Лингвистический поединок "Его величество слово"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Внеклассное мероприяие по русскому языку в рамках предметной недели для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мероприятия | 904.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический поединок «Его Величество СЛОВО»
Разработала: учитель
русского языка и литературы
Матвейкина И.Д
МБОУ: Октябрьская ООШ
Волгодонской район Ростовской области
п.Виноградный
Цель:
Задачи:
*стимулировать интерес к изучению русского языка
*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса
*формировать умение работать в группе
*воспитывать уважение и любовь к родному языку
Ход поединка
Послушайте предание и скажите, о какой русской пословице здесь говорится?
Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.
Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»
- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».
-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом. (Слово – серебро, а молчание – золото)
Какова тема нашей сегодняшней игры? ( слово)
Учитель: Слайд 1
Я вас рада приветствовать всех,
Вы садитесь, пожалуйста, дети.
Я подумала, сколько же слов
Всяких разных бывает на свете!
Мы сегодня урок посвятим
Тем словам, что людей окружают,
Что удачу и счастье несут
Иль здоровья и жизни лишают.
Каждый день слово рядом с тобой,
И убить, и спасти готово.
Так умейте беречь и хранить
Его величество Слово!
-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово! Слайд 2
А эпиграфом к нашей игре станут слова поэтессы Анны Ахматовой:
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. Так в жизни нашей все не вечно. Всего прочнее на земле — печаль, И долговечней — царственное слово.
Наши команды называются: теоретики, лингвисты, руссоведы.
Никакое соревнование не обходится без жюри:
Слайд 3-4
1 Конкурс – Конкурс капитанов
Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.
- Буквы, выстроенные для переклички(алфавит)
- Охотница до чужих мехов(моль)
- Канцелярская острячка(кнопка)
- Домашний иллюминатор(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают(нос)
- Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль).
- Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).
- Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).
- Пора, которая в сентябре бывает бабьей(лето)
- Легкий в бане(пар)
- Зеленая, от которой мухи дохнут(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла(огород)
- Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто(конь)
- Соперник Буратино в сердечных делах(Пьеро)
- Растение, на котором гадают(ромашка)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)
Слайд 5-6
2 Конкурс - Лексикографический марафон
А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.
Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)
-Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал А. Франс?
Тогда начнем состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Он дает лексическое значение слова (толковый)
- Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
- Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении (фразеологический)
- Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
- В нем дано правильное написание слов (орфографический)
- Его составлял много лет бывший мичман (словарь Даля)
- Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)
Слайды 7-8
3 Конкурс – Терминологический
Приглашаем теоретиков на состязание. Вы должны по описанию определить термин, о котором идет речь.
За каждый ответ получаете балл.
- слова, которые имеют несколько лексических значений (многозначные)
- одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значение. (омонимы)
- слова, употребляемые в той или иной профессии (термины)
- слова, употребляемые в той или иной местности (диалектные)
- то, что слово обозначает (лексическое значение)
- морфологические признаки слова (грамматическое значение)
- слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь (слова-паразиты)
- словарный запас человека (лексикон)
- новые слова (неологизмы)
Слайды 9-11
4 Конкурс – для знатоков народной мудрости
-Какая же речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». А почему так говорят?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж приступим, господа!
-Подберите русские эквиваленты английским пословицам: слайд 9
●Нет места подобного дому. (В гостях хорошо, а дома лучше)
●Птица в руке стоит двух в кусте.(Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
●Собака, которая рыщет повсюду, находит косточку. (Волка ноги кормят) слайд 10
●В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)
●Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)
●Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами написано) слайд 11.
●Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
(За словом в карман не полезет)
●Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)
●О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)
5 Конкурс – «В погоне за существительными» слайд 12
-Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные (храбрость – трусость)
Слайды 13-14
6 Конкурс – Знатоки ударения
Алфавит квартал
Портфель документ
Магазин эксперт
Каталог каламбур
Бармен свекла
Арахис феномен
Баржа творог
Звонит щавель
Баловать откупорить
Сливовый августовский
7 Конкурс –«Палиндромы» слайд 15
Палиндроматика - особый литературный жанр. Палиндромы (в переводе с греческого «бегущие или возвращающиеся назад»)- это слова, фразы, предложения, стихи и т.д.,
читаемые одинаково в обоих направлениях. Часто их называют просто - перевёртыши.(мадам, око, дед)
- Поручение на изготовление чего-либо( заказ)
2) Наводнение (потоп)
3)Револьвер особой системы с вращающимся барабаном (наган)
4)Вольный человек, член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства ( казак)
5)Шум при ходьбе, беге (топот)
6)Род палатки (шалаш)
8 Конкурс «Ребусы» Слайд 16
- Монитор. 2) Вектор 3) Авторучка 4) Перемена
9 Конкурс «Знатоки лексики» Слайд 17
Команды должны объяснить значение архаизмов и подобрать к ним современные синонимы (Брадобрей -парикмахер, лицедей -актёр, длань - ладонь, лепта -вклад, отрок - юноша, выя - шея)
10 Конкурс «Полиглоты» Слайд 19
Кто такой полиглот? (Человек, знающий много языков)
-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему? Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.
