Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
методическая разработка по биологии
- Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_istorii_i_biologii_na_temu_2.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
Интегрированный урок биологии и истории на тему:
«Ее Величество Екатерина Вторая!
Ее Величество прививка!»
Автор:
Поломошнова Нина Ивановна,
учитель биологии
МАОУ «Петропавловская СОШ №1»
с.Петропавловка, 2021
- Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
- закрепить, углубить и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.
- Обобщение изученного материала по истории России 30-40гг и знакомство с историей развития генетики в двадцатом веке
Планируемые результаты: предметные: различать в учебном материале факты, сопоставлять аргументацию, соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современной науке; способность к образованию и самообразованию. Метапредметные: формирование познавательной рефлексии; владеть навыками познавательной деятельности; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы; аргументировано излагать свою точку зрения.
1 Оргмомент: создание условий для готовности класса к учебному процессу.
2 Актуализация. Мотивация учебной деятельности:
( учитель истории) Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми и, думаю, готовыми снова погрузиться в историческое и биологическое прошлое нашей страны. Ведь еще историк Николай Михайлович Карамзин говорил: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества…» (СЛАЙД1)
Мы изучаем с вами 18 век, насыщенный событиями, только в 18 веке нашим государством управляли пять удивительных женщин. (СЛАЙД 2). Сегодня одной из них мы посвятим наш урок. Я продолжу не с озвучиванием темы, а слов об яркой исторической личности, а вы определите ее имя: «Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, умела многое – управлять империей и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых. Одаренных и поручать им важные дела…»
- Итак, о ком эти слова? (Е 2) Вы правы, Екатерина Великая известна в истории еще не только как императрица, но и как борец с массовыми заболеваниями.
(Учитель биологии) Здравствуйте, ребята и гости урока!
На прививку,1-ый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки!
Ребята. Я прочитала строки из всем известного стих-я Сергея Михалкова. Несмотря на то, что стихотворение детское, тема урока очень серьезная и взрослая!
Ее Величество Екатерина Вторая! Ее Величество прививка!
Исходя из темы урока. Скажите. Какие вопросы мы сегодня повторим? Что узнаем нового?
Цель урока
Где мы впервые втречаемся с прививками? Да, в роддоме! Учащаяся нам расскажет, какие прививки нам ставят в роддоме.
.Слайд с прививками) БЦЖ, затем АКДС
Ребята, а с какой целью нам ставят прививку?
Что такое прививка? Что такое иммунитет? Виды иммунитета (работа с рабочим листом)
Взаимооценка, проверка с доски
(СЛАЙД 3) (раздать вирусы) Об иммунитете
( учитель истории) До 18 века развитию медицины не уделяли должного внимания.
Информация о инфекционных болезнях.)
(СЛАЙД 4) пандемии
Учитель биологии - Отличие пандемии от эпидемии(Рабочие листы), слайд
прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. | Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии. |
Взаимопроверка, Проверка с доски
(СЛАЙД 5) корова.
Что общего между коровой и вакциной? История прививок
Переломным в истории вакцинации стал далекий 1796 год, когда английский врач и талантливый ученый Э. Дженнер сделал важное заявление, положившее начало массовых прививок и эффективной борьбе по отношению к натуральной оспе. Он подметил, что фермеры, работающие с больными на коровью оспу животными, не болеют на человеческий аналог заболевания. Поэтому Дженнер провел революционный по тем временам эксперимент. Врач привил коровью оспу ребенку и довел, что после этого он стал неуязвимым к натуральной оспе. Благодаря действиям доктора Дженнера удалось открыть новую страницу в истории мировой вакцинации, хотя реальное научное объяснение прививок появилось лишь спустя сто лет. Почти 30 лет английский врач Эдвард Дженнером посвятил наблюдению и изучению такого явления: люди, переболев «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Доярки заражались от коров оспой не воздушно-капельным путем, а через ранки на руках. У коров во время оспы высыпания появлялись на вымени, а у доярок от тяжелой работы часто трескалась кожа. Содержимое оспин коров попадало в ранки, это было похоже на вариоляцию: иммунитет быстро реагировал на вирус и в абсолютном большинстве случаев справлялся с болезнью. Взяв содержимое из образовавшихся везикул-пузырьков на пальцах доильщиц коров, Дженнер ввел его восьмилетнему мальчику. Ребенок не заболел и все прошло благополучно.
