Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Центр образования №3»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__»___________20__ г.
| Утверждаю. Директор: ___________/Л.В.Барданова / Приказ № _____ от «____»___________ 20____ г.
|
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Секлетеевой Мадины Рамзановны
по русскому языку
6 класс
Сорочинка
2017 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, Примерной программой основного общего образования по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2014), на основе авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2014.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение. В основу педагогического процесса обучения русскому языку заложены следующие формы организации учебной деятельности: общеклассные формы: комбинированный урок, урок-игра, практическая работа, зачётный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания по темам. На уроках русского языка используются следующие методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические – самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), выполнение практических работ, самостоятельные письменные задания. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению, формирование ответственного отношения к учению.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование; письменный контроль – контрольная работа, сочинение, изложение; самоконтроль – устное и письменное воспроизведение изученного материала.
Срок реализации программы: 2017 – 2018 гг.
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 6 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование у обучающихся знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке; представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения русского языка в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нём тексты в постоянном диалоге с миром и самой собой; формирование чувства языка;
- формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно – языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В соответствии с учебным планом школы для изучения курса русского языка в 6 классе выделено 6 часов в неделю, что составляет 210 учебных часов. В 6 классе контрольных диктантов - 8 , контрольных изложений - 2 , контрольных сочинений - 2.
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процесс получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках одного учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).
Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; |
Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся. |
3. Содержание учебного курса
Общие сведения о русском языке (1 ч.) Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык как культурно-историческая среда.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
2) определять различия между разновидностями языка;
получат возможность научиться:
1) характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие науки о языке,
2) готовить выступление, сочинение-рассуждение, принимать участие в беседах, разговорах, спорах.
Повторение изученного в 5 классе (14 ч.)
I. Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
II. Текст. Официально-деловой стиль речи. В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) систематизировать материал, изученный в 5 классе по фонетике, морфемике, орфографии, морфологии, синтаксису, пунктуации и культуре речи;
2) владеть практическими умениями различать тексты официально-делового стиля;
3) анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, стиля;
получат возможность научиться:
1) осознанно использовать изученные правила в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
III. Сочинение на одну из тем: «Памятный день летних каникул», «Понравился ли мне мой летний отдых», «Интересная встреча».
Лексикология и фразеология. Культура речи (18ч.)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Контрольное сжатое изложение.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Устное сочинение-описание картины А.М. Герасимова «После дождя».
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
2) опознавать фразеологические обороты,
3) использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте,
4) пользоваться различными видами лексических словарей и использовать полученную информацию в различных видах деятельности,
5) владеть навыками создания текстов с учётом требований к их построению;
получат возможность научиться:
1) объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
2) аргументировать различие лексического и грамматического значений слова,
3) оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
4) извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа и справочников;
5) использовать данную информацию в различных видах деятельности.
Словообразование. Орфография. Культура речи (27ч.)
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
II.Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Сочинение-описание помещения «Моя комната». Сложный план. Сочинение по жанровой картине, включающее описание интерьера. (По картине Т.Н. Яблонской «Утро».)
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
2) различать изученные способы словообразования;
3)анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
4) применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов;
получат возможность научиться:
1) характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
2) опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
3) извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
4) использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Морфология. Орфография. Культура речи (135 ч.)
Имя существительное (27 ч.)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода ( например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Сочинение-описание по личным впечатлениям «Первое знакомство с …» Имя прилагательное (28 ч.)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Сочинение о природе по личным впечатлениям: «Зимнее утро из окна дома», «Зимний вечер». Подробное изложение текста-описания природы Н.А. Сладкова «Январь». Устное сочинение-описание природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер». Р/р Устное публичное выступление о произведениях народного промысла.
Имя числительное ( 20 ч.)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного ( например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (28 ч.)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в различных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (32 ч.)
I. Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разносклоняемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении различных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
В результате изучения темы «Морфология. Орфография. Культура речи» обучающиеся научатся:
1) опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
2) анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи,
3) употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка,
4) применять морфологические знания и умения в практике правописания в различных видах анализа,
5) распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач,
6) адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи; получат возможность научиться:
1) анализировать синонимические средства морфологии,
2) различать грамматические омонимы,
3) опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их,
4) извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных,
5) использовать эту информацию в различных видах деятельности,
6) анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15 ч.)
