Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Елисеева Елена Юлисовна
  • Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
  •  закрепить, углубить  и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 Интегрированный урок истории и биологии на тему: «Ее Величество Екатерина II, Ее Величество прививка»

  • Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
  •  закрепить, углубить  и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.

Планируемые результаты: предметные :различать в учебном материале факты, сопоставлять аргументацию, соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Личностные:  формировать мировоззрение, соответствующее современной науке; способность к образованию и самообразованию. Метапредметные: формирование познавательной рефлексии; владеть навыками познавательной деятельности; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы; аргументировано излагать свою точку зрения.

1 Оргмомент: создание условий для готовности класса к учебному процессу. Приветствие детьми гостей.

2 Актуализация. Мотивация учебной деятельности: На доске заставка – Слайд 1

 Историк:   Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! ( биолог: Здравствуйте!) Мы рады видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми и, думаю, готовыми снова погрузиться в историческое и биологическое прошлое нашей страны.   Ведь еще историк Николай Михайлович Карамзин говорил: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества…»  (СЛАЙД  2 Карамзин) В ходе сегодняшнего урока вы, ребята, заполняете рабочие листы, они будут проверены методом взаимопроверки. Итак, мы начинаем!

Мы изучаем с вами 18 век, насыщенный событиями, только в 18 веке нашим государством управляли пять удивительных женщин. (СЛАЙД 3 императрицы). Сегодня одной из них мы посвятим наш урок. Я продолжу не с озвучивания темы, а словами об яркой исторической личности, а вы определите ее имя: «Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, умела многое – управлять империей и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных и поручать им важные дела…»

- Итак, о ком эти слова?  Вы правы, сегодня мы будем вести речь о Екатерине 2, но будем рассматривать ее личность не только с точки зрения правительницы, а кого, вам предстоит выяснить и это будет наша историческая проблема урока.

Биолог: Здравствуйте, ребята  и гости урока!

На прививку,1-ый класс!

Вы слыхали? Это нас!

Почему я встал у стенки?

У меня дрожат коленки!

Ребята. Я прочитала строки извсем известного  стих-я Сергея Михалкова. Несмотря на то, что стих. детский, тема урока очень серьезная и взрослая! Из всего сказанного нами, вы сможете сформулировать тему ?

«Ее Величество Екатерина 2! Ее Величество прививка» (СЛАЙД 4 тема)

Исходя из темы урока. Скажите. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим?

Цель урока: определяют дети.

Биолог: Где мы впервые встречаемся  с   прививками? Да, в роддоме! Саша Бунеева расскажет, какие прививки нам ставят в роддоме.

(Саша Бунеева сообщение) ( Слайд 5  с прививками в больнице БЦЖ, затем АКДС)

Ребята, а с какой целью нам ставят прививку?

Что такое прививка? Что такое иммунитет? Виды иммунитета. (работа с рабочим листом)

C:\Users\Admin\Desktop\chel_sh_08.jpg

Взаимооценка, проверка с доски (Слайд 6 проверка рабочего листа)

Историк:  До 18 века развитию медицины  в России не уделяли должного внимания. Джесика приготовила нам сообщение о том, какие заболевания уносили жизни множества людей.  СООБЩЕНИЕ (Джесики о инфекционных болезнях.). (СЛАЙД 7 о пандемии)

Биолог: Отличие пандемии от эпидемии (Рабочие листы), (Слайд 8 проверочный для листа)

прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы.

Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате  у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии.

