Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Негуч Мариет Чатибовна

Аннотация к рабочей программе для9 класса по руссому языку МБОУ «СШ №8» а. Псейтук

 

Документы, на основании которых составлена рабочая программа

 

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена с использованием материалов

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Рабочей программы:

  • программы по русскому языку для основной школы Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
  • Авторской программы  по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2014 г.).

Учебники, по которому ведется преподавание предмета:

  1. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова,  А.Д. Дейкина, О.М. Александрова М., Просвещение, 2016

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_dlya_9_klassa.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №8 имени И.Х. Барона» а. Псейтук

 Тахтамукайского района Республики Адыгея.

РАССМОТРЕНО         СОГЛАСОВАНО:                 УТВЕРЖДАЮ:

на заседании       заместитель директора по УВР     директор МБОУ «СШ №8» а Псейтук

методического совета      ____________ М.Ч. Негуч                _____________ Р.Д. Хизетль

протокол №  1_                                                                                  Приказ № 155

«30    08  2018 г.           «31 »___08____2018 г.                     «31»___08____2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии

на 2018-2019 учебный год

9 класс

Автор- составитель

учитель химии

Чемсо Светлана Довлетчериевна

а. Псейтук

2018 г.

Рабочая программа по химии для  9 класса.

 Пояснительная записка.

Статус документа

           Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 9  класса  МБОУ    «СШ №8» а. Псейтук  

разработана  

на основе:

Нормативно - правовые основания формирования рабочей программы.

Федеральные:

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года  № 273-ФЗ.
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  3. Приказ Минобразования РФ от 05.03.04 №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
  4. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования, (утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образования»  от 05.03.2004 г. № 1089.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011г. №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской  Федерации от 5 марта 2004г. № 1089).
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 69 от 31.01.12 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом министерства образования РФ от 05.03.2004 года за № 1089».
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ № 74 от 01.02.12 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года за № 1312».
  8. Приказ Минобразования РФ от 09.03.04 №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования".
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312».
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,  реализующих  образовательные программы  общего образования  и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».

Региональные:

  1. Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».
  2. Приказ Министерства образования и науки от 28.06.2017 г. № 909 «О новой редакции базисных учебных планов образовательных организаций Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

С учетом:

  • Примерной программы основного (общего) образования по химии (базовый уровень); 
  •  Авторской программы Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для   9 класса (базовый уровень). 

В соответствии с:

  •   Учебным  планом  МБОУ «СШ №8» а. Псейтук  на 2018-2019 учебный год.                    
  • Календарно- учебным графиком работы МБОУ «СШ №8» а. Псейтук  на 2018-2019 учебный год.    

      Учебно-методический комплект

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Гара Н.Н., Габрусева Н.И.  Химия. Задачник в «помощником» 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8 – 9 классы, 10 – 11 классы. Базовый уровень- М: Просвещение, 2009

 .

Особенности программы, реализуемые подходы

         Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному, от общего к частному), в оригинальном структурировании курса, что позволило сократить объем текста учебников и исключать неоднозначность трактовки некоторых химических понятий. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе, задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной или групповой работы школьников.

       Содержание курса химии 8 класса составляют сведения о составе атома химических элементов, структуре Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, химической связи, химических реакций, электрической диссоциации и основных классах химических веществ.

        Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений в 9 классе, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.

       Преподавание предмета «Химия» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю в 9 классе

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программы учебного курса.

       Распределение часов по темам, формулировка названий разделов и тем соответствуют авторской программе с использованием резервного времени.

     

 Цели и задачи учебного курса:

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     Учебно-тематическое планирование выполнено в соответствии с базисным учебным планом из расчета 34 учебных недели и рассчитано на 2 занятия 68 часов в год

Особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения

    Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Ведущей формой организации учебного процесса в школе является урок, а также используются возможности внеурочной работы  по предмету. При обучении химии используются следующие формы занятий:

-учебные занятия с элементами моделирования;

-практические занятия;

-индивидуальные консультации;

-внеклассная и внешкольная работа (участие в предметных неделях, олимпиадах).

        Типы уроков используемых при изучении курса Химии:

•Комбинированный урок;

•Урок изучения нового материала (в процессе организации учебных занятий проводятся уроки-беседы, уроки теоретических самостоятельных работ, смешанные уроки, уроки с показом фильмов и презентаций);

•Урок совершенствования знаний, формирования умений, целевого применения усвоенного (проводятся уроки-практикумы, уроки практических самостоятельных работ, уроки-экскурсии, дискуссии).

На учебных занятиях используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

При изучении тематики Химии можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:

1. Учебно-познавательную, включающую изучение нового учебного материала на уроках; выполнение домашней работы с учебной литературой.