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) систематизировать материал, изученный в 6 классе по синтаксису, пунктуации, фонетике, орфоэпии, графике, орфографии, лексике, фразеологии, морфемике, морфологии и культуре речи;
получат возможность научиться:
1) осознанно использовать изученные правила в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование изучаемой темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание по теме (разделу) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий) |
1. | Общие сведения о русском языке | 1 | Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык как культурно-историческая среда. | Получают представления о русском языке как одном из развитых языков мира. Расширяют знания о богатстве русского языка. Овладевают практическими навыками и умениями определения изобразительно-выразительных средств языка. Излагают свои мысли в устной и письменной форме. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2. | Повторение изученного в 5 классе | 14 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Части речи. Морфологический разбор слов. Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Текст. Официально-деловой стиль речи. | Развивают навыки различения букв и звуков, выделения морфем в слове, определения места орфограмм в слове. Планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ). Восстанавливают и отрабатывают навыки правописания орфограмм, изученных в 5 классе. Обобщают знания о частях речи, изученных в 5 классе, словосочетании, простом и сложном предложениях, предложениях с прямой речью. Получают практические навыки использования теоретического материала, изученного в 5 классе, на практике. Учатся представлять информацию в виде таблиц. Развивают представления о тексте, теме и плане текста. Знакомятся с особенностями официально-делового стиля. |
3. | Лексикология. Фразеология.. Культура речи. | 18 | Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Фразеология как раздел лингвистики. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологический словарь. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. | Расширяют знания о лексике. Анализируют лексику с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Определяют основные пути пополнения словарного состава русского языка. Учатся употреблять лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения. Отрабатывают навыки проведения лексического разбора слов. Получают представления о фразеологии как разделе лингвистики. Анализируют свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Овладевают навыками работы с текстом (сжатие, формулирование основной мысли, отбор в исходном тексте основного). Совершенствуют навыки культуры монологической и диалогической речи. Развивают навыки проектной деятельности. Извлекают необходимую информацию из лексических словарей. |
4. | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 27 | Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
| Восстанавливают знания по морфемике, полученные в 5 классе. Совершенствуют навыки разбора слова по составу. Знакомятся с основными способами образования слов в русском языке. Извлекают необходимую информацию из этимологических, словообразовательных и морфемных словарей для использования в различных видах деятельности. Устанавливают связь словообразования с орфографией и культурой речи. Усваивают алгоритм словообразовательного анализа слов. Отрабатывают навыки орфографического разбора и работы с орфографическим словарём. Развивают представления о типах текстов ( описании помещения), их типичной структуре, стилевых особенностях. Знакомятся с составлением сложного плана к сочинению. Совершенствуют навыки выборочного пересказа исходного текста. |
5. | Морфология. Орфография. Культура речи. | 135 | ||
5.1.Имя существительное. | 27 | Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик). Различные сферы употребления устной публичной речи | Актуализируют знания о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении. Знакомятся со склонением существительных на –мя. Совершенствуют навыки морфологического разбора имени существительного. Отрабатывают навыки правописания не с существительными, гласных и согласных в суффиксах существительных. Развивают навыки работы с орфографическими словарями и справочниками по правописанию существительных. Овладевают навыками употребления устной публичной речи в различных сферах. | |
5. 2.Имя прилагательное. | 28 | Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных, образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных. Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине. Публичное выступление о произведении народного промысла. | Актуализируют знания об имени прилагательном, полученные в 5 классе (морфологические признаки, роль в предложении). Углубляют понятие о роли прилагательных в речи. Знакомятся с разрядами имён прилагательных, степенями сравнения. Овладевают навыками правописания прилагательных с не, гласных и согласных в суффиксах, слитного и дефисного написания сложных прилагательных. Совершенствуют навыки морфологического разбора имени прилагательного. Развивают представления о структуре описания природы в разных стилях, об использовании изобразительно-выразительных средств в данных текстах. Отрабатывают навыки выборочного пересказа исходного текста, публичного выступления на заданную тему. | |
5.3. Имя числительное | 20 | Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. | Знакомятся с именем числительным как частью речи, его синтаксической ролью в предложении. Учатся определять количественные и порядковые, простые и составные числительные. Отрабатывают навыки склонения количественных и порядковых числительных. Формируют умения правописания гласных в падежных окончаниях числительных. Овладевают навыками слитного и раздельного написания числительных, буквы ь в середине и на конце числительных. Получают представление о текстообразующей роли числительных. Развивают навыки публичного выступления. Отрабатывают навыки пересказа исходного текста с цифровым материалом. | |
5.4. Местоимение | 28 | Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. | Расширяют представления о местоимении как части речи, его синтаксической роли в предложении. Знакомятся с разрядами местоимений. Отрабатывают навыки склонения местоимений. Формируют умения написания предлогов с местоимениями, буквы н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Осваивают образование неопределённых местоимений и правила их правописания. Формируют умения слитного и раздельного написания не и ни в местоимениях. Получают представление о текстообразующей роли местоимений. Совершенствуют навыки рассказа по воображению, сюжетным картинкам. Расширяют представление о рассуждении как типе текста, его строении, языковых особенностях. | |
5.5. Глагол | 32 | Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах –ова (ть), -ева (ть) и –ыва (ть), -ива (ть). Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. | Восстанавливают знания о морфологических признаках глагола, его роли в предложении. Формируют умения правильно писать частицу бы (б) в глаголах, употреблять ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Отрабатывают навыки правописания гласных в суффиксах глаголов. Знакомятся с разноспрягаемыми, переходными и непереходными глаголами. Овладевают навыками определения наклонения глагола. Получают представление о текстообразующей роли глагола. Знакомятся со строением, языковыми особенностями рассказа на основе услышанного. Отрабатывают навыки пересказа исходного текста, рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста. | |
6. | Повторение и систематизация изученного. | 15 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор. Тестирование по изученному материалу. | Обобщают и систематизируют материал, изученный в 6 классе. Формулируют ответы на вопросы. Выполняют тестовые задания. Демонстрируют знания и умения, полученные в 6 классе по предмету. |
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Для обучающихся:
Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.: ВАКО, 2014.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2015.
- Для учителя:
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2013.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику.- М: Просвещение, 2015.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование».
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал».
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование».
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru».
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА».
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Учебно-методический комплекс:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013
2.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014
4.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014
5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014
Контрольно-измерительные материалы
1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013
2.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2014
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2014
4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2014
5.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2014
Методические рекомендации
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Обучение русскому языку в 9 классе: Методические рекомендации к учебнику. М: Просвещение 2013
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучени
Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
Открытый колледж – http://www.college.ru
ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru. Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе – http://www.ruslit.metodist.ru.
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....