Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Павлова Ольга Робертовна

Рабочая программа составлена на основе ФкГОС, Базисного учебного плана (2004 г), Базисного учебного плана 2004 г,  программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10-11 класс, Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. ,М..,«Просвещение» 2011 года, к учебнику «Русский язык»10-11 класс, базовый уровень, Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. ,М..,«Просвещение» 2011 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11_klass_.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

ПояснитПояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе ФкГОС, Базисного учебного плана (2004 г), Базисного учебного плана 2004 г,  программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10-11 класс, Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. ,М..,«Просвещение» 2011 года, к учебнику «Русский язык»10-11 класс, базовый уровень, Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. ,М..,«Просвещение» 2011 года.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;выявление специфики использования языковых среств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдения за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой , основной и второстепенной информации; овладение разными способами  информационной переработки текста;
  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка для точного и свободного  выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю,готовности использования разных форм учебно- познавательной деятельности в вузе.

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе речевые.

 Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно ванных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, освоение норм русского речевого этикета.

Рабочая программа для 11 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Учащиеся продолжат развитие научно-проектных навыков в области языкознания через работу в исследовательских группах, индивидуальную, дифференцированную работу.

                                                                                          Структура изучаемого предмета

Тема (раздел)

Количество часов

1.

Официально - деловой стиль речи

4

2

Синтаксис и пунктуация

6

3

Публицистический стиль речи

6

4

Разговорная речь

4

5

Язык художественной литературы

6

6

Общие сведения о языке

4

7

Повторение

4

Содержание программы учебного курса

  1. Официально – деловой  стиль речи – 4ч

Официально- деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально – делового стиля: точность, неличный характер, стандартизтированность, стереотипность построения  текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

Основные жанры официально – делового стиля: заявление,  доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Формы делового документа. Практическая работа по теме.

2. Синтаксис и пунктуация – 6 ч.

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Контрольный диктант с лексико  –  грамматическими заданиями.

3.Публицистический стиль речи – 6 ч.

Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности  публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам. Использование  учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника).

4.Разговорная речь – 4 ч.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально – деловой,  научной и публицистической сферах общения.

Сочинение на  одну из тем (по выбору учащегося).

5. Язык художественной литературы – 6 ч.

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение  в нем  эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из  основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности  русской речи. Изобразительно-выразительные возможности  морфологических форм и син таксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно- языковой формы произведений русской классической и современной  литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Контрольная работа: анализ фрагмента художественного  текста или анализ текста лирического произведения.

6. Общие сведения о языке – 4ч.

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках.

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые – русисты.

Контрольный диктант  с лексико – грамматическим заданиями.

  1. Повторение – 4 ч.

Итоговая контрольная работа.

Защита реферата, проекта.

                                                                                     Календарно-тематическое планирование

Тема урока

К-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

                                                                            Официально- деловой стиль речи – 4 ч

1

Официально- деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки делового  стиля.

1

2

Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.

1

3

Основные жанры официально- делового стиля.

1

4

Практическая работа по теме «Официально – деловой стиль речи

1

                                                                   Синтаксис и пунктуация – 6ч

5

Обобщающее повторение синтаксиса.

1

6

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов

1

 7.

Принципы и функции русской пунктуации

1

 8.

Синтаксическая синонимия.

1

9.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью.

1

10

Контрольный диктант с лексико – грамматическими заданиями.

1

Публицистический стиль речи – 6 ч.

11

Назначение, особенности, средства выразительности  публицистического стиля

1

12

Жанры публицистики. Очерк, эссе.

1

13

Устное выступление.Доклад. Дискуссия.

1

14

Использование средств публицистического стиля в собственной речи

1

15-16

Р.Р. Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе( по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)

2

Разговорная речь -4 ч.

17

Сферы использования, назначение, основные признаки и особенности разговорной речи

1

18

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

1

10

Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения.

1

20

Р.Р. Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся)

1

Язык художественной литературы – 6ч

21

Общая характеристика художественного стиля.

1

22

Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

1

23

Изобразительно- выразительные возможности  языка. Стилистические функции порядка слов.

1

24

Основные виды тропов, их использование. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

1

25

Анализ художественно – языковой формы произведений литературы.

1

26

Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения

1

                                                                          Общие сведения о языке – 4ч

27

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка

1

28

Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

1

29

Выдающиеся ученые – русисты.

1

30

Контрольный диктант с лексико – грамматическими заданиями

1

31-32

                                                               Повторение – 4 ч

Повторение пройденного за курс 11 класса

2

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Защита реферата, проекта

1

                                                                            Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса русского языка ученик должен

знать:

 функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

 системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

 понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

 компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

 основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

 проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

 разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

 проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; 

 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:

аудирование и чтение:

 использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

 применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

                                                            Перечень обязательных контрольных и других видов работ

1.Практическая работа по теме «Официально – деловой стиль речи – 1 ч

2.Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями – 1ч

3.Р.Р. Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе( по выбору учащихся, с использованием материалов учебника) – 2ч

4.Р.Р. Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся) – 1 ч

5.Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения – 1ч

6.Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями – 1ч

7.Итоговая контрольная работа – 1ч

8. Защита реферата, проектов – 1ч

                                                                    Формы и нормы оценки и контроля знаний обучающихся 

формы контроля.

 - тестирование, практическая работа, контрольная работа,  диктант с грамматическим заданием,  сочинение

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1)полно излагает изученный

материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. 

Оценка сочинений и изложений. оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В

целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические  ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

- Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программа по русскому языку для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор А. И. Власенков. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011. Рекомендовано МО РФ.

2.Русский язык: Базовый уровень 10-11 классы / Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. – М.: Просвещение, 2010. Рекомендовано МО РФ

3.Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2011.

4. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Дидактические материалы.10-11 классы. Базовый уровень, Москва, «Просвещение», 2010 год.

                    Лист коррекции рабочей программы

Дата внесения изменений

Содержание

Основание

(приказ директора)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....