Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

   Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащим­ся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­торика — единственная дисциплина, изучение которой по­зволяет познать законы порождения словесных произведе­ний и воплотить эти знания на практике, используя ритори­ческие техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

   Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы  ещё не можем уделить  должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Краснодарский край Красноармейский район

поселок Октябрьский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета

протокол № 1 от «30» августа 2018г.

Председатель ___________И.В. Беляева

Рабочая     программа внеурочной деятельности

Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

Наименование: Риторика. Культура речи.

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 15-17 лет

                                                                       

 Составитель :

учитель русского языка и литературы

 Усалко Н.С.

                     

Пояснительная записка


        Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её  к культурно – историческому опыту человечества.

   Риторика как курс практической грамотности в старших классах школы имеет свою специфику. К 15—17 годам возрастные особенности школьников, степень развития их когнитивных и творческих способностей и возможностей самоанализа и самоконтроля позволяют поднять уровень целей и задач обучения риторике на качественно новый, значительно более высокий уровень.

   На завершающих этапах школьной гуманитарной подготовки риторика, некогда синкретически объединявшая концептуальные основы гуманитарных наук (логики, филологии, лингвистики, психологии общения), может и должна служить интегрирующим курсом, позволяющим не только обобщить полученные знания, но и, главное, использовать их на практике, в повседневной жизни, а также подготовиться к будущей профессиональной деятельности или продолжению образования в вузе.

   Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, риторика — единственная дисциплина, изучение которой позволяет познать законы порождения словесных произведений и воплотить эти знания на практике, используя риторические техники. При этом знания из области литературы, русского языка, истории не только систематизируются, но и актуализируются.

   Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы  ещё не можем уделить  должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Цель

  • предоставить учащимся современное риторическое образование
  • способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

Задачи

  • привитие интереса учащихся к русскому языку;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • приобщение учеников к истории отечественной риторической культуры, включение каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
  • помочь школьникам овладеть основными элементами речевого мастерства в области наиболее востребованных жанров публичной ораторской речи, различных диалогических форм речевого общения, т. е. получить необходимые для успешной социализации компетенции.

   Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика. Культура речи»  для 10 класса разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов:

  - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями и дополнениями)

   - Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

   - Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).

   -  Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

   -  Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».

    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями). Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года № 41-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ образовательных организаций».

   -  Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 7.07.2016 № 47-11727/16-11«О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»

   -  Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 12.07.2017 года №47-12839/17-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2018-2019 учебный год», а также

   - Сборника рабочих программ «Русский язык и литература. Риторика 10-11  классы. Базовый уровень»; Москва: Дрофа, 2014. Автор: А.К. Михальская.

Согласно федеральному базисному учебному плану на кружок «Риторика. Культура речи» в 10-11 классах отводится не менее 68 часов в год из расчета 1 ч. в неделю.

   Планируемые результаты освоения учебного курса.

   Программа предполагает развитие у учащихся следующих компетенций:

аналитико-риторической (способности анализировать речевую ситуацию, оценивать собственное и партнёров речевое поведение и его результаты при публичном выступлении и в диалогическом межличностном общении; аналитического слушания; риторического анализа текста);

контролирующе-риторической (способности к самоконтролю в процессе речи в различных речевых ситуациях, к владению собой и управлению своими эмоциями в речи и пр.);

творчески-риторической (создания риторических произведений различных жанров в различных речевых ситуациях);

коммуникативно-риторической (способности устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, противостоять нарушениям понимания и разрыву контакта).

Данная программа отражает содержание курса риторики в средней (полной) общей школе.

Вводная часть курса знакомит с риторикой как современной теоретической дисциплиной. Первый раздел освещает пути становления и развития отечественного речевого идеала в контексте мировой риторической культуры. Во втором разделе основные риторические категории рассматриваются в процессе практического овладения важнейшими элементами общериторического мастерства, причём наибольшее внимание уделяется формированию способности к публичному ораторскому выступлению. Третий раздел посвящён формированию способности к диалогическим формам речевого общения (беседе и спору в их различных видах). Четвёртый раздел формирует способность к деловому общению.

Содержание курса

Введение

Риторика как теория и мастерство воздействующей, целесообразной, гармонизирующей речи. Риторика в современном мире. Общая и частные риторики.

Риторические знания как компонент гуманитарного образования, как условие успешной реализации возможностей личности. Цель и задачи курса, его структура. Этапы овладения элементами речевого мастерства. Самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль и методы работы в риторическом классе.

Источники курса и истоки современной риторики.

РАЗДЕЛ I

История и особенности русского речевого идеала

   1.У истоков отечественной речевой традиции. Понятие речевого (риторического) идеала — исторически сложившегося в данной культуре речевого (риторического) образца, отражающего наиболее общие требования к речи и речевому поведению и соответствующего особенностям общеэстетического и нравственного идеалов, принятых в данной культуре. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.

   2.Античность. Речевой идеал древней классики. Гомер. Софисты. Сократ, Платон. «Риторика» Аристотеля. Риторический идеал Цицерона. Противоположность софистического (агонистического) и сократического (эвристического) диалогов. Основные общеэстетические категории, определяющие риторический идеал античной классики: гармония, симметрия, ритм, сдержанность («софросине» Платона), уравновешенность («годность») Цицерона.

Риторический идеал раннего христианства. Речевой образец евангельских текстов (Нагорная проповедь). «Лествица» Иоанна Лествичника как отражение принятых норм и идеалов речевого поведения. Основные категории риторического образца, принятого в православном христианстве: кротость, смирение, миролюбие, дружелюбие, сдержанность; риторические категории, отражающие этот образец.

Древнерусская риторическая традиция. Особенности речевой культуры и специфика отечественного речевого идеала. Его прошлое, настоящее и будущее, перспективы реконструкции и развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА I

Личностные:

понимание историко-культурной ценности русского риторического идеала как прототипа риторического идеала будущего (соединяющего требования гармонии в общении, уважения к мнению и личности собеседника и пр.), личной ответственности за сохранение и развитие русской речевой культуры и речевого идеала, особенностей иных речевых идеалов и их ценности; осознание роли риторики как дисциплины, необходимой для демократии и тесно связанной с ней; готовность усвоить и совершенствовать своё речевое мастерство, необходимое для реализации активной гражданской позиции.

Метапредметные:

осознание исторического характера русского риторического идеала, понимание его взаимосвязи и взаимозависимости с античной и русской историей; включённость в риторическую картину мира знаний об исторических истоках всемирной и русской риторики и знаний античных и древнерусских литературных памятников, отразивших судьбу риторики.

