Технологическая карта интегрированного урока истории и биологии 8 класс "ЕЁ Величество Екатерина II - её величество прививка"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
- Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
- закрепить, углубить и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 49.57 КБ |
рабочий лист к уроку | 16.85 КБ |
самоанализ урока | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Интегрированный урок истории и биологии на тему: «Ее Величество Екатерина II, Ее Величество прививка»
- Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; развитие умений коллективной и индивидуальной работы; развивать умение давать оценку поступками людей, воспитывать чувство сопричастности.
- закрепить, углубить и систематизировать знания по теме « Иммунитет» Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.
Планируемые результаты: предметные :различать в учебном материале факты, сопоставлять аргументацию, соотносить единичные события с общими явлениями и процессами. Личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современной науке; способность к образованию и самообразованию. Метапредметные: формирование познавательной рефлексии; владеть навыками познавательной деятельности; уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе работы; аргументировано излагать свою точку зрения.
1 Оргмомент: создание условий для готовности класса к учебному процессу. Приветствие детьми гостей.
2 Актуализация. Мотивация учебной деятельности: На доске заставка – Слайд 1
Историк: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! ( биолог: Здравствуйте!) Мы рады видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми и, думаю, готовыми снова погрузиться в историческое и биологическое прошлое нашей страны. Ведь еще историк Николай Михайлович Карамзин говорил: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин своего Отечества…» (СЛАЙД 2 Карамзин) В ходе сегодняшнего урока вы, ребята, заполняете рабочие листы, они будут проверены методом взаимопроверки. Итак, мы начинаем!
Мы изучаем с вами 18 век, насыщенный событиями, только в 18 веке нашим государством управляли пять удивительных женщин. (СЛАЙД 3 императрицы). Сегодня одной из них мы посвятим наш урок. Я продолжу не с озвучивания темы, а словами об яркой исторической личности, а вы определите ее имя: «Натура талантливая, образованная, литературно одаренная, умела многое – управлять империей и ладить с людьми, и, что очень важно, приближать к себе людей талантливых, одаренных и поручать им важные дела…»
- Итак, о ком эти слова? Вы правы, сегодня мы будем вести речь о Екатерине 2, но будем рассматривать ее личность не только с точки зрения правительницы, а кого, вам предстоит выяснить и это будет наша историческая проблема урока.
Биолог: Здравствуйте, ребята и гости урока!
На прививку,1-ый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки!
Ребята. Я прочитала строки извсем известного стих-я Сергея Михалкова. Несмотря на то, что стих. детский, тема урока очень серьезная и взрослая! Из всего сказанного нами, вы сможете сформулировать тему ?
«Ее Величество Екатерина 2! Ее Величество прививка» (СЛАЙД 4 тема)
Исходя из темы урока. Скажите. Какие вопросы мы сегодня рассмотрим?
Цель урока: определяют дети.
Биолог: Где мы впервые встречаемся с прививками? Да, в роддоме! Саша Бунеева расскажет, какие прививки нам ставят в роддоме.
(Саша Бунеева сообщение) ( Слайд 5 с прививками в больнице БЦЖ, затем АКДС)
Ребята, а с какой целью нам ставят прививку?
Что такое прививка? Что такое иммунитет? Виды иммунитета. (работа с рабочим листом)
Взаимооценка, проверка с доски (Слайд 6 проверка рабочего листа)
Историк: До 18 века развитию медицины в России не уделяли должного внимания. Джесика приготовила нам сообщение о том, какие заболевания уносили жизни множества людей. СООБЩЕНИЕ (Джесики о инфекционных болезнях.). (СЛАЙД 7 о пандемии)
Биолог: Отличие пандемии от эпидемии (Рабочие листы), (Слайд 8 проверочный для листа)
прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации.В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. | Охватывает несколько стран и даже континенты. Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии. |
Взаимопроверка, Проверка с доски
(СЛАЙД 9 с коровой). Что общего между коровой и вакциной? История прививок
Переломным в истории вакцинации стал далекий 1796 год, когда английский врач и талантливый ученый Э. Дженнер(СЛАЙД 10) сделал важное заявление, положившее начало массовых прививок и эффективной борьбе по отношению к натуральной оспе. Он подметил, что фермеры, работающие с больными на коровью оспу животными, не болеют на человеческий аналог заболевания. Поэтому Дженнер провел революционный по тем временам эксперимент. Врач привил коровью оспу ребенку и довел, что после этого он стал неуязвимым к натуральной оспе. Благодаря действиям доктора Дженнера удалось открыть новую страницу в истории мировой вакцинации, хотя реальное научное объяснение прививок появилось лишь спустя сто лет.Почти 30 лет английский врач Эдвард Дженнером посвятил наблюдению и изучению такого явления: люди, переболев «коровьей оспой», не заражались натуральной оспой человека. Доярки заражались от коров оспой не воздушно-капельным путем, а через ранки на руках. У коров во время оспы высыпания появлялись на вымени, а у доярок от тяжелой работы часто трескалась кожа. Содержимое оспин коров попадало в ранки, это было похоже на вариоляцию: иммунитет быстро реагировал на вирус и в абсолютном большинстве случаев справлялся с болезнью. Взяв содержимое из образовавшихся везикул-пузырьков на пальцах доильщиц коров, Дженнер ввел его восьмилетнему мальчику. Ребенок не заболел и все прошло благополучно.
