Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Олейник Людмила Владимировна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звонкие и глухие согласные54.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Назаровская школа»

Технологическая карта

урока русского языка в 5 классе

на тему

«Звонкие и глухие согласные»

                               Разработала:  Олейник Людмила Владимировна, 

                                                                      учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Звонкие и глухие согласные». 

Организационная информация:

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Звонкие и глухие согласные

Образовательная программа по предмету (автор)

Т.А. Ладыженская

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Олейник Людмила Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ «Назаровская школа»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Республика/край

Рязанская область, Чучковский район

Город/поселение

С. Назаровка

Описание урока:

Тип урока

Урок открытия нового знания

Время реализации урока 

Цели урока

Актуализация  знаний обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков, формирование умения различать звонкие и глухие согласные, делать фонетический анализ слов; формирование понятия о звукописи как об изобразительно-выразительном средстве языка;

Задачи урока

Формировать знания:

  1. об особенностях каждого разряда согласных звуков по глухости-звонкости,
  2. о процессах оглушения и озвончения в словах,
  3. о приеме звукописи как об изобразительно-выразительном средстве;

                          умения:

1) распознавать согласнее звонкие и глухие, 

2) правильно произносить слова с озвончением и оглушением,

3) использовать звукопись в составлении текстов.

 Развивать:

  1. мышление, умения анализировать и систематизировать, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы,
  2. умение применять знания на практике,
  3. культуру речи,
  4. творческое воображение учащихся.

Воспитывать:

  1. взаимоуважение,
  2. интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение);
  • Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

УУД

  • Личностные УУД:
  • самопознание и самооценивание.
  • оценка своих качеств и возможностей в деятельности и отношениях с другими.
  • мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные:
  •  умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • коррекция выполнения  задания в соответствии с планом;
  • анализ и оценка своей работы.
  • Коммуникативные:
  • умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • Познавательные:
  •  умение работать с  текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • извлекать нужную информацию.
  1. Структура и содержание  урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап урока:  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вступительное слово:

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил Ошибкин Петя.

Глядит мечтательно в тетрадь:

Вот если б получить мне «пять».

- Перед уроком ко мне в кабинет заходил один мальчик, сделал кое-какие записи на доске. Ребята, предлагаю вам проверить работу Ошибкина Пети. Кто хочет помочь ему получить пятерку?

Приветствуют учителя, друг друга,  слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Умение слушать собеседника, позитивно относиться к процессу общения.

.

2 этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа с записью на доске.

Задание. Сколько букв и звуков в слове падать?

Ответ: 6 б., 5 зв. - ДА

Задание. Сколько гласных звуков в русском языке?

О т в е т: В русском языке 10 гласных звуков.

Задание. Чем отличается звук от буквы?

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Задание. Из чего состоят согласные звуки?

Ответ: Согласные звуки состоят из голоса и шума

Выполняют задания,  сравнивают свои ответы с ответами на доске.

Осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Ищут ошибки в ответах.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

3 этап урока: Выявление места и причины затруднений.

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

 - Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что согласные звуки могут состоять только из шума.)

 - Как называются такие согласные? (Глухие.)

 - Так кто же прав: Вы или Петя Ошибкин?

Соотносят  свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания недостает

Установление причинно-следственных связей между отдельными языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения.

Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

4 этап урока: Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

- Какие знания вам необходимы, чтобы узнать это?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 - Попробуйте сформулировать тему. (Звонкие и глухие согласные)

 - Чему нам необходимо научиться  на уроке? (находить в словах звонкие и глухие согласные, различать их…)

Учитель формулирует цели учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Как мы будем этому учиться? (Повторять то, что уже знаем, выполнять упражнения на нахождение и различение звонких и глухих согласных, делать фонетический анализ слов…)

 - Что нам может в этом помочь? ( изученные правила, тексты, учебник, ….)

- Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого?

Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть).

- А как это узнать? Звенит звук или нет?

Ответы учащихся.

Учитель:

- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент

Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова. Дать значение слова по словарю Ожегова (зачитывает дежурный по словарю). 

Осознают учебно-познавательную задачу, работают со словарем.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Систематизация собственных знаний.

Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения.

Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учителем, предлагают тему урока, выбирают способ и средства достижения целей.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций

5 этап урока: Реализация построенного проекта

- Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты.

Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш.

- Не получилось? Почему?

Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум).

Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.

Опыт № 2. Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете?

Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок).

- А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем?

Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет).

- Какой вывод можно сделать?

Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет.

И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями.

Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с].

- Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]?

Ответы учащихся: (при произнесении  этих звуков в ушах чуть-чуть звенит).

- Сделаем вывод из наших опытов:

      Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный.

Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.

Работа с текстом из учебника (п.20)

 - Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

       Работа с текстом после прочтения:

-     Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

-  Какая информация была новой?

-  А о чём вы думали иначе?

- Что осталось непонятным?

- Приведите примеры согласных, состоящих только из шума.

 - Приведите примеры согласных, состоящих из голоса и шума.

- Теперь вы можете ответить на вопрос, кто был прав: вы или Петя Ошибкин?

- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

б-п    

 г-к     

 д-т

в-ф  

  з-с     

 ж-ш

л   м  н  р  й

ч  щ    ц

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

Всегда глухие

(некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

- А теперь откройте  учебники и, прочитав параграф 55, скажите, так ли вы сформулировали правило?

Принимают участие эксперименте, применяют правила, работают с информацией в учебнике.

Знаково-символическое моделирование;

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Умение проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя.

Систематизация собственных знаний

Участвует в диалоге с учителем

Владение вербальными и невербальными средствами общения.

Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Сравнивают правило из учебника со своей формулировкой правила.

Самостоятельность, осознанность действия контроля.

Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6 этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Игра ««Звонкий» зоопарк»

- Предлагаю немного поиграть. Например, в зоопарк.

 Представьте себе необычный зоопарк, в котором живут такие животные, чьи названия состоят только из звонких согласных. Выберите тех животных, которые находятся  в этом зоопарке.

На слайде: белка, змея, лиса, лев, зебра.

- Почему здесь живут именно эти животные? Докажите.

(В словах ЗЕБРА  и ЗМЕЯ все согласные звуки звонкие, потому что состоят из голоса и шума)

  1. Работа в парах

- А теперь поработайте в парах.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные.

У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.

 - Какие слова выписали? Почему?

 - Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?

(Происходит оглушение)


Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О

На экране: З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, Ю, Ъ,


Участвуют в обучающей игре, делают фонетический анализ слов.

Выполнение учебно-познавательных действий; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей.

Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения.

Выполняют задание в парах

Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Умение слушать собеседника. Позитивное отношение процессу общения.

  1. этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Разноуровневые карточки

Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь.

         1 уровень

Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные:

Бочка - …..,  гора - ….,  пруд - …. .

 2 уровень

Отгадай метаграмму:

Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… )

Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )

3 уровень

Составьте слово из звуков:

Глухая пара [з] –

Глухая пара [д] –

Гласный [о] под ударением –

Звонкая пара [к] –

- А теперь  проверьте, сравнив с правильными ответами.

2. Творческая работа в группах.

- Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Русалка».

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

 - Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны? (Звук [л].)

 Озвучьте картинку.

Опавшие листья шуршат, шелестят под ногами.

 - Вы знаете, в литературе писатели и поэты часто используют такой приём. Как он называется? Звукопись.

 - Попробуйте самостоятельно в 2-3 предложениях описать:

1-я группа - стрекот насекомых 2-я группа - грохот строительной техники;

 (После представления работ учитель задает вопросы)

 - Оцените работу своей группы.  Испытывали ли затруднения при выполнении задания? Все ли у вас получилось? Почему?

- Как вы считаете, кто в вашей группе сегодня был самым активным и полезным участником и заслужил хорошей отметки?

Самостоятельно выполняют упражнения, творческое задание.

Использование знаний  в практической деятельности.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Рефлексия способов и условий действия,

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Выполняют творческое задание в группе

Представление и сообщение в устной и письменной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.

Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Выбирают, карточки с заданиями в соответствии со своими знаниями и умениями.

Оценивают свою работу и работу товарищей.

Планирование работы до ее начала (планирующий самоконтроль)

Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам.

Реалистическая оценка сил и времени для выполнения конкретного дела.

Самостоятельность, осознанность действия контроля.

8 этап урока: Включение в систему знаний повторение.

 - Сделайте вывод о роли звонких и глухих согласных в художественном тексте.

 - Для чего ещё нам необходимы знания о звонких и глухих согласных?

(Чтобы правильно писать и произносить слова)

- Что мы сегодня узнали на уроке о согласных?

- Из чего состоят звонкие согласные? Глухие?

 - Как их нужно различать?

 -Ребята, какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли ли вы поставленной цели?

- Какие затруднения были?

- Над чем еще надо поработать?

Оценивание учащихся.

Д\З по выбору учащихся:

1)п.56, упр 284.

2) Дописать рассказ по его началу.

Начало рассказа В.Голявкина.

«Принёс я в класс ежа.  Ловко посадил его между книжками в портфеле, чтобы он не сбежал. Вдруг учитель говорит: «Что это такое?» Я говорю: «Ёж!»

- Где ёж? – спрашивает учитель, подняв указку.

- Здесь, - говорю…»

3)Выполните тест:

1 вариант

1. На какие две группы делятся гласные?

А)  Ударные и безударные;

Б)  парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

 [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

А) 31;

Б) 32;

И) 33

5. найди четвёртое лишнее слово.

А) Коробка;

Б) дуб;

В) пруд;

Г) молотьба.

Делают выводы о необходимости полученных на уроке знаний.

Использование  полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Систематизация полученных знаний.

Оценивание полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Умение делать выводы и умозаключения

Участвуют в диалоге с учителем

Умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Оценивают свою работу и работу класса в общем.

Выбирают домашнее задание.

Анализ и оценивание результаты деятельности (своей и общей)

Обнаружение ошибок и отклонений,

Формулирование целей дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки.

9 этап урока: Рефлексия УД на уроке

Продолжи предложения:

Мы  повторили сегодня…

Я научилась (-ся)…

Я запомнила (-ил)…

 Что было трудно?

Я рада (рад)…

Теперь я умею…

Продолжают начатую фразу, анализируя результаты своей деятельности.

Установление взаимосвязи между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий;

Построение небольших монологических высказываний

Анализируют результаты своей деятельности.

Анализ и оценивание результатов своей деятельности .

Соотношение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия;

 цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал( карточки с заданиями), иллюстративный материал.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2015

2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013

3.«Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова, М., Русский язык, 1986.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

http://www.ict.edu.ru

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), игровая технология, здоровьесберегающая технология.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

нет

Дополнительная необходимая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского язык в 5 классе "Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Оглушение и озвончение".

Изучение "Фонетики" в 5 классе вызывает неподдельный интерес учащихся. Язык настолько богат своими красками и переливами... Многое из жизни звуков для учащихся 5 класса становится насоящим открытием!...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Звонкие и глухие согласные»

Материал представляет собой урок "открытия новых знаний"  в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку  в 5 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"...

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

технологическая карта урока русского языка по теме "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"...