Взаимопроверка, Проверка с доски

(СЛАЙД 9  с  коровой). Что общего между коровой и вакциной?  История прививок

Переломным в истории вакцинации стал далекий 1796 год, когда английский врач и талантливый ученый Э. Дженнер(СЛАЙД 10) сделал важное заявление, положившее начало массовых прививок и эффективной борьбе по отношению к натуральной оспе. Он подметил, что фермеры, работающие с больными на коровью оспу животными, не болеют на человеческий аналог заболевания. Поэтому Дженнер провел революционный по тем временам эксперимент. Врач привил коровью оспу ребенку и довел, что после этого он стал неуязвимым к натуральной оспе. Благодаря действиям доктора Дженнера удалось открыть новую страницу в истории мировой вакцинации, хотя реальное научное объяснение прививок появилось лишь спустя сто лет.Почти 30 лет английский врач Эдвард Дженнером посвятил наблюдению и изучению такого явления: люди, переболев «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Доярки заражались от коров оспой не воздушно-капельным путем, а через ранки на руках. У коров во время оспы высыпания появлялись на вымени, а у доярок от тяжелой работы часто трескалась кожа. Содержимое оспин коров попадало в ранки, это было похоже на вариоляцию: иммунитет быстро реагировал на вирус и в абсолютном большинстве случаев справлялся с болезнью. Взяв содержимое из образовавшихся везикул-пузырьков на пальцах доильщиц коров, Дженнер ввел его восьмилетнему мальчику. Ребенок не заболел и все прошло благополучно.
Луи Пастер – отец современной вакцинации. Автором верного научного подхода к вакцинации считается известный ученый Л. Пастер, который изобрел способ предупреждения заразных вирусов путем введения в организм ослабленных возбудителей. Этот метод послужил прорывом в медицине и породил новую эру иммунизации, позволившую остановить смертоносные эпидемии по всему земному шару. В своих исследованиях доктор использовал возбудителей куриной холеры. Он работал с разными концентрациями бактериального препарата, которые вызывали ту или иную степень тяжести болезни у кур. Однажды он ввел домашним птицам раствор недельной давности и наблюдал, что после введения куры переболели заболеванием в легкой степени с последующим выздоровлением всех особей. Естественно, Пастер предположил, что вакцина испортилась, а поэтому приготовил новую порцию препарата и применил его по отношению к птицам. К его удивлению, все куры не только не погибли, но и не заболели.

Через сто лет ученый и биолог Луи Пастер, из уважения к Дженнеру, предложил назвать все основанные на принципе создания искусственного иммунитета препараты вакцинами: от французского слова vache - "корова".

Историк:  Екатерина 2 внесла в медицину значительный вклад, поскольку смертность была высокой, доступность медицины низкой и обилие шарлатанов, то императрица взялась за решение этого вопроса всерьез.  Она понимала, что главная беда любого общества – это невежество.  В июле 1656 года был издан указ, запрещающий «не учившимся медицине и не имеющим в том свидетельства от Медицинской канцелярии, заниматься лечением больных  под жестким штрафом и наказанием». За годы ее царствования в крупных городах активно создавались больницы для гражданского населения: Павловская и Старо_Екатерининская в Москве, Калинкинская и Обуховская в Санкт-Петербурге. Помощь оказывали и неимущим больным. (СЛАЙД 11-13 вид лечебных учреждений)  Она издала указы о лечении «заразительных» болезней, об учреждении «специализированных домов». Страдающие подобными болезнями должны были покупать в аптеках лекарство за пристойную плату. Бедным выдавались медикаменты из казенных аптек. А что такое казенная аптека?(да, за счет государства).  В начале второй половины 18 века(1763г) в России вновь начинается эпидемия оспы. Екатерина 2 не болела оспой сама, но внешность людей, перенесших это заболевание, ее устрашала, ведь на тот момент ей было всего 39 лет. Сообщение Даши Штыревой( о прививке Е2) (СЛАЙД 13-14 Томас и медаль)

Историк: Следующее десятилетие в России начала свирепствовать чума. Об этом нам расскажет более подробно Агния(сообщение Агнии)

(СЛАЙД 15-16-17 ворота Орлова, его медаль)

Биолог:  Виды инфекций : бактериальные и вирусные  (СЛАЙД 18)