Луи Пастер – отец современной вакцинации. Автором верного научного подхода к вакцинации считается известный ученый Л. Пастер, который изобрел способ предупреждения заразных вирусов путем введения в организм ослабленных возбудителей. Этот метод послужил прорывом в медицине и породил новую эру иммунизации, позволившую остановить смертоносные эпидемии по всему земному шару. В своих исследованиях доктор использовал возбудителей куриной холеры. Он работал с разными концентрациями бактериального препарата, которые вызывали ту или иную степень тяжести болезни у кур. Однажды он ввел домашним птицам раствор недельной давности и наблюдал, что после введения куры переболели заболеванием в легкой степени с последующим выздоровлением всех особей. Естественно, Пастер предположил, что вакцина испортилась, а поэтому приготовил новую порцию препарата и применил его по отношению к птицам. К его удивлению, все куры не только не погибли, но и не заболели.
Через сто лет ученый и биолог Луи Пастер, из уважения к Дженнеру, предложил назвать все основанные на принципе создания искусственного иммунитета препараты вакцинами: от французского слова vache - "корова".
Историк: Екатерина 2 внесла в медицину значительный вклад, поскольку смертность была высокой, доступность медицины низкой и обилие шарлатанов, то императрица взялась за решение этого вопроса всерьез. Она понимала, что главная беда любого общества – это невежество. В июле 1656 года был издан указ, запрещающий «не учившимся медицине и не имеющим в том свидетельства от Медицинской канцелярии, заниматься лечением больных под жестким штрафом и наказанием». За годы ее царствования в крупных городах активно создавались больницы для гражданского населения: Павловская и Старо_Екатерининская в Москве, Калинкинская и Обуховская в Санкт-Петербурге. Помощь оказывали и неимущим больным. (СЛАЙД 11-13 вид лечебных учреждений) Она издала указы о лечении «заразительных» болезней, об учреждении «специализированных домов». Страдающие подобными болезнями должны были покупать в аптеках лекарство за пристойную плату. Бедным выдавались медикаменты из казенных аптек. А что такое казенная аптека?(да, за счет государства). В начале второй половины 18 века(1763г) в России вновь начинается эпидемия оспы. Екатерина 2 не болела оспой сама, но внешность людей, перенесших это заболевание, ее устрашала, ведь на тот момент ей было всего 39 лет. Сообщение Даши Штыревой( о прививке Е2) (СЛАЙД 13-14 Томас и медаль)
Историк: Следующее десятилетие в России начала свирепствовать чума. Об этом нам расскажет более подробно Агния(сообщение Агнии)
(СЛАЙД 15-16-17 ворота Орлова, его медаль)
Биолог: Виды инфекций : бактериальные и вирусные (СЛАЙД 18)
Материал от Ринчино
Бактериальные | Вирусные |
Дизентерия Грипп Холера Туберкулез Оспа Стафилококк Столбняк Сибирская язва Ботулизм Чума | Грипп, Краснуха Корь Паротит (свинка) СПИД Гепатит Энцефалит Полиомиелит Герпес Коньюктивит |
Историк: Екатерина2 не только положила начало прививочной кампании и методам борьбы с эпидемиями, но ею так же был основан метод пропаганды против заболеваний. Что означает термин «пропаганда»? В театрах ставили спектакли(балет «Побежденное предрассуждение» для дворян, где пропагандировались санитарные нормы и прививки). Для простонародья напечатали сотни лубочных картинок. Может быть кто-то знает, что такое лубок? Лубок – это изображение с надписью в доступной форме. Запишите, ребята определение терминов в своих рабочих листах. Пропаганда работала на полную мощь. В учебные заведения при Екатерине 2 перестали принимать студентов без свидетельства о наличии прививок. (слайд свидетельство).