Предметные:

умение анализировать и оценивать собственную и чужую речь в аспекте соответствия её требованиям риторического идеала и культурной традиции; готовность к речевому общению с представителями иных национально-речевых культур; знания о предмете и задачах риторики, о риторике общей и частных, структуре, особенностях и источниках отечественного риторического идеала и верных (продуктивных) способах речевого поведения современного человека.

РАЗДЕЛ II

Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

   1.Понятие эффективности речевого общения. Различие принципов определения эффективности речи в зависимости от особенностей контекста культуры: информационное и дискурсивное определения.

Категория монолога и диалога и формы речевого общения,

   2.Оратория: мастерство публичного выступления.

1)Принципы подготовки к публичной речи.

2)Законы эффективного речевого общения: от Аристотеля к современной неориторике. Принцип коммуникативного сотрудничества и правила речевого общения. Коммуникативность речи и речевого поведения: средства достижения контакта с адресатом.

3)Основные элементы речевой ситуации: говорящий, слушающий (адресат, аудитория), предмет речи, условия речевого общения.

4)Фактор говорящего. Образ оратора. Качества, которые необходимо развивать. Принцип гармонизирующего диалога в речевом поведении оратора. Дружелюбие как риторическая категория. Речевая этика в риторическом понимании. Механизм стресса, способы его преодоления и использования.

5)Фактор аудитории. Построение речи «по законам адресата». Социология и психология аудитории. Стратегия и тактика речевого поведения оратора.

6)Факторы внимания. Данные психологии внимания: оптимальная продолжительность речи и её частей, особенности структуры и формы публичной речи, направленные на привлечение и удержание внимания аудитории. Основные факторы внимания: движение (словесное, содержательное, физическое — жесты и мимика, изменение положения тела оратора и т. д.), конкретность, близость, разнообразие, юмор. Контроль за вниманием.

7)Фактор движения. Язык движений. Мимика, жест. Поза оратора. Основные принципы жестикуляции и ораторские жесты: история и современность. Принципы и способы аудиторной и самостоятельной работы над ораторским движением.

8)Речь и звук: акустика речи. Значимые акустические признаки речи и основные параметры: ритм, темп, паузирование, интонирование, высота голоса, громкость, тембр. Приёмы звуковой выразительности и способы их использования. Способы и приёмы работы над звуковой стороной своей речи.

9)Структура публичного выступления. Путь от мысли к слову, его основные этапы. Классический риторический канон и современность. Общие принципы изобретения содержания, отбора и расположения материала, облачения его в словесную форму. Использование техники «общих мест». Структура хрии и использование её принципов в построении публичной речи. Функции отдельных этапов (частей) речи и задачи оратора. Методика составления аннотированного плана выступления.

10)Техника импровизированной речи. Ситуации и стереотипы. Особенности импровизации. Подготовка, организация и исполнение. Использование техники «общих мест». Приёмы импровизированной речи.

11)Фактор удовольствия: эстетика речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Амплификация. «Ссылка на авторитеты», цитирование, пословица, афоризм. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи.

12)Риторические функции речевой нормы. Принципы и способы работы над правильностью речи. Эстетические функции старой и устаревшей нормы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА II

 

Личностные:

обретение уверенности в себе и способности формировать и публично высказывать собственное мнение; умение с уважением и вниманием включать позицию партнёра (адресата) в собственную картину мира и своё слово о нём; развитие богатства, структурности и смысловой насыщенности своего слова в публичном общении.

Метапредметные:

включённость в деятельность по освоению раздела II и активизация в практике анализа и оценки публичной речи знаний норм современного русского языка на всех языковых уровнях; знаний о типах переносных значений и синтаксических структурах повышенной выразительности; знаний о роли ораторской речи в истории России и во всемирной истории.

Предметные:

умение анализировать публичное выступление по различным параметрам, видеть недостатки и достоинства — оценивать его; умение оценивать аудиторию и создавать её в процессе речи; умение строить свою ораторскую речь «по законам адресата», управлять вниманием аудитории, используя риторические техники основных элементов публичной речи; знание теоретических основ успешной ораторской речи и умение применять его практически.

РАЗДЕЛ III

Мастерство беседы

   1.Проблема понимания. Сообщение и метасообщение: буквальный и коммуникативный смысл высказывания. Прямое и непрямое информирование. Речевой стиль в беседе: национально-культурные, социальные, индивидуально-личностные особенности. Речевое поведение: стратегия, тактика. Типы беседы и соотношения речевых ролей собеседников.

   2.Архитектоника беседы. Речевые стратегии в беседе. Социальная и речевая роли. Истоки нарушения понимания. Пути преодоления непонимания. Способы развития быстроты реакции на реплику собеседника.

   3.Искусство выражать своё мнение: риторика оценки. Хвала и хула как риторические категории. Допустимая степень категоричности высказывания и национальные речевые традиции.

   4.Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Виды доказательств. Ошибки и уловки спорщиков. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.

   5.Риторика адресата: основы теории и тактики слушания. Приёмы и техника активного слушания монологической и полилогической речи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА III

Личностные:

понимание важности, ценности и возможности взаимопонимания с различными по возрасту, социальному статусу, принадлежности к национально-культурной речевой традиции партнёрами; успешная социализация личности, формирование её как риторически подготовленного собеседника, владеющего продуктивными типами беседы и умеющего противодействовать непродуктивным, разрушающим подлинное общение формам; самоидентификация в аспекте социальной и речевой роли в различных речевых ситуациях; формирование этики диалогического речевого общения, понимания путей самосовершенствования на основе усвоенных элементов речевого мастерства в беседе, понимание ценности реального живого человеческого общения с помощью слова; воспитание уважения к партнёру в споре и осознания необходимости корректного речевого поведения; навыки самооценки, самоконтроля и самоорганизации в аспекте речевого поведения в беседе и споре.

Метапредметные:

практическое владение диалогическими жанрами речи в её литературно-разговорном стиле, активизация знаний, полученных в курсе русского языка; овладение умениями и навыками регулятивного (самоконтроль в беседе), познавательного (анализ реального речевого материала, порождаемого в ходе беседы) и коммуникативного характера; умение вести продуктивный и конструктивный диалог в различных ситуациях; наблюдать, анализировать и оценивать поведение, речевую деятельность и подобные живые процессуальные объекты; различать формально-логические и реальные словесные высказывания, оценивать степень истинности первых и вторых.