Материал от Ринчино

Бактериальные

Вирусные

Дизентерия

Грипп

Холера

Туберкулез

Оспа

Стафилококк

Столбняк

Сибирская язва

Ботулизм

Чума

Грипп,

Краснуха

Корь

Паротит (свинка)

СПИД

Гепатит

Энцефалит

Полиомиелит

Герпес

Коньюктивит

Историк:  Екатерина2  не только положила начало прививочной кампании и методам борьбы с эпидемиями, но ею так же был основан метод пропаганды против заболеваний. Что означает термин «пропаганда»? В театрах ставили спектакли(балет «Побежденное предрассуждение» для дворян, где пропагандировались санитарные нормы и прививки). Для простонародья напечатали сотни лубочных картинок. Может быть кто-то знает, что такое лубок? Лубок – это изображение с надписью в доступной форме. Запишите, ребята определение терминов в своих рабочих листах.   Пропаганда работала на полную мощь. В учебные заведения при Екатерине 2 перестали принимать студентов без свидетельства о наличии прививок. (слайд свидетельство).

Переходим к рабочим листам. В них вы выполняете задания и затем  проверим методом взаимопроверки. Поменялись листами с соседом по парте и сверились с эталоном ответа на экране. Поставили оценку. Поднимите руки, кто справился на 5? На 4? А есть 3? Значит, что вам следует повторить материал. (Слайд 19 ответы)

Биолог:  (По ковиду)  Ребята, а какая пандемия разразилась в наше время? Как вы думаете, к какому виду инфекции она относится? Да, вирусная. Как называется вирус?COVID-19, (от англ. COronaVirusDisease, коронавирусная болезнь), другое обозначение - SARS-CoV-2 (Слайд 20 Пирогов)

Историк : Работа в группе (листок санитарный) Если при Екатерине использовались лубочные картинки, то сейчас в качестве средств информирования населения что выступает? (верно санитарные листы) Мы вам предлагаем также создать не большие санитарные листы, которые после урока мы разместим в коридоре, чтобы еще раз напомнить всем учащимся и работникам школы в какое время мы живем и не должны забывать о безопастности.  (Презентация листков санитарных)

Подведение итогов урока.  

Историк : Итак, ребята ,мы вновь возвращаемся к теме нашего урока, почему же она звучит так: Её Величество Екатерина 2, её Величество прививка?  Какая связь между императрицей и  прививкой ? Какой вклад внесла императрица в медицину?( Ею было основано здравоохранение в России)  (Слайд 21) Почему прививку мы тоже величаем как императрицу?

 Вы сегодня хорошо поработали (выставление отметки)



Предварительный просмотр:

Рабочий лист к открытому уроку История + Биология

Задание №1 «Укажите виды иммунитета, охарактеризуйте их»

Иммунитет

                                         …                                               …

                           …                     …                    …                             …

Задание № 2  «Соотнесите термины и определение  эпидемии и пандемии»

прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы.

 Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате  у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии.

Задания по истории.

1 Лубок – это …

  1.  
  2. Соотнесите даты и события:

А  июль 1656г

1 Правление Екатерины Великой

Б 1763г

2 Первая прививка в России

В 12 октября 1768г

3 Эпидемия чумы

Г 1762 -  1796

4 Указ о запрете заниматься лечением без образованя

Д  1770 - 1796

5 Открылась первая больница для       гражданского населения

  1. Соотнесите личности и события:

А  граф Г.Орлов

1 Врач, сделавший прививку

Б  ТомасДимсдейл

2 Остановил эпидемию чумы

В Димодаль

3 Врач, лечивший императрицу

Заполните АНКЕТУ

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным



Предварительный просмотр:

Самоанализ интегрированного урока по истории и биологии на тему:

 «Её Величество Екатерина 2, ее Величество прививка»

Авторы: учитель истории МАОУ ПСОШ №1  Елисеева Е.Ю и учитель биологии МАОУ ПСОШ №1», Поломошнова Н.И.

