Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные: - Знать особенности образования глухих и звонких согласных (участие голоса и шума), парные согласные по глухости-звонкости, а также непарные согласные, смыслоразличительную роль согласных звуков; звукопись; позиционные чередования звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение);
- Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные, различать в словах глухие и звонкие согласные; позиционные чередования согласных в словах.
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; приобретение навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способы решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | 1 этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Вступительное слово: - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: Вот если б получить мне «пять». - Перед уроком ко мне в кабинет заходил один мальчик, сделал кое-какие записи на доске. Ребята, предлагаю вам проверить работу Ошибкина Пети. Кто хочет помочь ему получить пятерку? |
|
| Приветствуют учителя, друг друга, слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Умение слушать собеседника, позитивно относиться к процессу общения.
|
| . | 2 этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Работа с записью на доске. Задание. Сколько букв и звуков в слове падать? Ответ: 6 б., 5 зв. - ДА Задание. Сколько гласных звуков в русском языке? О т в е т: В русском языке 10 гласных звуков. Задание. Чем отличается звук от буквы? Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Задание. Из чего состоят согласные звуки? Ответ: Согласные звуки состоят из голоса и шума | Выполняют задания, сравнивают свои ответы с ответами на доске. | Осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения, классификации. |
|
| Ищут ошибки в ответах. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | 3 этап урока: Выявление места и причины затруднений. | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). - Почему вы не согласны с последним утверждением? (Потому что согласные звуки могут состоять только из шума.) - Как называются такие согласные? (Глухие.) - Так кто же прав: Вы или Петя Ошибкин?
| Соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания недостает
| Установление причинно-следственных связей между отдельными языковыми явлениями. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. | Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
|
| 4 этап урока: Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | - Какие знания вам необходимы, чтобы узнать это? - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Попробуйте сформулировать тему. (Звонкие и глухие согласные) - Чему нам необходимо научиться на уроке? (находить в словах звонкие и глухие согласные, различать их…) Учитель формулирует цели учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Как мы будем этому учиться? (Повторять то, что уже знаем, выполнять упражнения на нахождение и различение звонких и глухих согласных, делать фонетический анализ слов…) - Что нам может в этом помочь? ( изученные правила, тексты, учебник, ….) - Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого? Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть). - А как это узнать? Звенит звук или нет? Ответы учащихся. Учитель: - Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова. Дать значение слова по словарю Ожегова (зачитывает дежурный по словарю).
| Осознают учебно-познавательную задачу, работают со словарем. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Систематизация собственных знаний. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. | Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
| Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учителем, предлагают тему урока, выбирают способ и средства достижения целей. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций | 5 этап урока: Реализация построенного проекта | - Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты. Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш. - Не получилось? Почему? Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум). Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных.
Опыт № 2. Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете? Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок). - А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем? Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет). - Какой вывод можно сделать? Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет. И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями. Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с]. - Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]? Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит). - Сделаем вывод из наших опытов: Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный. Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные.
Работа с текстом из учебника (п.20) - Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках. V- знал(а) + - новое для меня - - думал(а) иначе ? – осталось непонятным Работа с текстом после прочтения: - Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме) - Какая информация была новой? - А о чём вы думали иначе? - Что осталось непонятным? - Приведите примеры согласных, состоящих только из шума. - Приведите примеры согласных, состоящих из голоса и шума. - Теперь вы можете ответить на вопрос, кто был прав: вы или Петя Ошибкин? - Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных. Кто сможет разгадать его? б-п г-к д-т в-ф з-с ж-ш | л м н р й | ч щ ц | Парные по звонкости-глухости | Всегда звонкие (сонорные) | Всегда глухие |
(некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими) - А теперь откройте учебники и, прочитав параграф 55, скажите, так ли вы сформулировали правило?
| Принимают участие эксперименте, применяют правила, работают с информацией в учебнике. |
Знаково-символическое моделирование; Умение структурировать знания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Умение проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя. Систематизация собственных знаний | Участвует в диалоге с учителем | Владение вербальными и невербальными средствами общения.
Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
| Сравнивают правило из учебника со своей формулировкой правила. | Самостоятельность, осознанность действия контроля. Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
| 6 этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Игра ««Звонкий» зоопарк» - Предлагаю немного поиграть. Например, в зоопарк. Представьте себе необычный зоопарк, в котором живут такие животные, чьи названия состоят только из звонких согласных. Выберите тех животных, которые находятся в этом зоопарке. На слайде: белка, змея, лиса, лев, зебра. - Почему здесь живут именно эти животные? Докажите. (В словах ЗЕБРА и ЗМЕЯ все согласные звуки звонкие, потому что состоят из голоса и шума) - Работа в парах
- А теперь поработайте в парах. Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. У папы три капли упали со шляпы. Кошка согрела озябшие лапы.
