алдан
Золотой, красивый
Живем, взрослеем, гордимся
Место, где родился человек
Родина.
Малая родина.
Дорогая и близкая.
Оберегаем, восхваляем, любим.
Место, где я родился.
Алдан.
Молодцы! Так вы выразили свои эмоции и мысли к Малой Родине. А теперь посмотрите, на партах у вас лежат высказывания известных людей о родине, прочитайте их, обменяйтесь мыслями с соседом по парте. Отметьте то, которое может пригодиться вам в работе. Желающие могут высказать свои мысли всем.
Физминутка.
Релаксация (под музыку – разминка для глаз, шеи, плеч – можно стоя).
- Работа в парах с высказываниями о родине.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. Сенека
И дым Отечества нам сладок и приятен! Александр Сергеевич Грибоедов
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон I
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины. Иван Петрович Павлов
Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ. Николай Гаврилович Чернышевский
Защита Родины есть защита и своего достоинства. – Николай Рерих
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. – В. Г. Белинский
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь. – С. А. Есенин
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. – Владимир Ильич Ленин
Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!,
Я скажу: Не надо рая,
Дайте родину мою. – Есенин С. А.
- Творческая работа. Составление текста – рассуждения «Что для меня малая родина»
А теперь мы подошли к заключительному этапу работы в нашей мастерской. Мы должны составит текст о родине. Этим текстом вы должны будете доказать, что любовь к малой родине – это чувство, без которого не может жить человек.
Какой тип речи предпочтительнее для такого текста? Почему? (рассуждение с элементами описания – выдвигается тезис, приводятся аргументы, делается вывод; используются изобразительно – выразительные средства языка).
Используя наработанный материал, напишите текст – рассуждения, на творческих листах-заготовках. Помните о структуре текста – рассуждения. Время работы ограничено (7, 8 минут). По желанию – зачитываем, обсуждаем (если есть время). Если кому-то труден первый вариант задания, то воспользуйтесь вторым – напишите текст, в котором вы расскажете о дорогих вам уголках Алдана.
- Рефлексия.
Ответьте каждый себе на вопросы, а желающие – вслух:
- Что стало открытием на уроке?
- Что я узнал на уроке?
-Какие чувства, эмоции, мысли возникали во время работы, обсуждения и создания собственного творения?
-Есть ли вопросы, на которые не получены ответы?
Теперь можно обменяться своими творческими работами и пообщаться между собой.
Домашнее задание: Дополнить ваши тексты описательными фрагментами, которые будут дополнять ваши сочинения, вы можете пользоваться интерактивным плакатом. Для этого запишите ссылку.
Желаю всем творческих успехов, удачи и побед в нелёгкой работе над личностным становлением, развитием индивидуальных способностей, талантов и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Его величество слово...
(Сочинение о слове "настроение") Филипченко Ангелина (8 класс) Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет" в номинации "Лишь слову ж...
"Его величество слово"
"Его величество слово" (первый урок по теме "Лексика") Урок-путешествие...
Лингвистический поединок "Его величество слово"
Внеклассное мероприяие по русскому языку в рамках предметной недели для 5-9 классов....
Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...
Презентация к интегрированному уроку биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Презенация позволяет более полно донести материал до детей...
«Я голову пред ним склоняю снова – Его величество, родное слово»
Лингвистический урок, посвященный Международному дню родного языка....
Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...