Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку по теме

Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и  правильном  употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГКОУ «Вечерняя  школа №1»

Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку

Тема: «Несклоняемые существительные. Правописание фамилий»

Учитель русского языка

Анахасян А.В.

г. Рубцовск, 2015г.

Цели: 1. Формирование представления у учащихся о несклоняемых именах существительных и  правильном  употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи;

2. Развитие орфографической зоркости, речи, логического мышления; информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);

3.  Воспитание  интереса к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, справочная литература по русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного по теме «Имя существительное»

Тема сегодняшнего урока – «Несклоняемы имена существительные. Правописание фамилий».

Для того чтобы перейти к данной теме, нам следует вспомнить, что называется именем существительным, что называется склонением, что называется родом, числом и падежом.

Итак, что называется именем существительным?

1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными.

Большинство имён существительных изменяются по падежам и числам.

3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Что называется родом имени существительного?

Род — это принадлежность имён существительных к родовидовой разновидности согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя);

2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь);

3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).

Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга).

 Что называется склонением?

/ Изменение слова по падежам называется склонением./

Какие склонения вы знаете?

/ У существительных имеется три склонения – 1, 2, 3/

Какие существительные относятся к первому склонению, какие ко второму, какие к третьему?

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р. -

м.р. –  

м.р. –

ср.р. -

сущ ж.р. с ь на конце

Что такое падеж имён существительных?

Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам.

В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов:

Падеж

Вопрос        

Пример

Именительный        

Кто? Что?        

Ученик, школа

Родительный        

Кого? Чего?

Ученика, школы

Дательный        

Кому? Чему?        

Ученику, школе

Винительный        

Кого? Что?

Ученика, школу

Творительный        

Кем? Чем?        

Учеником, школой

Предложный

О ком? О чём?        

Об ученике, о школе

Что Вы понимаете под числом имени существительного?

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда говорится об одном предмете (конь, ручей, щель, поле).

Имена существительные употребляются во множественном числе, когда говорится о двух и более предметах (кони, ручьи, щели, поля).

  1. Объяснение нового материала

   Теперь мы перейдём к новой теме урока – «Несклоняемые имена существительные.  Правописание фамилий».

   Несклоняемые существительные, также как и несклоняемые фамилии, вызывают большие трудности, как у русских, так и иностранцев, которые изучают наш язык. Пожалуй, это самое сложное в грамматике. Ведь так неприятно слышать от дикторов телевидения, политиков, когда встречаем в документах ошибки в несклоняемых фамилиях и несклоняемых именах существительных и тогда возникает вопрос: Как так могло случиться, что люди, которые получили образование, так грубо нарушают правила?

   Ведь публичные люди должны быть примером правильной русской речи.

   Перед тем как приступить к повторению темы, нужно отметить главные группы слов, которые не склоняются в русском языке. Их выделяют семь, в основном это заимствованные слова и на языке оригинала их тоже не склоняют по падежам. Рассмотрение этих групп поможет нам правильно относится к несклоняемым существительным:

   К несклоняемым существительным относятся:

А) многие нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными - о, - е, - и, - у, - ю  и с конечным ударным – а, например:

в фойе, по радио, на авеню, для кенгуру, на такси; по Сочи, возле Баку, романы Гюго, поэма Гейне, алоэ, бра, досье, кикуйю (один из банту языков, язык народа кикуйю), пони, табу, эмбарго (запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей);

Б) русские и иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный, например:

к знакомой  мисс; стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Ролинг, Пруссас, Парталла, Дятел, Бройк, , Щин, Кац, Ли, Шмидт, , Бюллер, Лаго, Богма, Мунтян, Телевка и т.д.

В) русские и украинские фамилии на -о , -их (ых) -аго, яго, -ово :

у Шевченко, о Дурново, с Глуховских, о Живаго;

Г) Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на - а, - я с предшествующим согласным - и: 

сонеты Эредиа, стихи Гарсия, рассказы Гулиа, романы Моравиа.

 

Не склоняются также мужские и женские фамилии финского происхождения, заканчивающиеся  на – а, например:

встреча с Куусела. 

Д) сложносокращенные слова, например:

для самбо, около ГЭС, в СМИ, из НАТО, в ФСБ, в ВВС, в МГУ и т.д.

Е)  географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно, например: 

Давыдково, Тушино.

   Чтобы не делать ошибок в написании несклоняемых имён существительных, необходимо помнить, что в основном несклоняемые фамилии – это женские фамилии. Когда возникает необходимость склонять, необходимо обращать внимание на имя. Например, Гринберг Елене, но Грибергу Олегу.

   Склоняемость или несклоняемость фамилий, зависит иногда только от места ударения и происхождения фамилии.

   Некоторые носители своей фамилии, просто не хотят склонять свои фамилии, так как утверждают, что они будут выглядеть смешно и глупо.

Изменения происходят постоянно. Так, фамилии типа Бегун относительно лиц женского пола никогда не склонялись, а мужского - еще до войны часто не склонялись, а сейчас - безусловно, склоняются.

   Если возникают вопросы о том, как правильно склонять или не склонять фамилии, то могут помочь энциклопедии русского языка, где можно найти всю интересующую информацию.

Иногда из-за не правильного склонения фамилии люди имели проблемы, например некий Пипа, пришел поступать в Университет, а в аттестате написано, что документ об образовании фамилию поставили как Пипе, следовательно, получается совершенно другой человек. Обидно и больно, что из-за незнания правил у человека появляются большие проблемы.

  1. Закрепление изученного материала

1) Исправьте ошибки, допущенные при употреблении имён и фамилий.

«Я люблю книги Льюиса Кэрролла и Астрид Линдгрен, Вальтер Скотта и Даниеля Дефо, Бориса Заходера и Григория Остер, а особенно рассказы Киплинга о Маугли и приключенческие романы Жюль Верна».

2) Прочитайте шуточный рассказ М.Зощенко. Найдите в нём несклоняемое существительное. Правильно ли употреблено данное слово? Какую смысловую нагрузку оно несёт?

Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.

— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю служащему верёвку — не хочет.

— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится. (Рассказ М. Зощенко «Баня»)

Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.

В магазине продаются разные … . Мне купили … . У … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в … . Я доволен своим … .

3)  Составьте предложения с данными словами.

Города: Сочи (Тбилиси);

реки: Лимпопо (Миссисипи);

фамилии и имена: Шарль Перро (Джанни Родари).

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание: учебник: выучить теоретический материал на стр. 74; выполнить  упр 140(письменно); разгадать кроссворд.

Домашнее задание.

Назовите несклоняемые существительные по их лексическому значению. Заполните этими словами кроссворд по горизонтали. В выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного итальянского писателя-сказочника. Склоняется ли она? Какие сказки этого писателя вы знаете?

Вопросы по горизонтали:

1. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Род попугая с хохлом на голове. 4. Женский шарф из меха или перьев. 5. Маленькая длиннокрылая птичка Центральной и Южной Америки. 6. Лошадь низкорослой породы.

1

ж

ю

р

и

2

д

е

п

о

3

к

а

к

а

д

у

4

к

а

ш

н

е

5

к

о

л

и

б

р

и

6

п

о

н

и

Задания для учащихся.

  1. Закрепление изученного материала

А) Исправьте ошибки, допущенные при употреблении имён и фамилий.

«Я люблю книги Льюиса Кэрролла и Астрид Линдгрен, Вальтер Скотта и Даниеля Дефо, Бориса Заходера и Григория Остер, а особенно рассказы Киплинга о Маугли и приключенческие романы Жюль Верна».

Б) Прочитайте шуточный рассказ М.Зощенко. Найдите в нём несклоняемое существительное. Правильно ли употреблено данное слово? Какую смысловую нагрузку оно несёт?

Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.

— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю банщику верёвку — не хочет.

— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится.

Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.

В магазине продаются разные … . Мне купили … . У … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в … . Я доволен своим … .

В)  Составьте предложения с данными словами.

Города: Сочи (Тбилиси);

реки: Лимпопо (Миссисипи);

фамилии и имена: Шарль Перро (Джанни Родари).

 

Домашнее задание.

Назовите несклоняемые существительные по их лексическому значению. Заполните этими словами кроссворд по горизонтали. В выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного итальянского писателя-сказочника. Склоняется ли она? Какие сказки этого писателя вы знаете?

Вопросы по горизонтали:

1. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Род попугая с хохлом на голове. 4. Женский шарф из меха или перьев. 5. Маленькая длиннокрылая птичка Центральной и Южной Америки. 6. Лошадь низкорослой породы.

1

ж

и

2

3

4

5

6

Домашнее задание: учебник, стр. 74 упр 140

Информационная справка.

Льюис Кэрролл – английский писатель, автор таких произведений как «Алиса в стране чудес»; «Алиса в зазеркалье»; «Охота на Спарка».

Астрид Линдгрен (Астрид Анна Эмилия Эриксон) – шведская писательница. Автор сказок «Пеппи-Длинный чулок»; «Карлсон, который живёт на крыше».

В 2002 году посмертно выдвинута на Нобелевскую премию.

Вальтер Скотт – шотландский писатель, автор «Айвенго»; «Роб Рой»; «Квентин Дорвар»; «Антиквар»; «Шотландские пуритане» и т.д.

Даниэль Дефо – английский писатель – публицист, автор «Робинзона Крузо»; «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса».

Б. Заходер – русский советский поэт, детский писатель, переводчик. Заходер перевёл такие произведения, как «Винни –Пух А. Милна; «Мэри Поппинс» П. Трэверс; «Питер Пэн» Дж.Барри и т.д.

Собственные сочинения – «Рассказы о животных».

 

Григорий Остер – советский писатель, автор пьес для кукольных театров:

«Как хорошо дарить подарки»; «Бабушка удава»; «Привет мартышке»; «Попался, который кусался!» и т.д.

 Редьяр Киплинг – английский писатель, лауреат Нобелевской премии, автор ряда произведений. Самыми известными из них являются «Книга Джунглей»; «Ким».

Жюль Габриэль Верн – французский писатель, географ, автор таких известных произведений как «Путешествие к центру Земли»; «Путешествия и приключения капитана Гаттерас»; «Дети капитана Гранта»; «20.000 тысяч лье под водой»; «Вокруг света за 80 дней»; «Пятнадцатилетний капитан» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс

 Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления.  6 класс...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...

Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели:1. Образовательные:1. формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных;2. учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательн...

Конспект урока в 4 классе "Имена существительные в моем доме"

Интегрированный урок английского и русского языков на тему «Имена существительные в моём доме»  в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе»

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе   или только во множест...