Лингвистический поединок "Его величество слово"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Матвейкина Ирина Демьяновна

Внеклассное мероприяие по русскому языку в рамках предметной недели для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мероприятия904.47 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический поединок «Его Величество СЛОВО»

Разработала: учитель

 русского языка и литературы

Матвейкина И.Д

МБОУ: Октябрьская ООШ

Волгодонской район  Ростовской области

п.Виноградный

Цель:

Задачи:

*стимулировать  интерес к изучению русского языка

*способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса

*формировать умение работать в группе

*воспитывать уважение и любовь к родному языку

Ход поединка

Послушайте предание и скажите, о какой русской пословице здесь говорится?

Магомет и Али встретили человека, который считал Али своим обидчиком, человек начал ругать его. Али переносил это с терпением и в молчании долго, но потом не удержался и стал отвечать ругательствами на ругательства. Тогда Магомет отошёл от них.

Когда Али подошёл опять к Магомету, он с обидой сказал ему: «Зачем ты оставил меня одного переносить ругательства этого дерзкого человека?»

- Когда этот человек бранил тебя, а ты молчал, - сказал Магомет, - я видел вокруг тебя десять ангелов, и ангелы отвечали ему. Но когда ты начал отвечать ему бранью, ангелы оставили тебя, - отошёл и я».

-Какая русская пословица помогла бы Али в том, чтобы слово не становилось врагом. (Слово – серебро, а молчание – золото)

Какова тема нашей сегодняшней игры? ( слово)

Учитель: Слайд 1

Я вас рада приветствовать всех,

Вы садитесь, пожалуйста, дети.

Я подумала, сколько же слов

Всяких разных бывает на свете!

    Мы сегодня урок посвятим

    Тем словам, что людей окружают,

    Что удачу и счастье несут

    Иль здоровья и жизни лишают.

Каждый день слово рядом с тобой,

И убить, и спасти готово.

Так умейте беречь и хранить

Его величество Слово!

-Вы поняли, ребята, какова будет тема нашего сегодняшнего состязания? Его величество Слово! Слайд 2

 А эпиграфом к нашей игре станут слова поэтессы Анны Ахматовой:

Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. Так в жизни нашей все не вечно. Всего прочнее на земле — печаль, И долговечней — царственное слово.

Наши команды называются: теоретики, лингвисты, руссоведы.

Никакое соревнование не обходится без жюри:

Слайд 3-4

1 Конкурс – Конкурс капитанов

Вам зачитывается лексическое значение слова. Вы должны отгадать слово. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Отвечать надо сразу. Времени на обдумывание нет.

  • Буквы, выстроенные для переклички(алфавит)
  • Охотница до чужих мехов(моль)
  • Канцелярская острячка(кнопка)
  • Домашний иллюминатор(окно)
  • Часть лица, которую иногда вешают(нос)
  • Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль).
  • Кто, согласно известной пословице, “платит дважды?” (скупой).
  •  Как написать слово мышеловка всего пятью буквами (кошка).
  • Пора, которая в сентябре бывает бабьей(лето)
  • Легкий в бане(пар)
  • Зеленая, от которой мухи дохнут(тоска)
  • Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла(огород)
  • Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто(конь)
  • Соперник Буратино в сердечных делах(Пьеро)
  • Растение, на котором гадают(ромашка)
  • Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика)

Слайд 5-6

2 Конкурс  - Лексикографический марафон

А сейчас приглашаются знатоки словарей русского языка.

Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книги надо лишь извлечь из него. (А. Франс)

-Так ли необходим словарь нам в жизни, как считал А. Франс?

 Тогда начнем состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  • Он дает лексическое значение слова (толковый)
  • Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
  • Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
  • Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
  • Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении (фразеологический)
  • Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
  • В нем дано правильное написание слов (орфографический)
  • Его составлял много лет бывший мичман (словарь Даля)
  • Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

Слайды 7-8

3 Конкурс – Терминологический

Приглашаем теоретиков на состязание. Вы должны по описанию  определить термин, о котором идет речь.

