Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан на 17 учебных часа (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано
Руководитель МО МБОУ Заместитель Руководитель МБОУ
_______/Потапова Е.Е./ руководителя по «Старо-Матакская СОШ» СОШ»
Протокол №_____ от БМОУ «Старо- Матакская СОШ
________/ПотаповаЕ.Е../
«____»________2012г. /Советникова НН/ Приказ №_____
«____»__________2012г. «____»______
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи.»
учителя
муниципального общеобразовательного учреждения
«Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»
Потаповой Елены Евгеньевны,
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
«_____» ___________2012 г
Календарно – тематический план работы преподавателя
на 2011- 2012 учебный год
Дополнительные методические пособия для учителя Бакина М.А. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в современной поэзии. РЯШ -1980г,№3, Бельчиков . Ю.А. Лексическая стилистика. Барлас Л.Г. Русский язык .Стилистика.М.,1987г. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. Ковалев В.П .Выразительные средства художественной речи.
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является более детальное рассмотрение жизни слова и фразеологизмов в языке, их влияние на функционирование предложения как наименьшей коммуникативной единицы. Курс рассчитан на 17 учебных часа (1 час в неделю).
Пояснительная записка
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкового материала. Обучение школьников различным лексикологическим и лексикографическим умениям, работе со словарем, а также собственной речевой деятельности чащихся в устной и письменной форме.
Цель занятий – расширить и углубить знания учащихся в этом направлении.
Задачи курса:
1. Научить выстраивать логическую цепочку для решения фразеологических задач.
Данное тематическое планирование обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- выявление и поддержка одаренных учащихся;
- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку;
- развитие устной и письменной связной речи учащихся;
- пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Планируемый результат |
1 | Введение. Язык и его назначение в человеческом обществе. Особое положение слов и фразеологизмов в языке. | Составление опорных схем | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать. |
2 | Функции слов и фразеологизмов в языке. | Составление опорных схем | 1 | Уметь работать со словарями и словарной статьё |
3 | Толковые словари слов и фразеологизмов как «кладовые» лексики языка. | Составление опорных схем | 1 | Уметь создавать опорные карты и схемы. |
4 | Умение пользоваться толковыми словарями. | Решение ребусов и лингвистических задач | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать. |
5 | Слова и фразеологизмы –элементы лексической системы. | Решение ребусов и лингвистических задач | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать |
6 | Семантическое поле слова, фразеологизма; парадигма слова | Составление опорных схем | 1 | Уметь создавать опорные карты и схемы. |
7 | Словари синонимов,антонимов,омонимов,.ди алектных и профессиональных слов. | Подготовка проектов. | 1 | Самостоятельное создание лингвистических проектов. |
8 | Пути появления в языке новых слов и фразеологизмов. | Подготовка проектов. | 1 | Самостоятельное создание лингвистических проектов. |
9-10 | «Чужие» слова в русском языке и их приспособление к лексической системе русского языка. | Тренировочные упражнения | 2 | Закрепление навыка вычленения морфем |
11 | Этимологический словарь как источник установления «биографии» слова. | Практикум. Работа с карточками | 1 | Безошибочное нахождение среди многих морфем морфемы-приставки. |
12 | Изменение в структуре и значениях слов, в составе и значении фразеологизмов. | Решение лингвистических задач. | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать |
13 14 | Слово и фразеологизм в контексте. | Решение лингвистических задач. | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать |
15-16 | Употребление слов и фразеологизмов в текстах разных функциональных стилей. | Решение лингвистических задач. | 1 | Уметь находить правильный ответ, логически рассуждать |
17 | Культура слова в речи говорящих и пишущих. | Решение лингвистических задач
| 1 | Сформирование умения выбирать правильный вариант (при тестировании). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/20/picture-100969.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)
Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....
Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"
Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-595090-1425208090.jpg)
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328341-1382970978.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-684490-1511359984.png)
Исследовательская работа по русскому языку "Употребление слов-паразитов в речи школьников"
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшу...