Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и правильном употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye_11_klass._rabota.doc.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКОУ «Вечерняя школа №1»
Развёрнутый план проведения открытого урока по русскому языку
Тема: «Несклоняемые существительные. Правописание фамилий»
Учитель русского языка
Анахасян А.В.
г. Рубцовск, 2015г.
Цели: 1. Формирование представления у учащихся о несклоняемых именах существительных и правильном употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи;
2. Развитие орфографической зоркости, речи, логического мышления; информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками);
3. Воспитание интереса к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, справочная литература по русскому языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного по теме «Имя существительное»
Тема сегодняшнего урока – «Несклоняемы имена существительные. Правописание фамилий».
Для того чтобы перейти к данной теме, нам следует вспомнить, что называется именем существительным, что называется склонением, что называется родом, числом и падежом.
Итак, что называется именем существительным?
1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 2. Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными. Большинство имён существительных изменяются по падежам и числам. 3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. |
Что называется родом имени существительного?
Род — это принадлежность имён существительных к родовидовой разновидности согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.
По признаку рода имена существительные делятся на три группы:
1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя);
2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь);
3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).
Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга).
Что называется склонением?
/ Изменение слова по падежам называется склонением./
Какие склонения вы знаете?
/ У существительных имеется три склонения – 1, 2, 3/
Какие существительные относятся к первому склонению, какие ко второму, какие к третьему?
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
ж.р. - м.р. – | м.р. – ср.р. - | сущ ж.р. с ь на конце |
Что такое падеж имён существительных?
Падеж — это выражение отношения предмета, названного именем существительным, к другим предметам.
В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов:
Падеж | Вопрос | Пример |
Именительный | Кто? Что? | Ученик, школа |
Родительный | Кого? Чего? | Ученика, школы |
Дательный | Кому? Чему? | Ученику, школе |
Винительный | Кого? Что? | Ученика, школу |
Творительный | Кем? Чем? | Учеником, школой |
Предложный | О ком? О чём? | Об ученике, о школе |
Что Вы понимаете под числом имени существительного?
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда говорится об одном предмете (конь, ручей, щель, поле).
Имена существительные употребляются во множественном числе, когда говорится о двух и более предметах (кони, ручьи, щели, поля).
- Объяснение нового материала
Теперь мы перейдём к новой теме урока – «Несклоняемые имена существительные. Правописание фамилий».
Несклоняемые существительные, также как и несклоняемые фамилии, вызывают большие трудности, как у русских, так и иностранцев, которые изучают наш язык. Пожалуй, это самое сложное в грамматике. Ведь так неприятно слышать от дикторов телевидения, политиков, когда встречаем в документах ошибки в несклоняемых фамилиях и несклоняемых именах существительных и тогда возникает вопрос: Как так могло случиться, что люди, которые получили образование, так грубо нарушают правила?
Ведь публичные люди должны быть примером правильной русской речи.
Перед тем как приступить к повторению темы, нужно отметить главные группы слов, которые не склоняются в русском языке. Их выделяют семь, в основном это заимствованные слова и на языке оригинала их тоже не склоняют по падежам. Рассмотрение этих групп поможет нам правильно относится к несклоняемым существительным:
К несклоняемым существительным относятся:
А) многие нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными - о, - е, - и, - у, - ю и с конечным ударным – а, например:
в фойе, по радио, на авеню, для кенгуру, на такси; по Сочи, возле Баку, романы Гюго, поэма Гейне, алоэ, бра, досье, кикуйю (один из банту языков, язык народа кикуйю), пони, табу, эмбарго (запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей);
Б) русские и иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный, например:
к знакомой мисс; стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Ролинг, Пруссас, Парталла, Дятел, Бройк, , Щин, Кац, Ли, Шмидт, , Бюллер, Лаго, Богма, Мунтян, Телевка и т.д.
В) русские и украинские фамилии на -о , -их (ых) -аго, яго, -ово :
у Шевченко, о Дурново, с Глуховских, о Живаго;
Г) Мужские и женские фамилии, заканчивающиеся на - а, - я с предшествующим согласным - и:
сонеты Эредиа, стихи Гарсия, рассказы Гулиа, романы Моравиа.
Не склоняются также мужские и женские фамилии финского происхождения, заканчивающиеся на – а, например:
встреча с Куусела.
Д) сложносокращенные слова, например:
для самбо, около ГЭС, в СМИ, из НАТО, в ФСБ, в ВВС, в МГУ и т.д.
Е) географические названия на -ово, -ево, -ино, -ыно, например:
Давыдково, Тушино.
Чтобы не делать ошибок в написании несклоняемых имён существительных, необходимо помнить, что в основном несклоняемые фамилии – это женские фамилии. Когда возникает необходимость склонять, необходимо обращать внимание на имя. Например, Гринберг Елене, но Грибергу Олегу.
Склоняемость или несклоняемость фамилий, зависит иногда только от места ударения и происхождения фамилии.
Некоторые носители своей фамилии, просто не хотят склонять свои фамилии, так как утверждают, что они будут выглядеть смешно и глупо.
Изменения происходят постоянно. Так, фамилии типа Бегун относительно лиц женского пола никогда не склонялись, а мужского - еще до войны часто не склонялись, а сейчас - безусловно, склоняются.
Если возникают вопросы о том, как правильно склонять или не склонять фамилии, то могут помочь энциклопедии русского языка, где можно найти всю интересующую информацию.
Иногда из-за не правильного склонения фамилии люди имели проблемы, например некий Пипа, пришел поступать в Университет, а в аттестате написано, что документ об образовании фамилию поставили как Пипе, следовательно, получается совершенно другой человек. Обидно и больно, что из-за незнания правил у человека появляются большие проблемы.
