Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях, а также учатся применять эти приёмы в собственной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выразительные средства | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест на концентрацию внимания
Абонент - абонемент
Глиняный - глинистый
Болотный - болотистый
Паронимы Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
Алгоритм действий при выявлении паронима Определите, какой частью речи являются слова – паронимы. Внимательно прочитайте предложения. Может быть, вы найдёте что–либо общее в словах, которые сочетаются с паронимами. Подумайте, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах. Посмотрите, какой частью слова различаются слова: приставкой, суффиксом и т.д. Если возможно, вспомните отличия в значении. Помните: если перед вами слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает
«Работа над паронимами (словами, сходными по звучанию, но не тождественными) полезна в том случае, когда они являются одновременно и синонимами. Корову с короной или город с голодом никто не смешает, и фиксировать внимание на этих различиях нет нужны. А вот предвидеть и провидеть, интеллигентный и интеллигентский, смещение и смешение, затемнение и затенение - это все особый вид затрудненных синонимов, причем затрудненность идет именно от звуковой близкости» А.М.Пешковский
Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни. Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
Примеры парономазии Что же ты не подтягиваешь, да не потягиваешь? (А.С. Пушкин) Нечего их ни жалеть, ни жаловать. (А.С. Пушкин) Всё те же ль вы, другие ль девы, Сменив, не заменили Вас? (А.С. Пушкин)
«Дуэль дуэтов в программе «Две звезды» «На нашем форуме не будет кворума» «Высокая должность с отсутствием чувства долга» «Милицейский протокол: подразумевать – значит подозревать» «На поиски вакансии с вакацией!»
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8) Тема
Цель Формирование речевой культуры учащихся 5 – 11 классов путём обогащения их речи новыми средствами художественной выразительности; подготовка к выполнению заданий ЕГЭ частей А2 и В8
Задачи повышение собственной профессиональной компетентности; создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка; развитие у учащихся умения контролировать и корректировать собственную речь
Для чего в речи используются паронимы? В речи паронимы могут использоваться для выразительности, для подчёркивания какой-либо мысли. Особенно характерно это для художественной литературы, для поэзии. Примеры: «Служить бы рад – прислуживаться тошно!» (А.С.Грибоедов) «Одно дело – слушать. Другое – слышать.» (М. Цветаева)
Пример выявления парономазии в задании типа В8 Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, / Чем этот жалобный, жалостный , каторжный вой / О чернобровых красавцах. - Ох, и поют же/ Нынче солдатки! О господи, боже ты мой! М. Цветаева
Мониторинг успешности выполнения заданий типа А3 и В8
Для лучшего развития своей личности Язык - одежда мыслей. Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка. С.Джонсонс Для полноценного освоения мира Границы моего языка означают границы моего мира Витгенштейн Для эффективного взаимодействия с людьми Стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах. Ли Якокка Для чего необходимо развивать свою речь?
Рефлексия Активно участвовал Было интересно Было понятно Узнал много нового
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.
Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....
Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»
Урок рассчитан на 2 часа, состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...
Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"
Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...
"Изобразительно-выразительные средства в современной песне" (урок русского языка в 10 классе)
Данное учебное занятие представляет собой защиту ученических проектов по теме "Изобразительно-выразительные средства в современной песне"...
Уроки русского языка в 11 классе( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»
Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...
Презентация к уроку русского языка в 10 классе при подготовке к ЕГЭ "Выразительные средства языка в художественном тексте" (задание 26)
на уроке учащиеся повторяют лексические и синтаксические средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), учатся их различать в контексте, работают с рецензией на текст (формат ЕГЭ)...