Предметные:

освоение знаний о возможностях и факторах взаимопонимания в диалогическом общении, способах и техниках организации продуктивного общения в беседах различных типов, различиях социальной и речевой роли и основных стратегиях и тактиках беседы; приобретение умений строить беседу соответственно социальной и речевой роли, навыков быстрой и верной реакции на реплику партнёра; умение использовать на практике знания о типах беседы в обиходно-бытовом и публичном общении, речевом поведении в беседе и споре; овладение современным концептуальным аппаратом, научными концепциями и аналитическими методами современной лингвопрагматики, основами мастерства спора и его логическими структурами, а также путями совершенствования полученных умений в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

РАЗДЕЛ IV

Основы риторики делового общения

   1. Риторика делового общения: её предмет и задачи, значение в общественной и частной жизни. Особенности делового общения, его важнейшие формы.

   2.Деловая беседа: определение, функции, риторические особенности. Ситуация деловой беседы: цели и речевое поведение собеседников, стратегия и тактика деловой беседы. Техника постановки вопросов. Совершенствование реакции на реплику и поведение собеседника. Речевая этика в деловой беседе. Подготовка к деловой беседе. Техника ведения записей.

   3.Деловое выступление. Типы делового выступления, цели и речевое поведение выступающего. Оценка реакции аудитории. Специфика выражения оценочных суждений. Этапы делового выступления. Подготовка к деловому выступлению, ведение записей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА IV

Личностные:

развитие умений успешного прохождения собеседования при приёме на работу; обретение уверенности в профессиональном успехе при выборе специальностей, использующих слово как основной инструмент; формирование этического отношения к деловым контактам и способности реализовать его с помощью усвоенных в курсе техник.

Метапредметные:

развитие общеделовых речевых умений в основных ситуациях делового общения, способности и умения анализировать чужие критические высказывания, адекватно воспринимать их и создавать корректные и продуктивные критические высказывания; воспринимать на слух, структурно осмысливать, анализировать и оценивать в нужном темпе чужую речь в ситуациях общения, требующих эмоциональной напряжённости.

Предметные:

владение навыками речевого поведения в основных ситуациях делового общения: беседе и бизнес-презентации (деловом докладе); усвоение знаний о структуре таких ситуаций, их психологических особенностях и техниках диалога и выступления, где основной риторической задачей является убеждение адресата в обоснованности собственной позиции.

Тематическое планирование.

10 класс

Тема

Количество

часов

Содержание

Виды деятельности учащегося

Традиционное определение риторики

1

Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни.

Риторика истинная и ложная. Роль Сократа в становлении истинного красноречия

Слушать, конспектировать и анализировать сообщаемые учителем сведения. Находить в собственной жизненной практике, в текстах художественной ли-

 тературы и в истории доказательства силы слова по образцам, предложенным в учебнике, и анализировать их. Участвовать в диалоге в риторическом классе. Создавать на уроке краткие высказывания с обоснованием доказательности найденных самостоятельно примеров. Выполнять задания учителя

Риторика в современном мире

1

Особенности и сущность современного красноречия.

Слово в современном мире: утраты и перспективы.

Знать понятие красноречия, основные особенности современного красноречия и его отличие от такового середины — конца XX столетия. Участвовать в диалоге с учителем и классом по поставленной проблеме. Анализировать сообщаемое учителем и приводить собственные примеры и доводы

Предмет риторики в античной Греции

1

Истоки риторики: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля

Поэмы Гомера. Платон

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника, сопоставления противоположных моделей красноречия, овладевать активной и культурной диалогической речью в ситуации урока и умением строить лаконичные монологические высказывания с выражением собственного мнения и его кратким обоснованием

Предмет риторики в России (VII—XIX вв.)

1

«Краткое руководство к красноречию »

М. В. Ломоносова. «Общая риторика»

Н. Ф. Кошанского

Изменение предмета русской риторики в XIX — начале XX в.

Знать время создания и понимать особую ценность двух указанных источников в отечественной словесной культуре, их сходство и различие. Уметь анализировать материалы учебника и сообщаемое учителем в аспекте оценки роли источников в современной речевой среде

Определение современной риторики

1

Возрождение риторики во второй половине XX в. Определение предмета современной риторики

Необходимость риторического мастерства для гражданина современного общества

Знать понятие «предмет научной дисциплины» и понимать социальные корни становления риторики и особенностей её предмета. Овладевать диалектическим и аналитическим подходами к пониманию сущности риторики как дисциплины, её двойственной и неоднозначной роли в обществе и истории. Учиться анализировать собственный жизненный опыт и степень коммуникативной, речевой и риторической компетенций.

Современная общая и частные риторики

1

Общая риторика и её основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторик

Оратория, мастерство беседы, применение риторики в повседневном общении, понятие об этнориторике. Риторика политическая, юридическая, педагогическая

Анализировать под руководством учителя взаимосвязь и взаимозависимость этапов классического риторического канона (пути от мысли о предмете — к речи (тексту) о нём), ценностную иерархию этих этапов и их роль в риторических трактатах, с одной стороны, и в создании текста — с другой. Различать общее и частное на примере сопоставления общей риторики и частных риторических дисциплин. Знать области повышенной речевой ответственности профессионала и гражданина

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

1

Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и её компоненты

Риторика и лингвопрагматика. Речевое поведение и картина мира

Овладевать антропоцентрическим подходом к анализу речи и общения. Понимать взаимосвязь речевой компетенции и полноценной жизненной (личной, социальной, профессиональной) реализации человека. Знать терминологическое значение слова «дискурс» в риторике, овладевать структурным и ситуативным мышлением; знать основные элементы структуры речевой ситуации

Структура речевой ситуации

1

Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтоло- гической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения

Словесный поступок (речевой акт)

1

Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие линг- вопрагматики

Типы речевых актов и типы дискурса. Речевые акты в поведении человека

Овладевать умением аналитического чтения материалов учебника и умениями слушания. Учиться соотносить наблюдаемое (жизненный опыт) и описанное в учебнике (результат теоретических обобщений). Учиться анализировать, оценивать и контролировать собственное речевое поведение (самоанализ, самооценка, самоконтроль). Знать о существовании и особенностях лингвопрагматики как особой области современной лингвистики, источника материала для современной риторики. Понимать различия между лингвопрагматикой как онтологической дисциплиной и риторикой как деонтологической дисциплиной, ориентированной не на норму, а на идеал (ср. отношения психологии и педагогики). Выполнять задания и упражнения

Виды сообщений: прямое и косвенное

1

Прямые и косвенные сообщения. Формы мета сообщений

Учиться анализу конкретных речевых ситуаций. Овладевать диалектическим и диалогическим подходом к оценке фактов и ситуаций коммуникации — живого речевого общения. Знать психологические результаты взаимопонимания и риторические (поведенческие) причины возникновения ситуаций его нарушений

Гармония речевого общения и образ говорящего

1

Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система  личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего

Знать содержание и проявления общей категории гармонии и её конкретной риторической реализации. Овладевать пониманием образа как структурной совокупности отдельных признаков. Анализировать реальные и идеальные образы-имиджи человека, вырабатывать адекватное представление о собственном реальном и желаемом образе. Учиться корректным высказываниям о себе и других, в глаза и за глаза. Понимать сущность и природу личностного обаяния и артистизма и их роли в успешном речевом общении и риторической деятельности. Учиться проявлениям обаяния и артистизма

Важнейшие качества говорящего. Уверенность

1

Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение Стресс и его влияние на речевое поведение. Способы борьбы со стрессом и его проявлениями в речевом поведении

Знать причины и проявления стресса. Овладевать техниками борьбы со стрессом. Понимать различия страха и волнения. Тренировать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля. Развивать уверенность как одно из важнейших свойств оратора, необходимых для продуктивного речевого поведения. Анализировать приведённый в учебнике материал по проблеме, учиться соотносить полученные сведения со своим поведением

Другие необходимые качества говорящего

1

Дружелюбие, искренность, объективность, увлечённость предметом речи как риторические категории. Способы их развития и проявления в речевом поведении

Овладевать техническими приёмами проявлений указанных свойств говорящего. Понимать их ценностную иерархию в структуре образа ритора. Знать и учиться применять способы развития этих свойств. Выполнять задания и упражнения

Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации

1

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики

Знать структурную организацию системы общериторических законов. Понимать диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость законов общих и частных. Овладевать аналитико-синтетическими способностями соотносить многообразие жизненных проявлений и отвлечённых законов, обобщающих их разнообразие. Понимать первенствующую роль диалога (двустороннего отношения равноправных и равноценных партнёров) как речевой практики, психологического состояния и мировоззрения личности, определяющую статус человека в обществе и линию его судьбы

Принципы близости и конкретности речи

1

Близость содержания и речевого поведения к потребностям и возможностям адресата как реализация принципа внимания к адресату. Конкретность речи — необходимое свойство хорошей речи, стимулирующее и поддерживающее внимание адресата

Анализировать приводимый в учебнике материал, выполняя задания и упражнения, учиться видеть в партнёре себя и в себе — партнёра, овладевать психологическим состоянием эмпатии. Учиться отбирать темы, примеры, способы речи в соответствии с особенностями партнёра и аудитории, руководствуясь принципами близости и конкретности. Учиться различать уровни обобщённости явлений, понимать степень их конкретности применительно к речи о предмете

Второй закон риторики

1

Сущность второго закона риторики — закона продвижения и ориентации адресата на « карте ♦ речи.

 Способы создания движения в речи

Развивать умения аналитического слушания и чтения. Понимать процесс речи и её текст как ментальную карту продвижения от начала к концу по последовательным «пунктам» — микротемам (топосам) маршрута. Понимать необходимость последовательного и неуклонного продвижения как основную задачу говорящего и способ демонстрации адресату процесса перемещения по ментальной карте речи и конкретного местонахождения на ней в узловых позициях речи (ориентации)

Третий закон риторики

1

Третий закон риторики — закон эмоциональности речи.

 Риторические средства и принципы выполнения этого закона

Знать понятие «эмоция» и способы демонстрации эмоций в речевом поведении. Овладевать разными (в зависимости от речевой ситуации) степенями эмо- циональности речи. Понимать необходимость меры в демонстрации эмоций и нужной степени эмоциональности для восприятия речи и управления вниманием адресата

Четвёртый закон риторики

1

Четвёртый закон общей риторики — закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи

Знать исторические риторические открытия в области управления вниманием адресата: получить общие представления о «приятном» в риторике софистов, деятельности Сократа и трактате Аристотеля. Сформировать собственное мнение о необходимости и о мере использования «приятного» адресату в речевом общении в различных речевых ситуациях. Представлять себе риторические и поведенческие приёмы создания удовольствия от речевого общения

Единство общериторических законов

1

Взаимосвязь и взаимозависимость четырёх законов общей риторики

Уметь диалектически соотносить общериторические законы в их иерархии. Тренировать умение кратких и при этом содержательных публичных выступлений в риторическом классе с выражением и обоснованием своего мнения об общериторических законах и о важности каждого из них для самого ученика. Анализировать свои речевые проблемы и находить тот закон риторики, на который целесообразно обратить особое внимание в целях самосовершенствования

Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата

1

Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества Аристотель: основные требования к хорошей речи. Требования к речи в лингвопрагматике XX в.

Знать современное лингвопрагматическое обобщение изученного о законах риторики и их античных истоках — принцип коммуникативного сотрудничества Хуго Грайса. Понимать относительность «новизны» современной лингвистики в свете знания риторики античной Греции. Анализировать, сопоставлять, высказывать публично своё мнение в диалоге и кратких выступлениях в риторическом классе

Этика современного речевого поведения

1

Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения)

Знать сущность этики как науки и системы общих нравственных норм, особенности речевой и риторической этики. Понимать различия этики и этикета. Знать различия традиционной риторической этики и иного подхода к этике речи, сформулированного во второй половине XX в. Соотносить эти сведения с собственной жизненной практикой. Совершенствовать навыки аналитического чтения и творческого выполнения заданий и упражнений учебника

Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса

1

Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстранённости и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики

Находить реальные соответствия теоретическим обобщениям на основании анализа собственных наблюдений и опыта. Аналитически читать материалы учебника. Слушать учителя, создавая структурную схему его сообщения. Повторить содержание понятия «дискурс». Знать содержание понятия «коммуникативная стратегия» и сущность трёх видов коммуникативных стратегий. Выявлять причинно-следственные связи особенностей речевого поведения, особенностей психологической направленности личности. Самоанализ и самооценка

Развитие «чувства аудитории»

1

«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве 

Тренировка основных элементов (зрительный контакт, разговорность речи, голосовой контакт). Три способа развития коммуникативности

Знать конкретные проявления принципа коммуникативного сотрудничества в речевом поведении оратора / ритора. Уметь анализировать поведенческие особенности окружающих и свои собственные (навыки самоанализа, самооценки, самоконтроля) по трём указанным в теме параметрам. Учиться корректно выражать в публичном комментарии свои наблюдения и оценки. Уметь корректировать своё речевое поведение в соответствии с оценками его учителем и одноклассниками. Понимать важность развития нужных умений и пути этого развития

Классический риторический канон и его этапы

1

Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение Риторический канон и современность. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры

Слушать объяснения учителя, письменно фиксировать основные его моменты. Аналитически работать с данной в учебнике информацией. Понимать взаимосвязь основных этапов канона как последовательных шагов на пути от мысли к тексту. Оценивать относительную важность каждого из этапов и на основании объяснений учителя, текста учебника и собственного жизненного опыта понимать культурную обоснованность «порядка» при создании речи, а также особенности современного воплощения античной классической модели

Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»

1

Топика как система «общих мест» (топов = топосов). Особенности важнейших в риторической практике топов — «определение», «род и вид», «разновидности», « целое—части » 

Риторика и логика. Место топосов (топов) в структуре речи и в речи художественной. Топосы как проявления общих законов мышления — дедукции и индукции, анализа

Овладевать основными логическими операциями восхождения от конкретного к общему (индукция), нисхождения от общего к конкретному (дедукция), анализа и синтеза на примере топов античной системы — топики. Знать основные 10—11 топов и понимать реальность их проявления в речи и мысли о любом предмете.

Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»

1

Топы «свойства» («признаки», «качества», функции»). Топ «со- поставление» как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды Применение топов в речи. Виды топа «сопоставление»: сравнение и противопоставление, поиски сходства и различий. Топ «причины и следствия»: ключевое положение в аргументирующей речи

Понимать аналогию (сопоставление и противопоставление) как проявление индукции и один из основных способов мыслительной и речевой разработки предмета (речи). Овладевать умением выделять сущностные (важнейшие) свойства предмета; уметь видеть при- чинно-следственные связи между явлениями и отличать их от прочих. Уметь находить подлинные (сущностные) аналогии и отличать их от ложных. Уметь не только находить аналогии, свойства, причины и следствия предметов и явлений, но и применять в речи о них

Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя»

1

«Обстоятельства», «пример» и «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов 

Топы «как?», «где?», «когда?», «почему?» и их применение в речи

Знать особенности и сущность топов «обстоятельства», «пример» и «свидетельство». Уметь обращаться к источникам этих топов и использовать нужные в речи. Работать с информацией, полученной в учебнике, относительно особенностей этих топов в судебной речи, в быту. Понимать роль топа «имя» и знать источники получения информации об этом топе и применять её в речи о предмете.

Смысловая схема речи

1

Важность смысловой схемы для создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста

Овладевать схематическим восприятием и представлением содержания объяснений учителя и текста учебника. Овладевать методом смысловой схемы для синтеза текста (речи). Знать исторически сложившиеся традиции схематического анализа и разработки содержания (источники: «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова и учебник)

Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?

1

Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании Метод старых риторик. Метод расположения в описании по М. В. Ломоносову. Рекомендации Н. Ф. Кошанского

Знать содержание и сущность второго этапа риторического канона — расположения. Понимать важность расположения для управления вниманием адресата и успеха речи. Знать различные схемы (модели) расположения топосов в описании предмета в зависимости от риторической ситуации. Понимать цели и задачи описания предмета речи и уметь отличать удачное и целесообразное описание от риторически несовершенного. Уметь описывать предмет в соответствии с требованиями риторической ситуации

Мастерство описания: импровизация

1

Импровизированные выступления — описания конкретных предметов

Импровизированная речевая деятельность: краткие выступления в риторическом классе с описаниями произвольно заданных предметов под руководством учителя. Самоанализ, самооценка, самоконтроль. Анализ, оценка выступлений одноклассников и корректные публичные высказывания с обоснованием своих суждений в риторическом классе

Как рассказывать истории?

1

Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией Способы расположения содержания, направленные на привлечение и удержание внимания адресата

Читать материалы учебника по теме, выбирать под руководством учителя задания и упражнения для выполнения в риторическом классе и для домашней подготовки. Овладевать основными стратегиями повествования, понимать их зависимость от риторической ситуации, а также способами управления вниманием адресата

Мастерство повествования: импровизация

1

Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсуждённые заранее темы по образцу расположения Импровизированные выступления по различным образцам.

Уметь выбрать сообразную речевой ситуации тему, использовать соответствующий образец расположения содержания в повествовании при речевой импровизации, развивать навыки самоанализа, самооценки и самоконтроля, а также умение кратко и корректно, продуктивно и обоснованно оценивать выступления одноклассников

Как говорить, рассуждая? Классическая хрия

1

Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение

Знать происхождение хрии как учебного образца. Понимать её ценность в истории речевой европейской культуры, историю и современное использование в различных сферах практики. Знать этапы классической восьмичастной хрии, их роль и последовательность. Практически уметь: выбрать тезис для доказательного рассуждения по хрии, отобрать необходимый материал, лаконично и содержательно выразить словесно каждый этап. Понимать, почему именно хрия- образец полного доказательства уметь анализировать тексты доказательных рассуждений, обнаруживать в них этапы хрии

Хрия как учебное упражнение в риторическом классе: обучение созданию хрии, импровизация Нестрогие модели хрии

1

Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа риторического класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис Составление учащимися риторического класса под руководством учителя хрии на противоречащие друг другу тезисы, предложенные учениками Импровизированные выступления-рассуждения учеников риторического класса на произвольно данные тезисы по плану классической хрии под контролем учителя. Импровизированные выступления-рассуждения учеников в риторическом классе на противоречащие тезисы по плану классической хрии под контролем учителя

Особенности ситуаций использования «обратной» хрии, построенной по индуктивному образцу

Уметь участвовать в общем диалоге класса с учителем, вносить собственные продуктивные предложения, выполняя задание под руководством и контролем учителя, принимать возражения, выбирать лучшее из предложенного — участвовать в совместной коллективной речевой и мыслительной разработке тезиса в каноне хрии.

Уметь создавать импровизированные высказывания, соответствующие общей (коллективной) риторической задаче: созданию доказательного рассуждения на произвольно предложенную учителем тему-тезис, продолжая начатое, на одном из этапов, в соответствии с определённым речевым стилем, не превышая заданный объём высказывания и его общую тональность

Знать специфику «обратной» хрии и принципиальное различие индуктивного и дедуктивного («прямая» хрия) образцов рассуждения на заданный тезис. Уметь под руководством учителя и само- стоятельно, с подготовкой и импровизированно создавать доказательные рассуждения индуктивного образца. Знать специфику ситуаций, предполагающих использование последнего

Тематическое планирование.

11 класс

Тема

Количество

часов

Содержание

Виды деятельности учащегося

Риторический троп.

1

Выражение как раздел риторики и этап риторического канона. Понятие тропа.

Смысловые особенности тропов и их риторические возможности.

Повторить этапы риторического канона. Слушать, анализировать, письменно фиксировать основные положения объяснения учителя, сопоставлять их с текстом учебника о тропе как риторической форме. Понимать отличия тропа от фигуры речи. Анализировать тексты, содержащие непрямые значения; при совместном обсуждении проблемы в риторическом классе делать выводы об их специфике и функциях в сравнении с прямыми значениями.