За каждый ответ получаете балл.

  • слова, которые имеют несколько лексических значений (многозначные)
  • одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные значение. (омонимы)
  • слова, употребляемые в той или иной профессии (термины)
  • слова, употребляемые в той или иной местности (диалектные)
  • то, что слово обозначает (лексическое значение)
  • морфологические признаки слова (грамматическое значение)
  • слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь (слова-паразиты)
  • словарный запас человека (лексикон)
  • новые слова (неологизмы)

Слайды 9-11

4 Конкурс – для знатоков народной мудрости

-Какая же речь обходится без пословиц и поговорок?! Недаром  в народе говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». А почему так говорят?

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж приступим, господа!

-Подберите русские эквиваленты английским пословицам: слайд 9

●Нет места подобного дому. (В гостях хорошо, а дома лучше)

●Птица в руке стоит двух в кусте.(Лучше синица в руке, чем журавль в небе)

●Собака, которая рыщет повсюду, находит косточку. (Волка ноги кормят) слайд 10

●В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)

●Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку)

●Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде вилами написано) слайд 11.

●Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет)

●Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться)

●О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)

5 Конкурс – «В погоне за существительными» слайд 12

-Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обозначающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и отрицательные (храбрость – трусость)

Слайды 13-14

6 Конкурс – Знатоки ударения

Алфавит                        квартал

Портфель                      документ

Магазин                        эксперт

Каталог                         каламбур

Бармен                           свекла

Арахис                          феномен

Баржа                             творог

Звонит                            щавель

Баловать                        откупорить

Сливовый                      августовский

7 Конкурс –«Палиндромы»  слайд 15

Палиндроматика - особый литературный жанр. Палиндромы (в переводе с греческого «бегущие или возвращающиеся назад»)- это слова, фразы, предложения, стихи и т.д.,

  читаемые одинаково в обоих направлениях. Часто их называют просто - перевёртыши.(мадам, око, дед)

  1. Поручение на изготовление чего-либо( заказ)

2) Наводнение  (потоп)

3)Револьвер особой системы с вращающимся барабаном (наган)

4)Вольный человек, член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства ( казак)

5)Шум при ходьбе, беге (топот)

 6)Род палатки (шалаш)

8 Конкурс «Ребусы»     Слайд 16

  1. Монитор.   2) Вектор    3) Авторучка     4) Перемена

9 Конкурс  «Знатоки лексики» Слайд 17

Команды  должны объяснить значение архаизмов и подобрать к ним  современные  синонимы (Брадобрей -парикмахер, лицедей -актёр, длань - ладонь, лепта -вклад, отрок - юноша, выя - шея)

10 Конкурс  «Полиглоты» Слайд 19

Кто такой полиглот? (Человек, знающий много языков)

-Ребята, как вы думаете, каков словарный запас обычного человека? Важно ли знать много слов? Почему?  Этот конкурс для тех, у кого богатый словарный запас. Я буду называть слово и три варианта лексического значения. Ваша задача – определить правильное.

*Табу – это:

1.сокращенно табуретка

2.порода медведей

3. запрет

*Лорнет – это:

1.очки

2. кабинет

3. предмет врача ЛОРа

*Ассорти – это:

1. вид цветов

2.смесь

3. шорты

1. Какое русское слово получится, если соединить  2 английских слова: «вагон» и «путь»? (трамвай)

2. По-древнегречески толпа – «охлос». А как, согласно одной из версий, называли отдельно взятого представителя этой толпы? (охламон)

3.Название какого вида  транспорта в переводе с греческого означает «столичный»? (Метер» - мать,  «полис» - город. Вместе – метрополитен)

4. Первоначально это греческое  слово означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге»  (школа) 

5.Название какого парфюмерного средства  переводится  с французского как «вода из Кёльна»? (Одеколон   О – по-французски вода) 

6. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать

«сидящий впереди».  Что это за слово? (президент)

7. Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает «лесной человек». Назовите это животное  (орангутанг)

8. Как французы называют  любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое?

