Урок закрепления знаний и умений
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Урок закрепления знаний и умений
Целью уроков закрепления знаний является осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Выделяют следующие виды уроков закрепления:
- практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Структура:
1) организационный этап;
2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся; актуализация знаний;
3) постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся;
4) первичное закрепление:
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);
6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;
7) рефлексия (подведение итогов занятия).
Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных умений учащихся, а на практических работах - конструктивных.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы. При этом каждая группа из двух-трех человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу.
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.
Структура уроков-практикумов:
- Сообщение темы, цели и задач практикума;
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- Мотивация учебной деятельности учащихся;
- Ознакомление учеников с инструкцией;
- Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- Выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- Доставление отчета;
- Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Урок-экскурсия
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.
Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и "пресс-конференция" с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.
Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематический урок-экскурсия может иметь следующую структуру:
- Сообщение темы, цели и задач урока;
- Актуализация опорных знаний учащихся;
- Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.
Урок-консультация
На уроках данного типа, проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.
На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общие, групповые и индивидуальные.
Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как преподавателем, так и учащимися. Педагог наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала систематизирует затруднения, недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые будут рассмотрены на консультации. Ребята приучаются, в свою очередь, готовиться к консультациям, сроки которых объявляются заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом возможно использование не только учебника, но и дополнительной литературы.
Накануне урока-консультации можно предложить учащимся домашнее задание: подготовить по изучаемой теме карточки с вопросами и заданиями, с которыми они не могут справиться. Если на первых консультациях учитель не получит вопросов: он вначале предлагает учащимся открыть учебник и, анализируя объяснительный текст и имеющиеся там задания, вскрывает вопросы, которые могли бы быть заданы учениками, но ускользнули от их внимания. Затем оставшаяся часть урока, наряду с отработкой подобных умений, посвящается разбору вопросов, подготовленных учителем.
Когда обучающиеся поймут, как готовиться к урокам-консультациям, они могут подготовить такое число вопросов, что для ответов на них не хватит времени на уроке. В таких случаях преподаватель либо обобщает некоторые вопросы, либо отбирает наиболее значимые из них, перенося оставшиеся вопросы на последующие уроки.
Иная ситуация возникает в случае, когда вопросы учащихся почерпнуты из дополнительной литературы. Получая ответы на них, ученики отлично сознают, что они зачастую заранее не были известны учителю. Другими словами, ребята получают возможность заглянуть в творческую лабораторию учителя. Им видно, что учитель делает различные попытки найти верный ответ на вопрос, нащупывает такой путь далеко не сразу, иногда ошибается в своих гипотезах. Большое впечатление на ребят производят случаи, когда вместо предложенного нм задания учитель решает более общее задание. В случае же, когда учитель не может сразу ответить на поставленный вопрос, поиск ответа на него становится общим делом в деятельности учителя и учащихся после консультации. Авторитет учителя при этом не страдает. Наоборот, ребята ценят учителя за то, что он по своей инициативе как бы сдает перед ними экзамен и не стремится к тому, чтобы у них сложилось мнение, будто он может все.
В ходе урока-консультации преподаватель получает возможность узнать обучающихся с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения и помочь им. Последнее реализуется с применением индивидуальных и групповых форм работы, где помощниками могут быть консультанты из числа учащихся, хорошо разобравшихся в вопросах по изучаемой теме.
Урок-собеседование
Результативность собеседования зависит от выполнения требований к проведению собеседований:
1.Наличие научности, доступности, конкретности формулируемых вопросов.
2.Соблюдение логически правильной и дидактически оптимальной последовательности вопросов.
3.Умение видоизменять вопросы, учитывая ответы.
4.Умение задавать наводящие вопросы.
Шаблон технологической карты урока
Ф.И.О. преподавателя
Дисциплина:
Тип урока: урок закрепления знаний, умений
Вид урока:
Тема | |
Цели урока | Образовательные Развивающие Воспитательные |
УУД | ЛичностныеУУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Планируемые результаты | Предметные Личностные Метапредметные |
Основные понятия | |
Источники:
| |
Формы урока | |
Технологии (элементы) |
Этап урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационно-мотивационный | 2 минуты | Приветствие обучающихся; Проверка готовности к уроку; Фиксация отсутствующих на уроке | Приветствие преподавателя; рапорт дежурного об отсутствующих | Словесный метод; Групповая форма | Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий | Совместное приветствие |
2.Определение темы и цели урока | 3 минуты | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Преподаватель выступает в роли организатора; - после ответов обучающихся уточняет цель и тему урока. | Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться); - предлагают и согласовывают тему урока. | Словесный и наглядный метод; Групповая форма | Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий; Регулятивные УУД: постановка учебных и познавательных задач | Определение темы и цели урока. |
3. Актуализация знаний; проверка д/з | 6 минут | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд. задания на применение нового знания. | - Воспроизводят и фиксируют ЗУНы,; - выполняют самостоятельно индивидуальные задания на применение уже полученных знаний, - фиксируют возникшее затруднение в выполнении задания. | Словесный и наглядный метод; групповая и индивидуальная форма | Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки. Коммуникативные: Познавательные: Регулятивные: | Выполнение экспресс-опроса, выделение основного понятия для дальнейшего закрепления материала |
4. Самостоятельная работа | 25 минут | Организует самостоятельную работу (формы любые). Организует самопроверку учебных решений. Создаёт ситуацию успеха для каждого обучающегося. Для обучающихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность). | Знакомство с компетентностно-ориентированным заданием. Самостоятельное решение задачи в рабочей тетради. Проверка своих действий. Фиксируют положительные результаты своих действий. | Словесный и наглядный метод; Групповая форма, индивидуальная форма | Познавательные УУД: выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Личностные УУД: формирование осознанной мотивации к выполнению заданий. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка и самооценка. | Решение задачи, проверка решения по модельному ответу, самооценка обучающихся. |
5. Домашнее задание | 3 минуты | Озвучивает домашнее задание, проводит инструктаж по выполнению | Записывают домашнее задание, прослушивают инструктаж по выполнению | Словесный и наглядный метод; Групповая форма | Личностные УУД: формирование осознанной мотивации к выполнению заданий. | Запись домашнего задания. |
6. Подведение итогов | 4 минуты | Подведение итогов работы на уроке, возвращение к поставленной цели к уроку, выяснение у обучающихся достигнута ли поставленная цель. | Подведение итогов работы на уроке, возвращение к поставленной цели к уроку, осознание достигнутости поставленной цели к уроку. | Словесный и наглядный метод; Групповая форма | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка и самооценка. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, инициативное сотрудничество в обсуждении информации, владение монологической и диалогической формами речи. | Подведение итогов работы, установление уровня достигнутости цели. Выставление отметок за работу на уроке. |
7. Рефлексия | 2минуты | Организует рефлексию (по вопросам и самооценку собственной учебной деятельности. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Словесный и наглядный метод; Групповая форма | Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Осуществление рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"
Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия "Древний мир".Цель урока не только в том, чтобы проверить имеющ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Своя игра 6 класс Урок закрепление знаний и умений
Работа преднозначена итогового контроля знаний обучающихся 6 класса. Цель подготовка к итоговой конрольной работе.В игровой форме проходим практически все основные темы курса 6 класса по математике. О...
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
Урок закрепления знаний и умений
урок закрепления знаний по глаголу...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....
Технологическая карта урока. Тема: Весна (предмет Развитие речи и окружающий мир). Тип: урок закрепления знаний
Программа: Л.В. Баряева «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»Цель: обобщить и систематизировать знания о весне.Задачи: Образовательные: Способствова...