Метафора и метонимия

1

Метафора: структура и риторические функции. Метонимия, её природа и виды.

Метафора как важнейший троп в различных произведениях словесности. Метонимия в массовых и художественных текстах

Понимать сущность и функции метафоры, её роль в тексте как основного риторического тропа. Видеть универсальность метафоры как выразительного средства и реализации общего закона мышления и восприятия мира человеком — аналогии. Знать виды метафоры, уметь распознавать их в текстах различных стилей и жанров. Аналитическую деятельность дополнять синтетической: понимать законы создания метафоры, уметь её строить и творчески применять. Понимать принципиальную общность метафоры и метонимии и их существенное различие. Знать виды и функции метонимии, уметь находить в текстах и самостоятельно создавать метонимические выражения.

Ирония, парадокс,  намек

1

Анализировать различия между терминологическим и бытовым значениями слова «ирония». Знать особенности парадокса как одного из наиболее действенных в современной риторике тропов, различать парадокс в широком и узком смысле. Понимать функции парадокса в речевых произведениях различных жанров. Уметь создавать парадоксальные высказывания. Анализировать тексты учебника, построенные с применением этого тропа. Понимать сущность привлекательности иронии, парадокса, намёка для адресата. Уметь использовать эти тропы для диалогизации речи и активизации адресата.

Риторическая фигура. Антитеза, градация.

1

Риторические фигуры: понятие, классификация. Антитеза и градация как важнейшие современные риторические фигуры.

Антитеза как словесное выражение универсального закона мышления. Антитеза и антонимы. Градация в художественных и массовых текстах.

Знать принципиальное отличие тропов («риторическая семантика») от фигур («риторический синтаксис»). Схематично фиксировать приведённую в объяснении учителя общую классификацию фигур, понимать их полифункциональность и условность разделения на классы. Уметь видеть фигуры и тропы, анализируя обиходно-бытовую речь. Аналитически читать текст учебника, выполняя задания и упражнения. Видеть изменение степени украшенности речи от древности к современности, причины использования антитезы и градации как наиболее частотных фигур в современных текстах.

Повтор. Период

1

Разновидности и риторические функции повтора. Уникальное значение периода как риторической фигуры. Структура классического периода.

Типы периодов. Период и различные виды повтора в текстах художественной литературы, публичной и разговорной речи. Их функции.

Знать разновидности повтора и их функции. Учиться узнавать различные виды повтора в текстах учебника и анализировать их функции. Овладеть структурой классического (Цицеронова) периода — уметь строить периоды различных типов. Понимать особенности аргументации и научиться использовать периодическую речь. Под руководством учителя анализировать применение периодической речи в художественной литературе.

Фигуры диалогизации.

1

Важность диалогиза- ции речи и её риторические средства. Риторическое восклицание, риторический вопрос, обращение и их отличие от аналогичных языковых явлений.

Особые фигуры: сермо- цинация и фигуры эмоционального контакта — одобрение, ободрение, уступка. Риторический вопрос и фигуры эмоционального контакта как аргументы в доказательстве.

Понимать ключевую роль фигур диало- гизации в установлении и поддержании коммуникативного контакта и управлении вниманием адресата. Создавать под руководством учителя все указанные фигуры во фрагментах учебных выступлений, подготовленных и импровизированных. Знать особенности риторического вопроса и его связь с намёком и аргументацией. Анализировать объяснения учителя и выполнять задания и упражнения учебника.

Риторический анализ речи.

1

Содержание и метод поэтапного риторического анализа. Демонстрация риторического анализа учителем в риторическом классе.

Самостоятельный риторический анализ предложенных учителем текстов.

Обобщать изученные риторические понятия и методы в процессе слушания объяснений учителя и в процедуре риторического анализа текстов учебника под контролем и с помощью учителя. Перейти к самостоятельному риторическому анализу для выполнения домашних заданий.

Риторический эскиз речи.

1

Приёмы и этапы создания риторического эскиза. Разработка эскиза речи в риторическом классе

Самостоятельная разработка риторического эскиза кратких выступлений в риторическом классе.

Аналитически слушать объяснения учителя и фиксировать в тетради этапы создания риторического эскиза. Читать текст учебника и анализировать связь двух процессов риторической деятель- ности — аналитической и синтетической, взаимосвязь и сходство методов риторического анализа текста и создания его риторического эскиза. Создавать эскизы и краткие выступления в риторическом классе. Самоанализ, самооценка, самоконтроль. Корректная критика и тренировка навыков коллективного обсуждения произнесённых по эскизам выступлений, причин удач и неудач, степени реализации эскизов.

Оратория. Нравственный долг оратора.

1

Оратория как раздел риторики. Принципы выбора и расположения материала для публичной речи. Этапы речи, переходы между ними, задачи ритора на каждом этапе

Источники материала: словари, справочники, сборники афоризмов, художественная литература, история и т. д. Продолжительность речи, оценка и расположение выбранного материала в соответствии с продолжительностью речи.

Слушать объяснения учителя и сопоставлять их со своими наблюдениями из общественной практики. Ознакомиться с источниками материала, принципами его отбора и расположения в публичной речи. Понимать специфику задач оратора на каждом этапе и функций переходов-связок между этапами. Отбирать материал под руководством и контролем учителя на заданную тему речи. Оценивать количество использованного материала и продолжительность речи. Самостоятельно тренировать умение верно определять количество нужного материала для речи различной продолжительности.

Структура публичного выступления и его эскиз.

1

Разработка эскиза публичной речи в соответствии с его общей структурой и с учётом переходов между отдельными этапами речи.

Структура и эскиз публичной речи в различных речевых ситуациях.

На основе обобщённых знаний разрабатывать риторический эскиз публичной речи на заданную тему с учётом её продолжительности, особенностей риторической ситуации, с использованием необходимых источников

Эпидейктическая речь.

1

Понятие эпидейктической речи. Место «речи на случай» среди трёх типов речи (Аристотель). Её особенности.

Хвала и хула по рекомендациям «риторики» Аристотеля. Их принципиальная общность и условности в исполнении.

Формулировать особенности «речи на случай». Знать понятие «эпидейктической речи», выявлять её основные жанры. Понять общность хвалы и хулы как противоположных типов эпидейктики.

Аргументирующая речь. Введение. Заключение.

1

Общая характеристика аргументирующей речи как речи специфической для риторики. Риторика и логика: различия в аргументации. Разновидности. Планирование и тактика введения и заключения.