Луи Пастер – отец современной вакцинации
Автором верного научного подхода к вакцинации считается известный ученый Л. Пастер, который изобрел способ предупреждения заразных вирусов путем введения в организм ослабленных возбудителей. Этот метод послужил прорывом в медицине и породил новую эру иммунизации, позволившую остановить смертоносные эпидемии по всему земному шару.
В своих исследованиях доктор использовал возбудителей куриной холеры. Он работал с разными концентрациями бактериального препарата, которые вызывали ту или иную степень тяжести болезни у кур. Однажды он ввел домашним птицам раствор недельной давности и наблюдал, что после введения куры переболели заболеванием в легкой степени с последующим выздоровлением всех особей. Естественно, Пастер предположил, что вакцина испортилась, а поэтому приготовил новую порцию препарата и применил его по отношению к птицам. К его удивлению, все куры не только не погибли, но и не заболели.
Через сто лет ученый и биолог Луи Пастер, из уважения к Дженнеру, предложил назвать все основанные на принципе создания искусственного иммунитета препараты вакцинами: от французского слова vache - "корова".
В Виды инфеекций : бактериальные и вирусные
Материал от учащегося
Бактериальные | Вирусные |
Дизентерия Грипп Холера Туберкулез Оспа Стафилококк Столбняк Сибирская язва Ботулизм Чума | Грипп, Краснуха Корь Паротит (свинка) СПИД Гепатит Энцефалит Полиомиелит Герпес Коньюктивит |
(Учитель истории0 Екатерина 2 внесла в медицину значительный вклад, поскольку смертность была высокой, доступность медицины низкой и обилие шарлатанов, то императрица взялась за решение этого вопроса всерьез. Она понимала, что главная беда любого общества – это невежество. В июле 1656 года был издан указ, запрещающий «не учившимся медицине и не имеющим в том свидетельства от Медицинской канцелярии, заниматься лечением больных под жестким штрафом и наказанием». За годы ее царствования в крупных городах активно создавались больницы для гражданского населения: Павловская и Старо_Екатерининская в Москве, Калинкинская и Обуховская в Санкт-Петербурге. Помощь оказывали и неимущим больным.
(СЛАЙД 6 вид лечебных учреждений)
Она издала указы о лечении «заразительных» болезней, об учреждении «специализированных домов». Страдающие подобными болезнями должны были покупать в аптеках лекарство за пристойную плату. Бедным выдавались медикаменты из казенных аптек. В начале второй половины 18 века в России вновь начинается эпидемия оспы. Екатерина 2 не болела оспой сама, но внешность людей, перенесших это заболевание, ее устрашала, ведь на тот момент ей было всего 39 лет.
Информация от ученика ( о прививке Екатерины Второй)
Следующее десятилетие в России начала свирепствовать чума (Информация ученика)
(СЛАЙД 7 ворота) – Информация об Орловских воротах в Царском Селе)
(вывод по прошлому)
Учитель истории - Екатерина не только положила начало прививочной кампании и методам борьбы с эпидемиями, но ею так же был основан метод пропаганды против заболеваний. В театрах спешно ставили спектакли(балет «Побежденное предрассуждение» для дворян, где пропагандировались санитарные нормы и прививки. Для простонародья напечатали сотни лубочных картинок – пропаганда работала на полную мощь. Уже при советской власти с 1919 года прививки, меры санитарных норм стали обязательными.
Учитель биологии, а какая пандемия разразилась в наше время? Как вы думаете, к какому виду инфекции она относится? Да, вирусная. Как называется вирус? COVID-19, (от англ. COronaVirus Disease, коронавирусная болезнь), другое обозначение - SARS-CoV-2
Работа в группе (листок санитарный) – учащиеся составляют санитарные листки – памятники, как вести себя во время эпидемий .
Презентация листков санитарных
Подведение итогов урока, выставление отметок.
АНКЕТА
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
----------------
Рабочий лист к открытому уроку История + Биология
Задание №1 «Укажите виды иммунитета, охарактеризуйте их»
Иммунитет | |
Задание № 2 «Соотнесите определение эпидемии и пандемии»
прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. | Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Обобщить систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследственности. Законом...
Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).
Цель урока обобщить, систематизировать знания учащихся по основам общей биологии ( темы «Основные закономерности явлений наследс...
Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)
Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс. "Её величество-вода"
Интегрированный урок по химии и биологии. 8 класс....
Презентация к интегрированному уроку биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Презенация позволяет более полно донести материал до детей...