- Закрепление изученного материала
1) Исправьте ошибки, допущенные при употреблении имён и фамилий.
«Я люблю книги Льюиса Кэрролла и Астрид Линдгрен, Вальтер Скотта и Даниеля Дефо, Бориса Заходера и Григория Остер, а особенно рассказы Киплинга о Маугли и приключенческие романы Жюль Верна».
2) Прочитайте шуточный рассказ М.Зощенко. Найдите в нём несклоняемое существительное. Правильно ли употреблено данное слово? Какую смысловую нагрузку оно несёт?
Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.
— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.
А банщик говорит:
— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.
Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.
Подаю служащему верёвку — не хочет.
— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.
Я говорю:
— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится. (Рассказ М. Зощенко «Баня»)
Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.
В магазине продаются разные … . Мне купили … . У … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в … . Я доволен своим … .
3) Составьте предложения с данными словами.
Города: Сочи (Тбилиси);
реки: Лимпопо (Миссисипи);
фамилии и имена: Шарль Перро (Джанни Родари).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание: учебник: выучить теоретический материал на стр. 74; выполнить упр 140(письменно); разгадать кроссворд.
Домашнее задание.
Назовите несклоняемые существительные по их лексическому значению. Заполните этими словами кроссворд по горизонтали. В выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного итальянского писателя-сказочника. Склоняется ли она? Какие сказки этого писателя вы знаете?
Вопросы по горизонтали:
1. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Род попугая с хохлом на голове. 4. Женский шарф из меха или перьев. 5. Маленькая длиннокрылая птичка Центральной и Южной Америки. 6. Лошадь низкорослой породы.
1 | ж | ю | р | и | |||
2 | д | е | п | о | |||
3 | к | а | к | а | д | у | |
4 | к | а | ш | н | е | ||
5 | к | о | л | и | б | р | и |
6 | п | о | н | и |
Задания для учащихся.
- Закрепление изученного материала
А) Исправьте ошибки, допущенные при употреблении имён и фамилий.
«Я люблю книги Льюиса Кэрролла и Астрид Линдгрен, Вальтер Скотта и Даниеля Дефо, Бориса Заходера и Григория Остер, а особенно рассказы Киплинга о Маугли и приключенческие романы Жюль Верна».
Б) Прочитайте шуточный рассказ М.Зощенко. Найдите в нём несклоняемое существительное. Правильно ли употреблено данное слово? Какую смысловую нагрузку оно несёт?
Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.
— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.
А банщик говорит:
— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.
Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.
Подаю банщику верёвку — не хочет.
— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.
Я говорю:
— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится.
Вставьте в предложения слово пальто в нужном падеже.
В магазине продаются разные … . Мне купили … . У … меховой воротник. К … пришиты красивые пуговицы. Мне тепло в … . Я доволен своим … .
В) Составьте предложения с данными словами.
Города: Сочи (Тбилиси);
реки: Лимпопо (Миссисипи);
фамилии и имена: Шарль Перро (Джанни Родари).
Домашнее задание.
Назовите несклоняемые существительные по их лексическому значению. Заполните этими словами кроссворд по горизонтали. В выделенных клетках вы прочитаете фамилию известного итальянского писателя-сказочника. Склоняется ли она? Какие сказки этого писателя вы знаете?
Вопросы по горизонтали:
1. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах. 2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3. Род попугая с хохлом на голове. 4. Женский шарф из меха или перьев. 5. Маленькая длиннокрылая птичка Центральной и Южной Америки. 6. Лошадь низкорослой породы.
1 | ж | и | |||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
Домашнее задание: учебник, стр. 74 упр 140
Информационная справка.
Льюис Кэрролл – английский писатель, автор таких произведений как «Алиса в стране чудес»; «Алиса в зазеркалье»; «Охота на Спарка».
Астрид Линдгрен (Астрид Анна Эмилия Эриксон) – шведская писательница. Автор сказок «Пеппи-Длинный чулок»; «Карлсон, который живёт на крыше».
В 2002 году посмертно выдвинута на Нобелевскую премию.
Вальтер Скотт – шотландский писатель, автор «Айвенго»; «Роб Рой»; «Квентин Дорвар»; «Антиквар»; «Шотландские пуритане» и т.д.
Даниэль Дефо – английский писатель – публицист, автор «Робинзона Крузо»; «Путешествия вокруг света от 1708 до 1711 капитана Вудса Роджерса».
Б. Заходер – русский советский поэт, детский писатель, переводчик. Заходер перевёл такие произведения, как «Винни –Пух А. Милна; «Мэри Поппинс» П. Трэверс; «Питер Пэн» Дж.Барри и т.д.
Собственные сочинения – «Рассказы о животных».
Григорий Остер – советский писатель, автор пьес для кукольных театров:
«Как хорошо дарить подарки»; «Бабушка удава»; «Привет мартышке»; «Попался, который кусался!» и т.д.
Редьяр Киплинг – английский писатель, лауреат Нобелевской премии, автор ряда произведений. Самыми известными из них являются «Книга Джунглей»; «Ким».
Жюль Габриэль Верн – французский писатель, географ, автор таких известных произведений как «Путешествие к центру Земли»; «Путешествия и приключения капитана Гаттерас»; «Дети капитана Гранта»; «20.000 тысяч лье под водой»; «Вокруг света за 80 дней»; «Пятнадцатилетний капитан» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"
Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...
Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс
Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс...
Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...
Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
Цели:1. Образовательные:1. формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных;2. учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательн...
Конспект урока в 4 классе "Имена существительные в моем доме"
Интегрированный урок английского и русского языков на тему «Имена существительные в моём доме» в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе»
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множест...