Задачи оратора на этапах введения и заключения: сходство и различие. Кольцевая структура речи

Знать и обсуждать в риторическом классе специфику аргументирующей речи и причины её центрального положения в риторической практике. Выявлять с помощью учителя основные риторические ситуации, требующие аргументации, и жанры аргументирующей речи. Самостоятельно составлять план и выбирать тактику введения и заключения в соответствии с риторической ситуацией. Понимать причины общности введения и заключения как этапов речи

Основная часть аргументирующей речи.

1

Работа с аргументами и их расположением. Распределение аргументов по силе и месту в аргументативной системе.

Анализ коротких публичных аргументирующих текстов. Выявление аргументативной структуры. Синтез: создание собственной структуры аргументации по выбранному тезису с изобретением, анализом и расположением аргументов.

Знать различия аргументов по силе и месту в аргументативной системе. Выявлять аргументативную структуру текстов учебника под руководством учителя и самостоятельно. Совместная работа в риторическом классе под контролем учителя по созданию аргументативной системы на заданный тезис. Уметь оценивать такую структуру и совершенствовать её в соответствии с риторической ситуацией.

Информирующая речь.

1

Особенности и этапы информирующей речи. Задачи ритора в информирующей речи.

Разработка риторического эскиза информирующей речи и выступления в риторическом классе с анализом и оценкой

Представить характеристику информирующей речи и её основных жанров в виде выступления-доклада. Анализировать специфику такой речи в сравнении с ранее изученными типами, определять её этапы и задачи ритора на каждом из них. Самостоятельно разработать информирующую речь на выбранную тему с заданным учителем регламентом (не более 5 минут), анализировать и оценивать выступления.

Управление вниманием аудитории и подготовка к речи.

1

Свойства внимания, существенные для оратора. Работа ритора по управлению вниманием. Основные способы подготовки к публичному выступлению.

«Квантование» речи как основной принцип управления вниманием аудитории на этапе произнесения. Система работы по подготовке к выступлению: источники, техника, приёмы.

Слушать объяснения учителя о природе и видах внимания, соотнося их с задачами риторической практики. Знать основные принципы управления вниманием. Употреблять риторические средства и приёмы управления вниманием в риторическом классе, анализировать и оценивать результаты употребления.

Импровизированное выступление.

1

Импровизированное выступление: особенности, ожидания аудитории и речевое поведение ритора. Работа с импровизацией в риторическом классе: приёмы самоанализа, самооценки, самоконтроля.

Предлагать учителю произвольные темы для краткой импровизированной речи, слушать и анализировать его объяснения по поводу характера использованных приёмов. Формулировать выводы о технике импровизации. Самостоятельные импровизированные выступления на темы, предложенные одноклассниками; их анализ и оценка.

Движение в речи: мимика, жест

1

Мимика, жест, движения тела и « язык позы » (телесная кинесика), использование пространства (проксеми- ка) в публичной речи. Как стоять, куда смотреть, куда девать руки, как сидеть в ситуации публичного выступления.

Понятие этикета публичной речи. Словарь языка жестов.

Анализировать объяснения и демонстрации учителя, показанные им фрагменты записей ораторских выступлений и интервью в СМИ. Тренировать отдельные элементы кинесической техники ораторской деятельности по упражнениям и заданиям учебника.

Беседа и ее типы. Путь к взаимопониманию.

1

Можно ли и нужно ли учиться беседовать? Беседа и её типы. Две обобщающие и противоположные модели беседы.

Два типа собеседников и две стратегии поведения в беседе.

Участвовать в диалоге учителя с классом о сущности и мастерстве беседы, необходимости специального обучения ей. Аналитическое чтение и обсуждение в классе материалов учебника, иллюстрирующих две обобщающие модели беседы. Анализ жизненного опыта и наблюдений, текстов художественной литературы.

Неофициальная беседа и ее жанры.

1

Гедонистическая (дружеская) и светская бе- седа. Их различия продуктивное речевое поведение.

Поведение в беседе с незнакомым человеком. Этапы светской беседы в подробном воспроизведении в риторическом классе

Участвовать в диалоге учителя с классом о беседе в различных ситуациях межличностного общения. Знать сущность и принципиальное различие дружеской и светской беседы. Знать принципы продуктивного поведения в беседе и уметь использовать их для достижения гармонизирующего эффекта общения.

Непродуктивные типы беседы.

1

Почему это важно знать? Непродуктивные стратегии беседы, соответствующие различным поведенческим стратегиям: «близость», «отстранение», «предоставление выбора.

 Способы избегания непродуктивных моделей беседы и превращения их в продуктивные.

Участие в беседе с учителем о том, почему многие «разговоры» приводят к иным результатам, нежели ожидалось; насколько важно знать о неверных стратегиях беседы, их сущности, признаках, о том, как может повлиять на судьбу и настроение человека умение избежать непродуктивных стратегий и перевести беседу в продуктивное русло. Анализ текста учебника о трёх стратегиях межличностного общения, анализ собственных психологических возможностей и личностных предпочтений для понимания своего поведения и его корректировки. Наблюдение за поведением в беседе ровесников и взрослых в разных ситуациях, сообщения в риторическом классе с анализом наблюдений и продуктивными предложениями по коррекции.

Основы деловой беседы.

1

Деловая ситуация и деловая беседа. Беседа как средство разрешения конфликта.

Вопрос в деловой беседе, её этапы.

Аналитически слушать объяснения учителя, моделировать под его руководством основные признаки деловых и конфликтных ситуаций, тренировать нужные проявления речевого поведения. По материалам учебника готовить краткие сообщения, сопровождаемые показом отдельных элементов и целых ситуаций делового общения (собеседование).

Мастерство комплимента и тоста.

1

Тост и комплимент как малые жанры эпидейктической и гедонистической речи.

Структура тоста и комплимента. Условности этих речевых жанров и национальнокультурная специфика.

Понимать на основе слушания объяснительной речи учителя различия подлинно творческого, риторического, и обывательского подходов к тосту как жанру эпидейктики. Готовить и произносить в классе тексты этих малых риторических жанров, совместно обсуждать и оценивать выступления. Переход к импровизации.

Спор: стратегии, тактики, поведение.

1

Спор, истина, мнение. Что особенно важно при обучении мастерству спора. Важнейшие тактики и приёмы спора.

Конструктивная и конфликтная стратегии в споре. Анализ и контроль речевого поведения в споре.

Аналитическое чтение материалов учебника и совместное обсуждение на уроке основных проблем спора и различных его разновидностей. Знать тактики и приёмы спора, его основные стратегии. Учиться анализировать, оценивать и контролировать своё и партнёров поведение в споре.

Виды аргументов: общая классификация. Рациональные аргументы. Эмоциональные (иррациональные) аргументы.

1

Аргументы рациональные и иррациональные. Источники рациональных аргументов. Виды аргументов по силе и месту в аргументатив- ной системе

Иррациональные аргументы и особенности их использования. Изобретение рациональных и иррациональных аргументов к произвольному тезису.