2. Аналитическую, включающую установление причинно-следственной связи между явлениями.

3. Практическую, цель, которой формирование практических умений.

6. Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные;

практические работы

лабораторные работы

Формы контроля ЗУН:

наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

контрольные работы

тестирование

самостоятельные работы

          Критерии оценок знаний учащихся по химии.
        При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям)
  • осознанность (соответствие требуемым в стандарте умениям применять полученную информацию)
  • полнота (соответствие объему программы, стандарта)
           При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
    Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, не правильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировано закон, правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.)
            Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

     Оценка устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный.
         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя; ответ самостоятельный.
         
    Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
         
    Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

    Оценка письменных контрольных работ

          Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий. При этом возможна несущественная ошибка.
       
     Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
         
    Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
         
    Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу
     
Отметка «5»: Работа выполнена полностью, правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
       
Отметка «4»: Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведен неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
     
 Отметка «3»: Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена несущественная ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
       
 Отметка «2»: допущены две и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценок в форме тестов:

«5» - 87-100%
«4» - 61-86%
«3» - 35-60%
«2» - 0-34%

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

       Эффективность преподавания курса Химии зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения средствами, необходимыми для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области химии, а также средствами, используемыми  в процессе проведения текущих занятий. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью. Должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области Интернет - услуг (поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Материально-техническое обеспечение курса «Химии» включает в себя:

1. Кабинет химии предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, кружковой работы во внеурочное время;

2. Учебно-методическая литература (в том числе учебники по предмету).

3. Аудиовидео аппаратура, проекционная аппаратура (экран, компьютер, проектор)

4. Стенды, плакаты, в том числе в электронном виде.

5. Реактивы и посуда для выполнения лабораторных и практических работ.

6. Аптечка.

Перечень учебно-методических средств обучения

 Основная литература

Стандарт основного общего образования по химии.

Примерная программа основного общего образования по химии.

Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 8-9 классы.-М.:Экзамен,2015г

Брейгер Л.М. Химия. 9класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты / Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2016

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 20014.

Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2014.

Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2012 гг.

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. Химия. Органич. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература

Егоров А.С. и др. Репетитор по химии /А.С.Егоров. Ростов – на – Дону: Феникс, 2015.

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)

Содержание тем учебного курса

9 класс

70 ч/год (2 ч/нед.)

В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме  «Строение атома и Периодический закон  Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии, отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.

Учебно-тематический план.

Тема раздела

Количество часов

9 класс

1.

Повторение

3

1

Электролитическая диссоциация

10

2

Кислород и сера

8

3

Азот и фосфор

8

4

Углерод и кремний

4

5

Общие свойства металлов

13

6

Первоначальные представления об органических веществах

2

7

Углеводороды

4

8

Спирты

2

9

Карбоновые кислоты. Жиры

3

10

Углеводы

2

11

Белки. Полимеры

5

12

Повторение

5

Всего: 70

Программой предусмотрено: 6 практических работ, 4 контрольных работы.

Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая  работа 1.  Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая диссоциация».

Тема 2. Кислород и сера (8 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических  реакций. Катализаторы.

Демонстрации.    Аллотропия кислорода и серы. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты.  Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа 2.  Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 3. Азот и фосфор (8 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака. Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  

Лабораторные  опыты.  Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  Ознакомление  с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы.-3

  • Получение аммиака и изучение его свойств.

Тема 4. Углерод и кремний (4ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.  Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая  работа 4.  Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Тема 5. Общие свойства металлов (13 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.

Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы-5 Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Элементы IA – IIIA групп периодической таблицы химических элементов»

Практические работы-6 Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 6.  Первоначальные представления об органических веществах

(2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (4 ч)

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Физические  и  химические  свойства. Применение.

Непредельные  углеводороды. Этилен. Физические и  химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации.  Модели  молекул  органических  соединений. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетные  задачи.  Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям элементов.  

Тема 8. Спирты (2 ч)

        Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

        Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

        Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

        Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

        Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

Тема 10. Углеводы (2 ч)

Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

        Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.

Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

        Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

        Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида


Календарно-тематическое планирование 9 класс 2 часа в неделю, всего 70 часов

Дата по плану

Дата по факту

урока

Наименование раздела и урока

Химический

эксперимент

Расчетные задачи

Домашнее задание

1-2

Повторение курса 8 класса. Классы неорганических веществ. Химическая связь

ДМ с. 37 В-2

3

Входная контрольная работа за курс 8 класса

ДМ с.38 В-2

Тема 1: Электролитическая диссоциация (10 часов)

4

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.

