Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_tsya_i_tsya..docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

               Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся

            и   –ться в глаголах.

Задачи: - формировать умение находить слово ,

                  к которому относится глагол, ставить от него вопрос

                  к глаголу;

                 - научить правильно произносить и писать глаголя на –тся

                   и – ться;

                 - формировать навыки самоконтроля, умение работать

                   самостоятельно;

                 - научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся

                   на – тся и –ться;

                 - формировать орфографическую зоркость;

                 - обогащать словарный запас учащихся.

Средства обучения : -словесные;

                                       - наглядные.

Оборудование: мультимедийная презентация.

                                          Ход урока

  1. Проверка домашнего задания (п.97, упр.612)
  2. Устная синтаксическая пятиминутка.

Сопоставление предложений.(слайд №1)

  1. Голубым хрусталем светится на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
  2. Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

- Что общего в этих предложениях?

-В чем разница?

- Составьте схемы предложений.

III. Объяснение нового материала.

Объявление темы и цели урока (слайд №2)

1)Чтение и запись сочетаний слов с глаголами:(слайд№3)

Венера (что делает?) светится (3-е л.)

Начинает (что делать?) клубиться (н.ф.)

Солнце ( что делает?) поднимается (3-е л.)

- От чего зависит написание –тся и –ться в глаголе?

2) Рифмованное правило (слайд №4)

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

3)Работа с учебником.

- Чтение правила учеником на стр.254.

-Сколько условий выбора написания?

-Каковы окончания глаголов в разных случаях?

Возвращение к записанным примерам с целью указания

форм глагола.

- Придумайте свои примеры.

4)Предостережение от ошибки, связанной с одинаковым звучанием форм глаголов на – тся и –ться и существительных на –ца.

- Работа со словом (Не все ли равно?) (слайд №5)

Молоди-?/ца/, /тся/,/ться/

1.Пошла по воду молоди….

2.Бабушка Коли молоди….

3.Бабушка Маши и так молодо выглядит, ей не надо молоди…

-Задайте в каждом предложении вопрос к слову, написание которого вызывает сомнение.

- Какая часть речи представлена в 1 предложении? Во 2? В 3?

- Каково написание глаголов во 2 и 3 предложениях? Почему?

Запись в тетрадях (слайд№6) ца пишется только в именах существительных: лисица, девица, синица, столица.

- Подтвердим данное теоретическое положение, распределив сочетания слов в 2 столбика: существительное – глагол.

Работа у доски по цепочке.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.

IV. Закрепление.

    - Выработка способа действия

при выборе –тся и ться (слайд № 7)

  1. Установить, к какому слову относится глагол;
  2. Поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончание.

Например: Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

Образец рассуждения: определяем, с каким словом связан глагол не боится (тот). Ставим от него вопрос: тот ( что делает?) не боится; во втором предложении: умеет (что делать?) трудиться.

- Осложненное списывание  с применением образца рассуждения ( слайд№8)

1) Когда слыши…ся(     ) гром, не спеши выливать воду.

2) Если в корзине одна рыба испортилась, испорти…ся (        ) вся.

3)Чем кумушек считать (      ) труди…ся, не лучше ль на себя, кума, (         ) обороти…ся?

4)Друг в беде (       ) познае…ся.

Попутное повторение.

- Как вы понимаете смысл пословиц?( 1,2 4 предл.)

-  Откуда эти строчки? ( 3 предл.)

Творческий диктант.(слайд 9)

Сочетания слов заменить глаголами – синонимами.

- участвовать в состязаниях (состязаться);

- проводить время на тренировках (тренироваться);

-проявлять стремление ( стремиться);

- испытывать волнение ( волноваться);

- допускать ошибки ( ошибаться);

- принять решение ( решиться);

-чувствовать радость ( радоваться);

- выполнять упражнения ( упражняться);

-совершать движения(двигаться).

Комментированный диктант.

Озаглавьте текст. (Растения – барометры)

Какой художественный прием использует автор текста, чтобы показать удивительные свойства растений?( Олицетворение)

Обозначьте изученную сегодня орфограмму, попутно обозначая ранее изученные орфограммы.

Грозовые тучи задернули синеву неба, и лепестки цветов одуванчика начинают складываться. Закрываются водяные лилии. Вечереет, приближается ночь. У некоторых растений готовятся ко сну и листья. А утром они обязательно проснутся, раскроются навстречу лучам солнца. Все растения чутко отзываются на смену дня и ночи.

V. Итоги урока

Обобщение материала с помощью вопроса

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и ться в глаголах?

(Слайд №10)

Как же  нам быть с этим знаком?

Ставить его или нет?

Надо, чтобы вопросы к глаголам

Правильный  дали ответ.

Выставление оценок.

Домашнее задание п.98, упр.622.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Интегрированный урок русского языка и физической культуры на тему: "Правописание ться и -тся в глаголах" с использованием материалов  на тему "Олимпиада"...

урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"

урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"...

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс

Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...