Создание собственной классификации аргументов на основании аналитического чтения материалов учебника и с помощью консультаций учителя. Представление этой классификации в классе с последующим обсуждением. Самооценка: владение какими аргументами для ученика сложнее? Знать специфику и источники рациональных и иррациональных аргументов. Уметь оценивать аргументы по силе и месту в системе. Подготовить доказательное выступление о том, какие аргументы больше распространены в СМИ — рациональные или иррациональные — и о причинах этого.

Доказательство: структура и виды

1

Общая структура доказательства в риторике и логике: сходство и различие. Виды доказательств.

Анализ аргументатив- ных текстов различных жанров с выделением элементов структуры.

Уметь различать логические и риторические доказательства. Знать трёхчленную структуру доказательства и виды доказательств. Выполнять упражнения и задания учебника. Уметь анализировать аргументативные тексты, находить в них подлинный тезис, доводы и их связь — демонстрацию.

Ошибки и уловки в аргументации: операции с тезисом.

1

Ошибки и уловки в споре. Тезис и наиболее распространённые ошибки (уловки)в тезисе.

Разнообразие ошибок (уловок) в тезисе. Требования к тезису и речевое поведение в споре.

Аналитически слушать объяснение учителя и прийти к выводу о различиях ошибки и уловки в споре. Знать свойства тезиса и требования к нему в споре. Уметь выявить и назвать тип ошибки (уловки), относящейся к тезису спора. Выполнять задания и упражнения об уловках в тезисе по учебнику.

Ошибки и уловки в аргументации: нарушение в доводах и демонстрации.

1

Ошибки (уловки) в рациональных аргументах. Основные уловки или ошибки в демонстрации.

Уловки в иррациональных аргументах. Анализ кратких аргумента- тивных текстов с выявлением ошибок (уловок) в различных элементах структуры доказательства.

С помощью объяснительной речи учителя классифицировать ошибки в рациональных аргументах и в демонстрации. С помощью выполнения заданий и упражнений учебника научиться выявлять и называть такие ошибки, оценивать общий уровень достоверности аргументации в тексте.

История риторики и риторический идеал.

1

Понятие риторического идеала. Два противоположных типа риторического идеала сегодня и их истоки.

Историческое и культуроспецифическое в риторическом идеале.

Аналитически слушать объяснительную речь учителя. Участвовать в обсуждении современных проблем речевой культуры и совместном выявлении современных типов риторического идеала в отечественной речевой среде.

Риторический идеал Древней Греции.

1

Общие черты речевой культуры Древней Греции. Риторика и демократия. Афинская демократия как порождающий принцип риторического идеала античной Греции. Софисты. Сократ (Платон). Аристотель.

Гомеровские поэмы и античный риторический идеал. Общеэстетический и риторический идеалы Древней Греции.

Подготовить доклады в риторическом классе и письменные работы реферативного типа по указанным темам. Слушать объяснительную речь учителя и самостоятельно работать с источниками по заданию учителя, по заданиям и упражнениям учебника. Знать особенности противоположных типов риторического идеала европейской культуры (софистический и сократический) и их современную судьбу. Оценить принципы аристотелевской риторики, основываясь на сообщении учителя и материалах учебника, как удачную попытку снять противоположность двух риторических идеалов античной Греции.

Риторический идеал Древнего Рима.

1

Риторический идеал Цицерона. Изменения риторического идеала после падения республики в Риме.

Эпоха эллинизма и красноречие. Цезарь как ритор. Квинтилиан и его роль в преподавании риторики и становлении юридической риторики.

Анализировать речь учителя, материалы учебника и на этом основании делать вывод о связи риторики и демократии. Знать специфику риторики Цицерона и её роль в европейской культуре; представлять его теоретическую и прак- тическую риторическую деятельность и историческую судьбу. Представлять себе культурную роль и риторические особенности словесной и политической деятельности Цезаря и Квинтилиана.

Слово в Древней Руси: цели и жанры

1

Цель и формы (жанры) слова в Древней Руси. Первая русская риторика («Риторика Макария»).

Поучение» и «слово» как основные жанры: примеры древнерус- ских текстов, их особенности.

Обращаться к памятникам древнерусской литературы, подготавливать сообщения с примерами из «поучений», «слов» и житийных текстов как особых эпидейктических жанров русской словесности.

Красноречие в древней российской истории.

1

Красноречие и древнерусская история: «золотой век», «слова печальные», «плетение словес». Исторические события и их влияние на особенности красноречия.

 Век полемики. Протопоп Аввакум как страстный и своеобразный ритор. «Житие» протопопа Аввакума.

Представлять себе неразрывную связь истории страны и форм её риторической жизни. Соотносить этапы древней русской истории и эпохи своеобразных риторических форм. Уметь оценить новаторство и традиционность полемических форм древнерусского красноречия, знать о роли в словесности и в истории текста «Жития» протопопа Аввакума и связь особенностей его риторического пафоса с его судьбой.

Красноречие в древнерусской культуре.

1

Статус слова и красноречия в древнерусской культуре.

Истоки и источники древнерусского красноречия.

Аналитически слушать объяснительную речь учителя. Подготавливать информирующие и проблемно-аргументи- рующие сообщения.

Особенности древнерусского риторического идеала.

Русский риторический идеал сегодня.

1

Основные требования к речи и речевому поведению, образующие систему традиционного русского риторического идеала.

Важнейшие древнерусские тексты, служащие источниками реконструкции русского риторического идеала.

Современные сферы бытования традиционного русского риторического идеала. Его общекультурная и национально-культурная ценность.

Задача сохранения русского риторического идеала как основной национальной ценности и культурного достояния, способы её вы- полнения. Перспективы развития русских речевых традиций в современном обществе.

Участвовать в дискуссии об особенностях древнерусского речевого идеала, подготовленной под руководством учителя, в проблемном обсуждении вопроса о соотношении идеала и реальности на материале знаний о реконструкции древнерусского риторического идеала.

Участвовать в обсуждении в риторическом классе проблем сохранности и ценности традиционной речевой культуры в обществе массовой культуры и массовой информации, в эпоху глобализации; выступать за и против с аргументацией своих мнений и прогнозов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка   и литературы

МБОУ   СОШ № 5

от_____ ___________ 2018г. № 1

____________ Усалко Н.С.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________ Третьякова И.Н.

__________________2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс

Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 7-8 класс

Программа адресована учащимся 7-8  классов  и рассчитана на 136 часов (68 часа в год). Периодичность занятий – 2 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвеча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "Секреты орфографии"

      Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык являет...