Данный урок относится к разделу «Культурное пространство России 18 века. Тема выделена нами в отдельный урок в связи с тем, что в учебнике Торкунова нет материала , связанного с медициной и организацией здравоохранения.  Возникла необходимость дополнить знания учащихся по данной теме.

 Изучение темы урока опирается на знания учащихся:

  • Период правления Екатерины 2. Особенностей социально – экономического,  политического  культурного устройства Российской империи и ее внешней политики.
  • Об инфекционных болезнях, прививках, иммунитете и его видах.

Урок проводился в 8  кл. В нем  обучается 25 уч-ся. В целом класс средних способностей. Есть слабоуспевающие, медлительные дети, есть и такие, которым предметы даются легко.Однако нужно учесть, что в силу возрастных  и психологических особенностей 7 - 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость.

Тип урока: по целеполаганию - урок систематизации знаний, по структуре – комбинированный, интегрированный. При этом бинарный, т.е. на уроке  одновременно присутствуют два учителя.

 Вид урока: урок  проблемного диалога.  На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:

  • - повторение пройденного на этапе заполнения рабочих листов.
  • - изучение и закрепление новых знаний.

На уроке использованы разные формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (сообщения, рабочие листы), работа в малых группах, те в парах(взаимопроверка) и  творческая деятельность.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через  работу с сообщениями, презентацией, рабочими листами;

 поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Содержательная: формирование системы понятий:  здравоохранения в Российской империи, практическая медицина, пандемия, эпидемия, бактериальные и вирусные инфекции.

Образовательная: изучить особенности зарождения практической медицины с целью сохранения здоровья нации, борьба с эпидемиями в период правления Екатерины 2.

Задачи:

Образовательные: Расширение и углубление знаний по теме «Российская наука в 18 веке», развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивающие: развивать общеучебные УниверсальныеУчебные Действия: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения темы урока,  развивать умения самостоятельно работать с новой информацией (рабочие листы, сообщения), находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь фактов и событий;

Воспитательные: Способствовать выработке гражданской позиции,

 продолжить формирование здорового образа жизни. Формировать научное мировоззрение, содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предметам, развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности к происходящему как с стране, так и в мире в целом.

Планируемые результаты обучения:

Личностные УУД:  формируется бережное отношение к собственному здоровью, формирование осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками исторической и биологической информации, планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий.

Предметные: понимать значение Екатерины 2 в организации здравоохранения, социально-экономического положения  империи в 18 веке; значение и определение понятий прививок, сыворотки, иммунитета, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.

Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающая, ИКТ – технология.

Средства обучения: Рабочие листы

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Ход урока: (см. технологическую карту).

  • Организационная структура урока.

Этапы урока соблюдались.

Организационный момент.

  • Актуализация опорных знаний
  • Целеполагание
  • В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: диалог с учащимися
  • Этап изучения нового материалаОбобщение и систематизация знаний через Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
  • Учителем ведется побуждающий и подводящий  диалог с учащимися. Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы.
  • Этап рефлексии – Рефлексия (подведение итогов занятия)
  • Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.
  • Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов, о которых было сказано выше. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.
  • Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности ( работу с рабочими листами, творческая), теоритическая(сообщения учащихся)
  • Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
  • - Словесные методы обучения–разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся  посредством слушания, запоминать , осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.
  • Наглядные методы обучения (презентация, обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.
  • Практические методы обучения.Работа с рабочими листами, творческая.
  •  обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;
  • Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества
  • Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации,
  • Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация.
  • Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
  • Рефлексия – решение поставленной проблемы.
  • Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданийЭтап рефлексии – «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито хорошо, оценки одноклассникам выставлены объективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Урок истории в 10 классе "Внешняя политика Екатерины II"

Урок истории в 10 классе по теме "Внешняя политика Екатерины II"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе и видеоматериал урока

Технологическая карта и ссылка на видеоурок. Урок можно также просмотреть в разделе видео....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....

Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"

Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...