Переходим к рабочим листам. В них вы выполняете задания и затем проверим методом взаимопроверки. Поменялись листами с соседом по парте и сверились с эталоном ответа на экране. Поставили оценку. Поднимите руки, кто справился на 5? На 4? А есть 3? Значит, что вам следует повторить материал. (Слайд 19 ответы)
Биолог: (По ковиду) Ребята, а какая пандемия разразилась в наше время? Как вы думаете, к какому виду инфекции она относится? Да, вирусная. Как называется вирус?COVID-19, (от англ. COronaVirusDisease, коронавирусная болезнь), другое обозначение - SARS-CoV-2 (Слайд 20 Пирогов)
Историк : Работа в группе (листок санитарный) Если при Екатерине использовались лубочные картинки, то сейчас в качестве средств информирования населения что выступает? (верно санитарные листы) Мы вам предлагаем также создать не большие санитарные листы, которые после урока мы разместим в коридоре, чтобы еще раз напомнить всем учащимся и работникам школы в какое время мы живем и не должны забывать о безопастности. (Презентация листков санитарных)
Подведение итогов урока.
Историк : Итак, ребята ,мы вновь возвращаемся к теме нашего урока, почему же она звучит так: Её Величество Екатерина 2, её Величество прививка? Какая связь между императрицей и прививкой ? Какой вклад внесла императрица в медицину?( Ею было основано здравоохранение в России) (Слайд 21) Почему прививку мы тоже величаем как императрицу?
Вы сегодня хорошо поработали (выставление отметки)
Предварительный просмотр:
Рабочий лист к открытому уроку История + Биология
Задание №1 «Укажите виды иммунитета, охарактеризуйте их»
Иммунитет
… …
… … … …
Задание № 2 «Соотнесите термины и определение эпидемии и пандемии»
прогрессирующее распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости и способное стать причиной чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории, или иногда 5% какой-либо социальной группы. | Характерны очень большое число заболевших (нередко до нескольких миллионов человек) и длительность (от года до десятков лет). Характеризуется большим охватом, высокой смертностью и другими сопутствующими проблемами, как то социальные проблемы, ослабление экономики и прочие. В результате у людей постепенно развивается иммунитет. Но возбудитель может провоцировать и периодические очаговые эпидемии. |
Задания по истории.
1 Лубок – это …
- Соотнесите даты и события:
А июль 1656г | 1 Правление Екатерины Великой |
Б 1763г | 2 Первая прививка в России |
В 12 октября 1768г | 3 Эпидемия чумы |
Г 1762 - 1796 | 4 Указ о запрете заниматься лечением без образованя |
Д 1770 - 1796 | 5 Открылась первая больница для гражданского населения |
- Соотнесите личности и события:
А граф Г.Орлов | 1 Врач, сделавший прививку |
Б ТомасДимсдейл | 2 Остановил эпидемию чумы |
В Димодаль | 3 Врач, лечивший императрицу |
Заполните АНКЕТУ
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Предварительный просмотр:
Самоанализ интегрированного урока по истории и биологии на тему:
«Её Величество Екатерина 2, ее Величество прививка»
Авторы: учитель истории МАОУ ПСОШ №1 Елисеева Е.Ю и учитель биологии МАОУ ПСОШ №1», Поломошнова Н.И.
Данный урок относится к разделу «Культурное пространство России 18 века. Тема выделена нами в отдельный урок в связи с тем, что в учебнике Торкунова нет материала , связанного с медициной и организацией здравоохранения. Возникла необходимость дополнить знания учащихся по данной теме.
Изучение темы урока опирается на знания учащихся:
- Период правления Екатерины 2. Особенностей социально – экономического, политического культурного устройства Российской империи и ее внешней политики.
- Об инфекционных болезнях, прививках, иммунитете и его видах.
Урок проводился в 8 кл. В нем обучается 25 уч-ся. В целом класс средних способностей. Есть слабоуспевающие, медлительные дети, есть и такие, которым предметы даются легко.Однако нужно учесть, что в силу возрастных и психологических особенностей 7 - 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности, неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость.
Тип урока: по целеполаганию - урок систематизации знаний, по структуре – комбинированный, интегрированный. При этом бинарный, т.е. на уроке одновременно присутствуют два учителя.
Вид урока: урок проблемного диалога. На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:
- - повторение пройденного на этапе заполнения рабочих листов.
- - изучение и закрепление новых знаний.
