Рабочая программа элективного курса "Культура речи"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Рабочих программ по предметам в сети очень много, а вот элективных курсов нет, потому выкладываю то,что имею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_10_klass.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура русской речи.
Программа элективного курса для учащихся 10 класса Пояснительная записка
Главная цель общения людей - правильно понимать друг друга. .
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за хорошее, действенное слово, за речевую культуру.
Коммуникативная культура - это совокупность умений и навыков в области общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Очевидно, что коммуникативная культура - это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры. Базовый компонент культуры личности обеспечивает, готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью, что с очевидностью не может состояться без коммуникативной культуры. Она есть средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, культуру ее жизненного самоопределения (см. схему «Модель языковой личности в аспекте коммуникативной культуры»). В условиях профильной школы это особенно актуально.
Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов: 1) эмоциональная культура, или культура чувств; 2) культура мышления; 3) культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.
Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его речь - языковые способности и личностные свойства.
Приведенное определение включаег в себя широко распространенное представление о культуре речи как следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения.
Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представлений. Это значение термина «культура речи» оказывается близким значению термина «культура языка».
Для того чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки зрения культуры речи (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуникативным качествам, выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика исследования и т. п. -все то, что составляет основу познания данной области науки. Поэтому употребление термина культура речи в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, обучении о культуре речи. Учение о культуре речи тесно связано с ораторским искусством, риторикой.
Социальная задача данного элективного курса - воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм. Первая часть этой задачи - субъективная: в виде освоения норм языка, выработки правильности речи как условия приобщения к культурным ценностям свободного цивилизованного мира. Вторая часть задачи, связанная с первой, может быть представлена как гносеологическая - исследование факторов, разрушающих нормы литературного языка, с целью сохранения, поддержания и пропаганды норм литературного языка.
В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно. Восполнить это в 10 классе поможет элективный курс «Культура русской речи», обязательный для посещения по выбору учащихся, входящий в состав гуманитарного профиля обучения на старшей ступени школы. В данной программе центральную часть представляет раздел о грамматических нормах, а также нормах произношения современного русского языка.
Основные задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах:
- дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего
(полного) общего образования» - обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного
языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по
русскому языку»; - обеспечить практическое использование знаний и умений по
культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.
Программа рассчитана на 34 часа (из расчета 2 часа в неделю в течение одного полугодия).
Возможные виды деятельности учащихся: анализ, конструирование, написание, редактирование собственного высказывания или речи, ролевые игры, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, составление таблиц, изготовление наглядных пособий - памяток, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.
Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Введение. Язык и речь. | 1 | |
2 | Культура человека и культура речи. | 1 | |
3 | Логичность речи | 1 | |
4 | Точность, ясность и простота речи | 1 | |
Богатство речи | 7 | ||
5 | Полисемия (многозначность слов) | ||
6 | Синонимия | ||
7 | Синонимическое богатство русского языка. | ||
8 | Антонимы. Роль антонимов в речи. | ||
9 | Омонимы. Роль омонимов в речи. | ||
10 | Выбор и употребление паронимов. | ||
11 | Зачетная работа | ||
12 | Чистота речи | 1 | |
13 | Уместность речи | 1 | |
Правильность речи | 12 | ||
14 | Правильный выбор слова | ||
15 | Как правильно употреблять части речи. Параллельные формы имен существительных. Разные формы имен прилагательных | ||
16 | Как используются имена числительные | ||
17 | Секреты местоимений | ||
18 | Особенности употребления глаголов | ||
19 | Чему учит синтаксис. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим | ||
20 | Как согласуются определения и приложения | ||
21 | Формы управления. Обособленные обороты | ||
22 | Правила употребления сложных предложений | ||
23 | Трудности произношения | ||
24 | Орфоэпические нормы | ||
25 | Проверочная работа | ||
26 | Образность речи | 5 | |
27 | Какую речь называют образной | ||
28 | Эпитеты. Сравнения. Метафоры | ||
29 | Метонимия. Синекдоха. Олицетворение | ||
30 | Гипербола. Литота. Аллегория | ||
31 | С оч пне ние-м иниатюра | ||
32 | Живость, эмоциональность, выразительность речи | 1 | |
33 | Благозвучие речи | 1 | |
33-34 | Итоговая конференция | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).
Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложени...
рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"
материал для подготовки выпускников к ЕГЭ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс
Рабочая программа по элективному курсу «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся» для 9 класса составлена н...
Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе
Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...