- Какие слова выписали? Почему? - Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве? (Происходит оглушение)
Лингвофизминутка. Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О На экране: З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, Ю, Ъ,
| Участвуют в обучающей игре, делают фонетический анализ слов. | Выполнение учебно-познавательных действий; осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей. | Отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения. Выполняют задание в парах | Представление и сообщение в устной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение слушать собеседника. Позитивное отношение процессу общения.
|
|
|
- этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1.Разноуровневые карточки Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь. 1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные: Бочка - ….., гора - …., пруд - …. . 2 уровень Отгадай метаграмму: Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… ) Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… )
3 уровень Составьте слово из звуков: Глухая пара [з] – Глухая пара [д] – Гласный [о] под ударением – Звонкая пара [к] –
- А теперь проверьте, сравнив с правильными ответами.
2. Творческая работа в группах. - Послушайте, как звучит отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Русалка». Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. - Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны? (Звук [л].)
Озвучьте картинку. Опавшие листья шуршат, шелестят под ногами.
- Вы знаете, в литературе писатели и поэты часто используют такой приём. Как он называется? Звукопись.
- Попробуйте самостоятельно в 2-3 предложениях описать: 1-я группа - стрекот насекомых 2-я группа - грохот строительной техники; (После представления работ учитель задает вопросы) - Оцените работу своей группы. Испытывали ли затруднения при выполнении задания? Все ли у вас получилось? Почему?
- Как вы считаете, кто в вашей группе сегодня был самым активным и полезным участником и заслужил хорошей отметки? | Самостоятельно выполняют упражнения, творческое задание. | Использование знаний в практической деятельности. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексия способов и условий действия, Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
| Выполняют творческое задание в группе | Представление и сообщение в устной и письменной форме, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции.
Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
| Выбирают, карточки с заданиями в соответствии со своими знаниями и умениями. Оценивают свою работу и работу товарищей. | Планирование работы до ее начала (планирующий самоконтроль) Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам. Реалистическая оценка сил и времени для выполнения конкретного дела. Самостоятельность, осознанность действия контроля.
|
8 этап урока: Включение в систему знаний повторение. - Сделайте вывод о роли звонких и глухих согласных в художественном тексте. - Для чего ещё нам необходимы знания о звонких и глухих согласных? (Чтобы правильно писать и произносить слова)
- Что мы сегодня узнали на уроке о согласных? - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие? - Как их нужно различать?
-Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли вы поставленной цели? - Какие затруднения были? - Над чем еще надо поработать?
Оценивание учащихся.
Д\З по выбору учащихся: 1)п.56, упр 284. 2) Дописать рассказ по его началу. Начало рассказа В.Голявкина. «Принёс я в класс ежа. Ловко посадил его между книжками в портфеле, чтобы он не сбежал. Вдруг учитель говорит: «Что это такое?» Я говорю: «Ёж!» - Где ёж? – спрашивает учитель, подняв указку. - Здесь, - говорю…»
3)Выполните тест: 1 вариант 1. На какие две группы делятся гласные? А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые 2Отметь слова, в которых все согласные - глухие: а ) писать, витрина, поклон; б ) капот(у машины), лошадь, кипит. 3.Укажите звонкие согласные: [ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ]. 4. Сколько букв в русском алфавите? А) 31; Б) 32; И) 33 5. найди четвёртое лишнее слово. А) Коробка; Б) дуб; В) пруд; Г) молотьба. | Делают выводы о необходимости полученных на уроке знаний. | Использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Систематизация полученных знаний. Оценивание полученных результатов и применение их к новым ситуациям. Умение делать выводы и умозаключения
| Участвуют в диалоге с учителем | Умение отвечать на вопросы, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | Оценивают свою работу и работу класса в общем. Выбирают домашнее задание. | Анализ и оценивание результаты деятельности (своей и общей) Обнаружение ошибок и отклонений, Формулирование целей дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки. |
9 этап урока: Рефлексия УД на уроке Продолжи предложения: Мы повторили сегодня… Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)… Что было трудно? Я рада (рад)… Теперь я умею…
| Продолжают начатую фразу, анализируя результаты своей деятельности. | Установление взаимосвязи между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; |
| Построение небольших монологических высказываний | Анализируют результаты своей деятельности. | Анализ и оценивание результатов своей деятельности . Соотношение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия; цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|