Демонстрации:

- образцы кристаллогидратов

- испытание веществ и их растворов на электропроводность 1 с.23

Таблица 5 «Электролиты»

П 7 ТЗ

5

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

П. 2,3

Сб в-1 с. 62

6-7

Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Лабораторные опыты:

- реакции обмена между электролитами;

- качественные реакции на ионы 2 стр.23

Таблица 10 «Реакции ионного обмена»

П.6  Сб. с.63 в-1,2 (1)

ДМ с.64 В.3,4

8-9

Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.

Таблицы:

12 «ОВР»,

13 «Многообразие ОВР»

П.5   Сб. с.63 в-1,2 (2)

10

Гидролиз солей.

Демонстрации:

- гидролиз некоторых солей

Таблица 11 «Гидролиз водных растворов солей»

П.6 с.22 (9,10)

11

Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты».

Практическая работа № 1

Стр. 24

П. 18

Упр. 1-3 ТЗ 1.2

12

Повторение и обобщение ЗУН по теме «Электролитическая диссоциация»

Решение задач

С.64 Р 3 В-1

13

 Электролитическая диссоциация.

Контрольная работа № 1

С.40 у.3

Тема 2. Кислород и сера (8 часов)

14

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон – аллотропная модификация кислорода.

Демонстрации:

- взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом;

П.17 у.1-4

15

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы. Применение.

Демонстрации:

- получение пластической серы;

- ознакомление с образцами серы и ее природными соединениями 4,5,6 стр.43.

П. 18

Упр. 1-3 ТЗ 1.2

16

Сероводород. Сульфиды.

П.19 у.1-4 ТЗ

17

Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.

П.20 у.1-4 ТЗ

18

Оксид серы (VI).серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Лабораторные опыты:

- некоторые хим. свойства серной кислоты;

- качественная реакция на сульфат-ион.

П.21 у. 1-5 ТЗ

19

Экспериментальные

задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Практическая работа  №2

П.22

20

 

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.

Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости хим. реакции от различных факторов.

Таблица 5, 6 «Скорость хим. реакций», «Зависимость скорости реакции от условий» Таблицы 7,8,9 «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Смещение хим. равновесия»

П.3-5 У.1-4 ТЗ С.15

У. 2-3 С. 18

21

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

Р.З. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

 Сб. д.м З. 7-10 с. 76

Тема 3. Азот и фосфор (7 часов)

22

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Свойства, применение.

ПСХЭ

Презентация «Азот и его соединения»

П.23 У. 1-3

23

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Соли аммония.

Демонстрации:

- получение аммиака;

- взаимодействие аммиака с водой;

- получение хлорида аммония. 

П.24 У. 1-3 ТЗ

П. 26

24

Получение аммиака и изучение его свойств.

Практическая работа  №3

Сб.в-2 с.78

25

Азотная кислота. Строение молекулы. Получение.

Окислительные свойства азотной кислоты.

Соли азотной кислоты.

Лабораторный опыт:

- взаимодействие солей аммония со щелочью 7 с.71.

Демонстрация некоторых хим. свойств азотной кислоты.

Демонстрации:

- качественные реакции

8 стр.71

П.27  У. 2-5

П.28 У2-3

26

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.

Демонстрации:

- горение фосфора;

П.29 У2-4 ТЗ

27

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрации:

- взаимодействие оксида фосфора с водой;

- хим. свойства ортофосфорной кислоты;

- кач. реакция на фосфат-ион.

Коллекции минеральных удобрений

П. 30 У.1-4

Тема 4. Углерод и кремний (4 ч)

28

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

Аллотропные модификации углерода.

Химические свойства углерода. Адсорбция.

Таблица «Строение атома углерода»

- 9 стр.101

П.31,32 У. У1 С.114, У.4 С.117

29

 Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм  Углекислый газ. Угольная кислота и ее свойства.

Демонстрации:

- получение и некоторые свойства угольной кислоты;

- получение кремниевой кислоты;

- кач. реакция на карбонат-ион.

П. 33,34 У. 2 С.120, У. 3-4 С.123

П.35

30

Практическая работа № 4 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Демонстрации:

- получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи п/р 5 стр.102.

Практическая работа № 4

П.26-28

31

Контроль ЗУН по темам «Кислород и сера». « Азот и фосфор». « Углерод и кремний».

Контрольная работа № 2

Тема 5. Общие свойства металлов (14ч)

32

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. металлическая связь. Физические свойства металлов.

Демонстрации:

- образцы металлов 13,14 стр.113;

- взаимодействие металлов с неметаллами.

П.39,40 У. ТЗ на С.141, у.1-3 на с. 143

33

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

П.41, 42

34

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Демонстрации:

- ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция, алюминия 15,16,17 стр.131;

- применение некоторых свойств алюминия.

