Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_tsya_i_tsya..docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся
и –ться в глаголах.
Задачи: - формировать умение находить слово ,
к которому относится глагол, ставить от него вопрос
к глаголу;
- научить правильно произносить и писать глаголя на –тся
и – ться;
- формировать навыки самоконтроля, умение работать
самостоятельно;
- научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся
на – тся и –ться;
- формировать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас учащихся.
Средства обучения : -словесные;
- наглядные.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
- Проверка домашнего задания (п.97, упр.612)
- Устная синтаксическая пятиминутка.
Сопоставление предложений.(слайд №1)
- Голубым хрусталем светится на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
- Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.
- Что общего в этих предложениях?
-В чем разница?
- Составьте схемы предложений.
III. Объяснение нового материала.
Объявление темы и цели урока (слайд №2)
1)Чтение и запись сочетаний слов с глаголами:(слайд№3)
Венера (что делает?) светится (3-е л.)
Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)
Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.)
- От чего зависит написание –тся и –ться в глаголе?
2) Рифмованное правило (слайд №4)
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе!
3)Работа с учебником.
- Чтение правила учеником на стр.254.
-Сколько условий выбора написания?
-Каковы окончания глаголов в разных случаях?
Возвращение к записанным примерам с целью указания
форм глагола.
- Придумайте свои примеры.
4)Предостережение от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.
- Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд №5)
Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/
1.Пошла по воду молоди….
2.Бабушка Коли молоди….
3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…
-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.
- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?
- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?
Запись в тетрадях (слайд№6) ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица.
- Подтвердим данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.
Работа у доски по цепочке.
Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.
IV. Закрепление.
- Выработка способа действия
при выборе –тся и ться (слайд № 7)
- Установить, к какому слову относится глагол;
- Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.
Например: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Образец рассуждения: определяем, с каким словом связан глагол не боится (тот). Ставим от него вопрос: тот ( что делает?) не боится; во втором предложении: умеет (что делать?) трудиться.
- Осложненное списывание с применением образца рассуждения ( слайд№8)
1) Когда слыши…ся( ) гром, не спеши выливать воду.
2) Если в корзине одна рыба испортилась, испорти…ся ( ) вся.
3)Чем кумушек считать ( ) труди…ся, не лучше ль на себя, кума, ( ) обороти…ся?
4)Друг в беде ( ) познае…ся.
Попутное повторение.
- Как вы понимаете смысл пословиц?( 1,2 4 предл.)
- Откуда эти строчки? ( 3 предл.)
Творческий диктант.(слайд 9)
Сочетания слов заменить глаголами – синонимами.
- участвовать в состязаниях (состязаться);
- проводить время на тренировках (тренироваться);
-проявлять стремление ( стремиться);
- испытывать волнение ( волноваться);
- допускать ошибки ( ошибаться);
- принять решение ( решиться);
-чувствовать радость ( радоваться);
- выполнять упражнения ( упражняться);
-совершать движения(двигаться).
Комментированный диктант.
Озаглавьте текст. (Растения – барометры)
Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?( Олицетворение)
Обозначьте изученную сегодня орфограмму, попутно обозначая ранее изученные орфограммы.
Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складываться. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.
V. Итоги урока
Обобщение материала с помощью вопроса
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и ться в глаголах?
(Слайд №10)
Как же нам быть с этим знаком?
Ставить его или нет?
Надо, чтобы вопросы к глаголам
Правильный дали ответ.
Выставление оценок.
Домашнее задание п.98, упр.622.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Урок русского языка по теме:" Правописание приставок пре- и при-".6 класс.
По программе Рузумовской....
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
Интегрированный урок русского языка и физической культуры на тему: "Правописание ться и -тся в глаголах" с использованием материалов на тему "Олимпиада"...
урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"
урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....