Урок русского языка "Анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка". Подготовка к ОГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Многоаспектный анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многоаспектный анализ очерка В. М.Пескова | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Анализ очерка В.М.Пескова «Песни села Колыбелка»
9 класс
Учитель Зинина Наталья Андреевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 им. дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых» г.Курска
Тема урока | Урок русского языка Тема урока: Анализ очерка В.М.Пескова "Песни села Колыбелка"( подготовка к ОГЭ) | ||
Цель урока | Изучить очерк В.М.Пескова, непревзойденного мастера слова, открыть для себя новые грани творчества мастера, его мировоззрения, и вместе с тем учиться у писателя говорить просто, понятно, красиво, убедительно. Проанализировать очерк В.М.Пескова "Песни села Колыбелка" с точки зрения его идейного и художественного своеобразия; Способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания. | ||
Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД | Предметные результаты: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; анализ очерка В.М.Пекова "Песни села Колыбелка" (тема, идея, композиция, художественное своеобразие, определение творческой манеры автора) Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществить действия по реализации плана; соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | ||
Основные понятия | очерк, исторический контекст, идейно-тематический замысел, творческая манера автора | ||
Межпредметные связи | Русский язык, история, кино, музыка | ||
Ресурсы | Компьютер, видеопректор, тексты очерка В.М. Пескова, аудиозапись народных песен из репертуара хора им.Пятницкого, фотографии из архива школьного музея «История слободы Казацкой» | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
| регулятивные | Организация работы класса | Осмысление предстоящей работы |
и мотивация | Регулятивные познавательные | На экране- портрет В.М.Пескова. С помощью наводящих учитель подводит учеников к формулировке целей урока | Ученики называют изученные ранее очерки В.М.Пескова, формулируют тему, цели урока |
знаний | Познавательные коммуникативные | Чтение очерка В.М.Пескова, обсуждение особенностей исторического периода создания очерка (Очерк «Песни села Колыбелка»- первый в творчестве В.М.Пескова, был опубликован в 1956 году в газете «Комсомольская правда». Как в очерке отразился дух времени, жизнь страны в послевоенные годы? Что вы знаете об этом историческом периоде? ( Справка: за первые10 послевоенных лет в стране было восстановлено 90% промышленных предприятий и начато строительство новых…)? | Ученики читают вслух очерк, отвечают на вопросы учителя |
| Личностные Познавательные |
| Ученики предполагают, что за внешней простотой очерка кроется глубокий смысл рассуждений автора о судьбе всей страны: поэтапно проанализировав очерк, можно убедиться, что в небольшой зарисовке о жизни села, как в зеркале, отражается жизнь целой страны |
| Регулятивные Познавательные коммуникативные | 1.Учитель предлагает ученикам проанализировать особенности композиции очерка 2. Работа над идейно-тематическим содержанием: учитель предлагает ученикам объяснить, как они понимают последние слова очерка «…А песня у них обязательно получится…» Только ли о песне, которую разучивают молодые колхозники, идет речь? 3. Учитель предлагает определить, какие проблемы поднимает в своем очерке В.М.Песков? |
2.Ученики формулируют тезис(с записью в тетради): получится песня, то есть сложится- эти слова прежде всего о будущем этих молодых людей. Их жизнь обязательно сложится счастливой, настоящей, наполненной смыслом. Находят в тексте доказательства (аргументы): герои очерка живут на родной земле, труд для них- не тяжелая повинность, в той работе которую они выполняют сообща, и особый смысл, и общая радость (колхозники на поле- « верные, видимо, старым традициям по-праздничному одеваться на сенокос, в ярких платьях и сарафанах, белых рубашках и платочках». В перерыве между работой находятся время и силы для песни: «Только в самом начале концерта люди делились на певцов и слушателей. По мере того как песня овладевала слушателями, они тоже присоединяли к ней свои голоса.» Формулируют вывод: счастливы люди, которым суждено жить и работать на родной земле, видеть рядом с собой земляков, таких же неравнодушных к общим заботам, ощущать их поддержку- делом, словом, песней. Если быть честным перед самим собой, перед своими односельчанами, перед своей страной, то «песня обязательно сложится.» (Прослушивание русских народных песен из репертуара хора им.Пятницкого) 3.Ученики формулируют проблемы: проблема преемственности поколений; -проблема творчества; -проблема отношения человека к своему делу (анализ проблем с комментариями из текста) |
| Личностные Регулятивные коммуникативные | Организация работы по группам. Особенностью произведений Пескова является то, что они описывают события, интересные не только здесь и сейчас. Писатель говорит о том, что интересно и важно каждому. Докажем это. Работа по группам с фотографиями из жизни школы и микрорайона (что изображено на фотографиях, какое значение имеют события, запечатленные на них?) Как вы думаете, что объединяет очерк В.М.Пескова и события, запечатленные на фотографиях? Какие новые грани творчества мастера слова мы с вами сегодня открыли? Домашнее задание: 1)написать свой вариант сочинения 15.2, раскрыв смысл фразы «А песня у них обязательно сложится» 2) написать сочинение 15.3 –Что такое патриотизм» или «Что такое творчество» | Ученики работают с фотографиями, делают вывод о необходимости для каждого человека сопричастности судьбе школы, микрорайона, города, страны. Человек может быть счастлив лишь тогда, когда ощущает неразрывную связь со своей родиной. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".
Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: «Подготовка к написанию словарного диктанта».
Работа по подготовке к написанию словарного диктанта....
Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)
Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...