На уроке использованы разные формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная (сообщения, рабочие листы), работа в малых группах, те в парах(взаимопроверка) и творческая деятельность.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с сообщениями, презентацией, рабочими листами;
поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Содержательная: формирование системы понятий: здравоохранения в Российской империи, практическая медицина, пандемия, эпидемия, бактериальные и вирусные инфекции.
Образовательная: изучить особенности зарождения практической медицины с целью сохранения здоровья нации, борьба с эпидемиями в период правления Екатерины 2.
Задачи:
Образовательные: Расширение и углубление знаний по теме «Российская наука в 18 веке», развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивающие: развивать общеучебные УниверсальныеУчебные Действия: развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе изучения темы урока, развивать умения самостоятельно работать с новой информацией (рабочие листы, сообщения), находить необходимую информацию, анализировать ее: сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы; создать условия для развития умений учащихся устанавливать взаимосвязь фактов и событий;
Воспитательные: Способствовать выработке гражданской позиции,
продолжить формирование здорового образа жизни. Формировать научное мировоззрение, содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создать условия для привития интереса к предметам, развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности к происходящему как с стране, так и в мире в целом.
Планируемые результаты обучения:
Личностные УУД: формируется бережное отношение к собственному здоровью, формирование осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
Метапредметные: адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками исторической и биологической информации, планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); работать в соответствии с поставленной задачей, планом; выделять главные и существенные признаки понятий.
Предметные: понимать значение Екатерины 2 в организации здравоохранения, социально-экономического положения империи в 18 веке; значение и определение понятий прививок, сыворотки, иммунитета, роли биологической науки в жизни общества и сохранении здоровья.
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающая, ИКТ – технология.
Средства обучения: Рабочие листы
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Ход урока: (см. технологическую карту).
- Организационная структура урока.
Этапы урока соблюдались.
Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний
- Целеполагание
- В начале данного этапа урока звучит вызов учителя: диалог с учащимися
- Этап изучения нового материалаОбобщение и систематизация знаний через Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Учителем ведется побуждающий и подводящий диалог с учащимися. Перед учащимися ставится целый ряд проблемных вопросов, на которые в течение данного урока следует найти ответы.
- Этап рефлексии – Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Стержневыми для меня стали задачи развития познавательной деятельности учащихся.
- Данная структура урока объясняется и возрастными особенностями учеников 7 - 8 классов, о которых было сказано выше. Она позволяет разнообразить и совместить различные виды деятельности в рамках одного урока. Считаю, что все этапы урока логически связаны между собой. Время для выполнения задач каждого этапа определено рационально.
- Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности ( работу с рабочими листами, творческая), теоритическая(сообщения учащихся)
- Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
- - Словесные методы обучения–разъяснения и пояснения преподавателя, словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Это позволяет учащимся посредством слушания, запоминать , осмысливать, активно воспринимать и усваивать учебный материал.
- Наглядные методы обучения (презентация, обеспечили визуальное восприятие действительности. Наглядные методы обучения обязательно предлагаются, в той или иной мере в сочетании со словесными методами.
- Практические методы обучения.Работа с рабочими листами, творческая.
- обеспечение возникновения положительных эмоций по отношению к учебной деятельности;
- Высокая работоспособность обучающихся была обеспечена за счет благоприятной психологической атмосферы, создания комфортного микроклимата в кабинете и за счет рациональности используемых методов и приемов. Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества
- Учебно - познавательная активность школьников во время урока высокая, что позволило учащимся получить и усвоить большой объем учебной информации,
- Основными факторами, побудившими учащихся к мыслительной деятельности, явились их самореализация и персонализация.
- Все поставленные задачи удалось реализовать полностью.
- Рефлексия – решение поставленной проблемы.
- Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Для диагностики и формирования универсальных учебных действий целесообразно были использованы различные виды заданий. Этап рефлексии – «показывает» достиг ли урок целей, все ли задачи, поставленные в начале занятия реализованы. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе неплохой. Умение оценивать себя, одноклассников у учащихся 8 класса развито хорошо, оценки одноклассникам выставлены объективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”
Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:· уметь обобщать и систематизировать зна...
Урок истории в 10 классе "Внешняя политика Екатерины II"
Урок истории в 10 классе по теме "Внешняя политика Екатерины II"...
Технологическая карта урока истории в 5 классе и видеоматериал урока
Технологическая карта и ссылка на видеоурок. Урок можно также просмотреть в разделе видео....
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV
Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.
Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....
Интегрированный урок биологии и истории "Ее Величество Екатерина Вторая, ее величество прививка!"
Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Российская наука в 18 веке»; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции; разви...