Конспект урока по теме "Правописание НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по теме "Правописание НЕ с существительными". Урок усвоения новых знаний. 6 класс. Учебник М.Т.Баранова и Т.А.Ладыженской. Рабочая тетрадь "Скорая помощь" В.Д.Янченко, Л.Г.Латфуллина, А.А.Скугаревская.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_ne_s_sushchestvitelnymi.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Правописание НЕ с существительными».
Класс: 6а.
Учитель: Бутакова Татьяна Александровна.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мне очень хочется создать вам хорошее настроение, поэтому наш урок я начну с притчи.
- У каждого на столе лежит бабочка, возьмите её в ладони.
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
- О чём эта история? Почему я начала урок с неё?
Вы совершенно верно поняли смысл этой притчи. А теперь давайте соединим наши ладони и представим, что там находится бабочка, приносящая счастье и радость познания. Теперь откройте свои ладони, положите её на парту рядом с собой. Теперь удача будет сопутствовать нам на нашем уроке!
3. Актуализация знаний, целеполагание.
- Ребята, теперь, когда мы настроились на позитивный лад, приступим к работе. Посмотрите на слайд, прочтите пословицы и объясните их смысл.
- Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
- Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- Лентяю все неможется да нездоровится.
- Какое орфографическое правило прослеживается в этих пословицах? (НЕ с глаголом)
- Как пишется НЕ с глаголом? (Раздельно)
- Во всех ли пословицах НЕ с глаголом пишется раздельно? (Нет, в 3ей слитно)
- Почему? (Потому что не употребляется без НЕ).
- Выпишите НЕ с глаголами в тетрадь, обозначьте слитное и раздельное написание.
- Посмотрите на следующий слайд, объясните смысл этих пословиц.
1. Недруг поддакивает, а друг спорит.
2. На сердце ненастье, так и в вёдра дождь.
3. Плох неряха в строю, а ещё хуже – в бою.
- В этих пословицах тоже видим частицу НЕ, а с какой частью речи? (с существительными)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Правописание НЕ с существительными).
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? (правило написания НЕ с существительными).
- Записываем тему в тетрадь.
4. Усвоение нового учебного материала.
- Итак, перед вами 3 столбика.
Ненастье Неряха невежа | Нерешительность Невнимательность Неприятель | Не правда, а ложь Не друг, а враг Не счастье, а горе Не работа сушит, а забота |
- В каком из них слова без НЕ не употребляются? (в 1ом)
- Совершенно верно. Если мы закроем НЕ, то увидим, что таких слов не существует, значит будем писать их слитно. В этих словах НЕ является частью корня. Закрепим это правило. Перед вами лежат распечатки со стихотворением Бориса Заходера (Карточка №1).
- Бори́с Влади́мирович Заходе́р (1918- 2000) — советский и российский детский поэт, прозаик, переводчик, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Благодаря его переводам русские читатели познакомились с историями про Винни-пуха, Мэри Поппинс, Питера Пена и Алисы в стране чудес. Борис Заходер был большим выдумщиком, и сейчас вы в этом убедитесь. Я прочитаю вам стихотворение «Страна без частицы НЕ».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Восстановим эти слова, выделим орфограмму.
(Один ученик у доски, остальные в тетрадях).
Недоумение, нелепое, неразбериха, невзрачная, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, недотёпа, невежа, Несмеяна.
- Какие части речи встретились нам в пословицах и в стихотворении? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Молодцы! Глаголы, существительные, прилагательные, наречия пишутся с НЕ слитно, когда без НЕ не употребляются.
- Как пишутся слова во второй колонке? Почему? Если закроем НЕ, что увидим? Есть такие слова? (да).
- Здесь НЕ является не частью корня, а приставкой, которая образует новые слова с противоположным значением. В таких словах мы можем подставить слово «отсутствие» (например: нерешительность – это отсутствие решительности) или заменить синонимом без НЕ. Что такое синонимы? (Синонимы – это слова разные по звучанию, но схожие по значению).
- Закрепим это правило. Перед вами распечатки (Карточка №2). Вам нужно соединить слова из первой колонки с их синонимами из второй. Работаем в парами карандашами прямо в распечатках.
Образец: болезнь – нездоровье
1.сомнение
2.ложь
3.беда
4.противник
5.глупость
6.рабство
7.слякоть
8.рассеянность
9.возмущение
1.неуверенность
2.неправда
3.несчастье
4.неприятель
5.нелепость
6.неволя
7.непогода
8.невнимательность
9.негодование
- Проверим. Я называю слово, а вы синоним с НЕ (по цепочке).
- Обратимся к словам в третьей колонке, как они пишутся? (раздельно). Посмотрите внимательно на эти слова, как они называются? (антонимы – слова противоположные по значению). НЕ с существительными пишутся раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
- Запишем последнюю пословицу, обозначим орфограмму. Перед противительным союзом А ставится запятая.
- А теперь откроем в учебнике упражнение 289, прочитаем загадку. Её придумал Джанни Родари – итальянский детский писатель, самое известное произведение которого «Приключения Чиполлино». Чем здесь является НЕ – приставкой или отрицательной частицей? (отрицательной частицей).
- Правильно. Такие конкретные существительные при добавлении НЕ не образуют слов с противоположным значением и пишутся раздельно.
5. Физкультминутка.
- А теперь немножко отдохнём. Я буду называть слова-синонимы и слова-антонимы. Когда вы услышите синонимы, поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите антонимы, присядьте на корточки. товарищ – друг (вверх)
зима – лето (вниз)
доктор – врач (вверх)
мальчик – девочка (вниз)
радость – веселье (вверх)
6. Закрепление изученного.
- Чтобы как следует уложить в голове изученное правило «Правописание НЕ с существительными» и ещё раз всё повторить, мы составим алгоритм. Листочки лежат на партах. После того, как мы закончим, вы вклеите их в тетради для теоретического материала. Откройте учебники на странице 150, прочитайте правило сначала про себя, затем вслух.
- А теперь проверим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Откроем упражнение 131 в рабочей тетради «Скорая помощь». Выполняем самостоятельно. На доске критерии оценки. Как только вы закончите, я открою доску.
- Сверьте свои ответы. Правильные варианты на слайде. Оцените себя и поставьте отметку.
7. Рефлексия.
- Кто получил 5, поднимите руки. 4? 3? 2? Тот, кто получил «2», нарисуйте себе восклицательный знак! Это будет означать, что вам нужно ещё раз поработать с этим правилом.
- Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали сегодня, а теперь возьмите нашу бабочку снова в руки. Скажите, помогла ли она нам добыть знания? принесла радость? Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
План - конспект урока по теме: "Не с существительными" с использованием ЭОР ( 6 класс)
Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное"
Цели: повторить имеющиеся у детей сведения о существительном как части речи, его морфологических признаках, синтаксической роли; расширить сведения учащихся о роли существительных в речи; способствова...
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".
Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и правильном употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи...
Конспект урока по теме "Изменение имён существительных по числам".
письмо и развитие речи...