План-конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: «Правописание НЕ с существительными»
Вид урока - открытие новых знаний.
Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Планируемые результаты:
Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_muhametdinova_r.f.docx | 94.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухаметдинова Резеда Фаритовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Правописание НЕ с существительными»
Вид урока - открытие новых знаний.
Цель - формирование умения определять условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Планируемые результаты:
Предметные: безошибочно писать существительные с НЕ, правильно пользоваться правилом, определяющим выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме)
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному алгоритму, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
I. Проверим , как мы справились с домашним заданием? (Отвечаем с помощью цветных фигур)
-Верно ли, что имена существительные обозначают предмет? (да).
-Верно ли, что все имена существительные склоняются? (нет).
-Верно ли, что имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные? (Да).
-Верно ли, что у имен существительных нет начальной формы? (нет).
-Верно ли, что имена существительные изменяются по родам? (Нет).
-Верно ли, что имена существительные бывают собственные и нарицательные? (да).
-Верно ли, что разносклоняемые существительные относятся к 3-му склонению?(нет)
-Верно ли, что имена существительные изменяются по числам (Да).
-Верно ли, что имена существительные склоняются по падежам?(да).
-Верно ли, что имена существительные бывают в предложении только подлежащими? (нет).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Определение темы и задач урока.
Молодцы, вы справились с заданиями.
Мы с вами продолжаем изучать имя существительное.
А теперь посмотрите на доску, прочитайте пословицу:
«Ученье - свет, а (не)ученье – тьма.
-К какой части речи относятся вс слова ? (сущ-е) Что означают эти скобки? (сущ-е пишется слитно или раздельно).
Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет правильно: слитно или раздельно?
Учащиеся не дают одного ответа.
Учитель: Ребята, а почему вы думаете по-разному? (потому что не знаем, так как не изучали это правило)
Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Как называется тема нашего урока? Что вы должны усвоить?
-«НЕ с существительными»
- Как вы думаете, какие цели мы могли бы поставить себе сегодня на уроке
-научиться правильно писать не с именами существительными, разработать алгоритм слитного и раздельного написания не с существительными,
усвоить условия выбора орфограммы
III. Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Актуализация опорных знаний. Исследование языкового материала. Встречали ли мы с вами раньше НЕ с другими частями речи?-(да,с глаголами)
Кто скажет, как пишется НЕ с глаголами? (Всегда раздельно, если без не не употребляется)
У каждого из вас на столе есть таблица, которую мы будем заполнять в течение урока. (Таблица «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными»)
Учитель: Ребята, вот пришло письмо от Деда Мороза, где он просит исправить ошибки. Поможем Делу Морозу? Слушайте внимательно:
Здравствуй, Дедушка Мороз!
В этом году я вел себя очень хорошо. Учился на «4» и «5», но иногда получал «3» и «2». В школе девочек и малышей не обижал, дома помогал родителям. Всегда был ряхой, вежой и веждой. В комнате моей всегда разбериха, даже родители в доумении. Я всегда говорю только былицы. Моя бабушка меня очень любит, часто говорит мне: « Какой ты дотепа, доучка!» Вот я какой! Я очень прошу подарить мне на Новый год волшебную ручку, которая бы писала без ошибок. А моей маме забудки, она их очень любит.
Петя, ученик 5 класса Б
Учитель:
Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?
Есть ли в письме незнакомые слова?
Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке:
доумение
разбериха
забудки
ряха
дотёпа
вежа
доучки
А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую НЕ
Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.
Вывод на цветном листе прикрепляется к доске. Ребята записывают вывод в таблицу.
Учитель: А что же делать со словами, которые прекрасно себя чувствуют без частицы НЕ?
Делаем вывод: Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. (дети записывают вывод в таблицу)
.ДАВАЙТЕ поиграем в такую игру: кубик с пословицами( на каждой стороне написана половина пословицы, нужно найти вторую половину)
Не котел варит, а -----------------
Не силой борются, а ----------------
Не работа сушит , а --------------------------
Не печь кормит, а-----------------------
Не место красит человека, а --------
Не беда ошибиться, а беда-------------------
Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление с союзом а (запись в таблицу)
VI. Посмотрите . пожалуйста, на упражнение 289 учебника, выполняем устно
Делем вывод:
НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление
Таким, образом, мы заполнили таблицу «НЕ с сущесвительными»
Обобщим всё вышесказанное, сформулируем алгоритм действий, которым вы сможете пользоваться при написании НЕ с существительными.
V. Закрепление изученного материала.1.Используя данный алгоритм действия и наши таблицы, самостоятельно выполняем задание на листочках:
(Не)настье, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)вежливость, а грубость; (не)счастье; (не)нависть, (не)задача, а пример,
(не)лесть, а правда; (не)приятель, а противник;
Проверка задания по эталону. Учащиеся выполняют самопроверку и оценивают себя.
2.Творческий диктант. По лексическому значению угадать слово, записать его.
- В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)
- Неизвестный человек (Незнакомец)
- Неаккуратный человек (Неряха)
- Грубый, невоспитанный человек (Невежа)
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (Невежда)
- Растение с мелкими, голубыми цветками (Незабудка)
7) Мой друг говорил сущую (не)лепицу.
8) Учитель подтвердил (не)верность моего решения.
9) Это были (не)астры.
10) Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ребята, тема сегодняшнего урока непростая. Чтобы в полной мере овладеть ею, необходимо еще поработать над ней. Оцените свой уровень понимания материала сегодняшнего урока. ( Учащиеся с помощью цветных фигур оценивают свои знания, прикрепляют их елке)
Например:
Завершите тезисы:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Самым интересным для меня было…
Самым трудным для меня оказалось…
VII. Домашнее задание.
§ 41 (выучить правило);
1.Составьте словарную диктовку из 10 слов на изученное правило
2..упр. 291
3.придумать лингвистическую сказку про НЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.Задач...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....