П.43 У. 1,5 ТЗ

35

Кальций и его соединения

П.45 з. У. 1-5

36

Жесткость воды и способы ее устранения.

Генетическая связь между кальцием и его соединениями

П.40 схема 16 с. 124

37

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.

П.46 У. 5,7 С.166-167

38

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

П.47 У. 1-5

39

Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы IA-IIIA – групп периодической системы химических элементов.

ДМ. С.100 В-2

40

Экспериментальное решение задач по теме «Металлы 1-3 групп А-подгрупп

Практическая работа №5

Повт п. 47

41

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Демонстрации:

- получение гидроксидов железа; 18,19 стр.136

- взаимодействие гидроксидов железа с кислотами;

- качественные реакции на ионы железа.

П.48 у. 2, ТЗ с.173

42

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III).

 

П.49 у. 1-4

43

Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов. Сплавы .

Проблемы безотходных производств в металлургии охрана окружающей среды.

П.42 ДМ с.106 в-1

44

Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы»

Практическая работа № 6

7 стр.136

П.50 ТЗ с.176

45

 Контроль ЗУН по теме «Общие свойства металлов»

Контрольная работа № 3

Повт п. 42

Тема 6: Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

46

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических

соединений А.М. Бутлерова.

П. 51

47

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

П.51

Тема 7: Углеводороды (4 ч)

48

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Демонстрации:

- модели молекул

Таблицы: «Метан», «Этан», «Бутан»

П.52 у. 1-4 ТЗ с.183

49

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение.

П. 53 у.1-2

50

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

«Ацетилен»

Лаб.опыт: 18,19 стр.178

П.53 у. 3-5

51

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

П.54 с.163 упр. 14-17

Тема 8. Спирты (2 ч)

52

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Демонстрации:

- разные виды кислородсодержащих соединений

Таблица «Спирты и альдегиды»

П.55 упр. 1-3  с.191

53

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

П. 55.

Тема 9. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. (3 часа)

54

Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.

П.56  упр. 1-3

55

Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

 П. 56. У.4-6

56

Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

П.56 ТЗ

Тема 10. Углеводы (2 ч)

57

Глюкоза. Сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

П. 57  у. 1-2

58

Крахмал, целлюлоза – природные полимеры. Применение.

П. 57. ДМ. В-2 с. 60

Тема 11. Белки. Полимеры. (5 ч)

59-60

Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании.

Презентация «Белки»

Таблица «Структура молекулы белка»

П. 58. ДМ с.67 в-3

61

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

П. 54, ДМ в.1 с. 72

62

Химия и здоровье. Лекарства.

ДМ. С. 72 В-4

63

Органические соединения

Контрольная работа № 4

ДМ  с. 76 В-2

64

Решение задач с использованием величин «Молярная масса», «Молярный объем», «Массовая доля  химического элемента»

ДМ с. 76 В-4

65

Решение задач по химическим уравнениям»

ДМ с. 77 В-1

67

Генетическая связь между органическими и неорганическими веществами.

ДМ с. 77 В-3

68

Решение вариантов ГИА

Сб. с 119 з.12

69

70

Решение вариантов ГИА

Решение вариантов ГИА

В. 1 с 113

Сб. з.5 с 120


Перечень обязательных лабораторных, практических и контрольных  работ

Практические работы:

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты».
  2. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
  3. Получение аммиака и изучение его свойств.
  4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
  5. Экспериментальное решение задач по теме «Металлы 1-3 групп А-подгрупп
  6. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы»

Контрольные работы:

  1. Электролитическая диссоциация.
  2. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний.
  3. Общие свойства металлов
  4. Органические соединения

Требования к уровню подготовки выпускников

 В результате изучения химии ученик должен  

знать/понимать:

химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы  химических  веществ  и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная  масса,  молярный  объем,  химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и неэлектролит,  электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов;

объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера  химического  элемента, номеров  группы  и  периода,  к  которым  элемент  принадлежит  в  периодической  системе Д. И. Менделеева;  закономерности  изменения  свойств  элементов  в  пределах  малых  периодов  и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на  основе  их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь  между  составом,  строением  и  свойствами  веществ;  химические  свойства  основных  классов неорганических веществ;

определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу  соединений,  типы  химических  реакций,  валентность  и  степень  окисления  элемента  в соединениях,  вид  химической  связи  в  соединениях,  возможность  протекания  реакций  ионного обмена;

составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов;  схемы  строения атомов  первых  20 элементов  периодической  системы  

Д. И.Менделеева;  уравнения  химических реакций;

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  углекислый  газ,  аммиак;  растворы кислот и щелочей; хлорид-, сульфат- и карбонат-ионы;

вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле  соединения;  массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и повседневной жизни с целью:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;  
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на  организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...