Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Кубышкина Галина Владимировна

Комплексная работа с текстом используется для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ.

Урок русского языка для обучающихся 11 класса

учитель Кубышкина Галина Владимировна

гп Приобье

2017 г.

Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Цели урока:

Комплексная работа с текстом используется для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

  • лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  • языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
  • коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
  • интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Задачи урока:

  • актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфографии, лексике, синтаксису;
  • исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  • развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
  • совершенствовать навыки правописания.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Ход урока

1.Мобилизующий этап.

Задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Каковы наши задачи?

2. Актуализация знаний.

Для решения задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя:

1 группа - в роли учителя русского языка,

2 группа - в роли лингвиста.

Желаю удачи!

1 группа. Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (повторение одного и того же слова).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать (употребление слова в несвойственном ему значении).
  4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление (неправильное употребление деепричастного оборота).
  5. Родители хотели устроить праздник более пышнее (неправильное образование формы прилагательного).

2 группа.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

3. Раздаточный материал с заданием: комплексный анализ текста.

(1)Чичиков проснулся, потянул руки и ноги и почувствовал, что выспался хорошо. (2)Полежав минуты две на спине, он щелкнул рукою и вспомнил с просиявшим лицом, что у него теперь без малого четыреста душ. (3)Тут же вскочил он с постели, не посмотрел даже на свое лицо, которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им перед кем-нибудь из приятелей, особливо если это происходило во время бритья. (4)«Вот, посмотри,— говорил он обыкновенно, поглаживая его рукою,— какой у меня подбородок: совсем круглый!» (5)Но теперь он не взглянул ни на подбородок, ни на лицо, а прямо, так, как был, надел сафьянные сапоги с резными выкладками всяких цветов, какими бойко торгует город Торжок благодаря халатным побужденьям русской натуры, и, по-шотландски, в одной короткой рубашке, позабыв свою степенность и приличные средние лета, произвел по комнате два прыжка, пришлепнув себя весьма ловко пяткой ноги. (6)Потом в ту же минуту приступил к делу: перед шкатулкой потер руки с таким же удовольствием, как потирает их выехавший на следствие неподкупный земский суд, подходящий к закуске, и тот же час вынул из нее бумаги. (Гоголь).

Задания:

  1. Укажите номер предложения, в котором сформулирована основная мысль текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
  4. Выпишите эпитет из предложения 2.
  5. Укажите номер предложения, в котором используется такое языковое средство, как ирония.
  6. Из предложений 1-3 выпишите слово с орфограммой «Буквы Ё-О после шипящих в корне слова»
  7. Из предложения 3 выпишите частицы.
  8. Укажите номер предложения с однородными придаточными.
  9. Из предложения 6 выпишите обособленное определение.
  10. Из предложения 2 выпишите обособленное обстоятельство.

4. Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор)

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный - филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят, прежде всего, от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля. Язык должен быть прост».

Так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).

Затем учитель выводит через проектор схему «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

5. Домашнее задание: КИМ

6. Литература:

1. Интернет- ресурсы.

2. Н.В.Гоголь. Мёртвые души.

3. Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...