*Табу – это:
1.сокращенно табуретка
2.порода медведей
3. запрет
*Лорнет – это:
1.очки
2. кабинет
3. предмет врача ЛОРа
*Ассорти – это:
1. вид цветов
2.смесь
3. шорты
1. Какое русское слово получится, если соединить 2 английских слова: «вагон» и «путь»? (трамвай)
2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)
3.Название какого вида транспорта в переводе с греческого означает «столичный»? (Метер» - мать, «полис» - город. Вместе – метрополитен)
4. Первоначально это греческое слово означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (школа)
5.Название какого парфюмерного средства переводится с французского как «вода из Кёльна»? (Одеколон О – по-французски вода)
6. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать
«сидящий впереди». Что это за слово? (президент)
7. Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное (орангутанг)
8. Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое?
(витраж)
9.Многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой.(фр. слово) (жалюзи)
11 Конкурс – «Знатоков Фразеологизмов» слайд 20
Вспомните фразеологизмы с названиями зверей и птиц:
Отгадайте фразеологизм и объясните значение:
1.Медвежья услуга - Непрошеная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы.
Происхождение. Первоисточник - басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь». В ней рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника. Но в басне этого выражения нет: оно сложилось и вошло в фольклор позднее.
2. Зарубить на носу - Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.
Происхождение. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.
3. Всыпать по первое число - Сурово наказать, отругать кого-либо
Происхождение. Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
«Покажи фразеологизм» слайд 21 - Вот и настало время продемонстрировать ваши актёрские способности. Каждая команда покажет нам выбранный фразеологизм. Задача другой команды – отгадать его.(Как курица лапой, намотать на ус, льёт как из ведра, рукой подать)
12 Конкурс – «Волшебный сундучок» слайд 22
У меня приготовлен «Волшебный сундучок», в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.(Колесо)
7. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. Вредители могут испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих. (Мёд)
8. Это может быть мокрым, а может сухим. Иногда это можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Это может бить, а может открывать дверь (Ключ)
9. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на неё ответить. (Вода)
13 Конкурс – Синквейн
Что- то такое синквейн? Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Давайте вместе составим сиеквейн на тему русский язык.
Русский язык.
Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.
Я попрошу каждую команду написать стихотворение - синквейн на тему слово. Вам слово, что значит для вас слово. Данный конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе.
-Вот и закончились наши состязания. Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы послушаем музыку
(Жюри объявляет победителя)
-Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу! Подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
Что запомнилось?
Я по-прежнему, считаю, что лучший подарок – это слово,
Приложение
6 Конкурс – Знатоки ударения
Алфавит квартал
Портфель документ
Магазин эксперт
Каталог каламбур
Бармен свекла
Арахис феномен
Баржа творог
Звонит щавель
Баловать откупорить
Сливовый августовский
6 Конкурс – Знатоки ударения
Алфавит квартал
Портфель документ
Магазин эксперт
Каталог каламбур
Бармен свекла
Арахис феномен
Баржа творог
Звонит щавель
Баловать откупорить
Сливовый августовский
6 Конкурс – Знатоки ударения
Алфавит квартал
Портфель документ
Магазин эксперт
Каталог каламбур
Бармен свекла
Арахис феномен
Баржа творог
Звонит щавель
Баловать откупорить
Сливовый августовский
11 Конкурс – «Знатоков Фразеологизмов»
«Покажи фразеологизм»
Как курица лапой
Намотать на ус
Льёт как из ведра
Рукой подать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Его величество слово...
(Сочинение о слове "настроение") Филипченко Ангелина (8 класс) Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет" в номинации "Лишь слову ж...
Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"
Внеклассное мероприятие по русскому языку с презентацией...
"Его величество слово"
"Его величество слово" (первый урок по теме "Лексика") Урок-путешествие...
Лингвистическая конференция"Сколько слов в русском языке?"
Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"...
Урок-мастерская "Его величество СЛОВО"
Данная разработка урока по технологии урок-мастерская творческого письма может быть использована на уроках развития речи в 5 классе после изучения типов речи, можно использовать в 7 классе после изуче...
Лингвистическая игра «От слова к мысли»
Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения у...