(витраж)

9.Многостворчатые ставни или шторы из узких пластинок, связанных между собой.(фр. слово)  (жалюзи) 

11 Конкурс – «Знатоков Фразеологизмов» слайд 20

 Вспомните фразеологизмы   с названиями зверей и птиц:

Отгадайте фразеологизм и объясните значение:

1.Медвежья услуга - Непрошеная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы.

Происхождение. Первоисточник - басня И. А. Крылова «Пустынник и Медведь». В ней рассказывается, как Медведь, желая помочь своему другу Пустыннику прихлопнуть муху, которая села тому на лоб, убил вместе с ней и самого Пустынника. Но в басне этого выражения нет: оно сложилось и вошло в фольклор позднее.

2. Зарубить на носу - Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

Происхождение. Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.

3. Всыпать по первое число  - Сурово наказать, отругать кого-либо

Происхождение. Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

 «Покажи фразеологизм» слайд 21 - Вот и настало время продемонстрировать ваши актёрские способности. Каждая команда покажет нам выбранный  фразеологизм. Задача другой команды – отгадать его.(Как курица лапой,  намотать на ус, льёт как из ведра, рукой подать)

12 Конкурс – «Волшебный сундучок» слайд 22

У меня приготовлен «Волшебный сундучок», в котором лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки.(Колесо)

7. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. Вредители могут испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих. (Мёд)

8. Это может быть мокрым, а может сухим. Иногда это можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Это может бить, а может открывать дверь (Ключ)

9. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на неё ответить.  (Вода)

13 Конкурс – Синквейн

Что- то такое синквейн? Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Давайте вместе составим сиеквейн на тему русский язык.

Русский язык.
Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.

 Я попрошу каждую команду написать стихотворение - синквейн  на тему слово. Вам   слово, что значит для вас слово. Данный конкурс  будет оцениваться по пятибалльной системе.  

-Вот и закончились наши состязания. Пока наше строгое жюри будет подводить итоги и определять победителя, мы послушаем музыку

(Жюри объявляет победителя)

-Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу! Подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?

Что запомнилось?

Я по-прежнему, считаю, что лучший подарок – это слово,

Приложение

6 Конкурс – Знатоки ударения

Алфавит                        квартал

Портфель                      документ

Магазин                        эксперт

Каталог                         каламбур

Бармен                           свекла

Арахис                          феномен

Баржа                             творог

Звонит                            щавель

Баловать                        откупорить

Сливовый                      августовский

6 Конкурс – Знатоки ударения

Алфавит                        квартал

Портфель                      документ

Магазин                        эксперт

Каталог                         каламбур

Бармен                           свекла

Арахис                          феномен

Баржа                             творог

Звонит                            щавель

Баловать                        откупорить

Сливовый                      августовский

6 Конкурс – Знатоки ударения

Алфавит                        квартал

Портфель                      документ

Магазин                        эксперт

Каталог                         каламбур

Бармен                           свекла

Арахис                          феномен

Баржа                             творог

Звонит                            щавель

Баловать                        откупорить

Сливовый                      августовский

11 Конкурс – «Знатоков Фразеологизмов»

«Покажи фразеологизм»

Как курица лапой  

Намотать на ус

Льёт как из ведра

Рукой подать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Его величество слово...

(Сочинение о слове "настроение") Филипченко Ангелина (8 класс) Призер муниципального конкурса литературно-художественного творчества "Душа по капле собирает свет" в номинации  "Лишь слову ж...

Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"

Внеклассное мероприятие по русскому языку с презентацией...

"Его величество слово"

"Его величество слово" (первый урок по теме "Лексика") Урок-путешествие...

Лингвистическая конференция"Сколько слов в русском языке?"

Лингвистическая конференция "Сколько слов в русском языке?"...

Урок-мастерская "Его величество СЛОВО"

Данная разработка урока по технологии урок-мастерская творческого письма может быть использована на уроках развития речи в 5 классе после изучения типов речи, можно использовать в 7 классе после изуче...

Лингвистическая игра «От слова к мысли»

Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения у...