Урок " Вставные слова, словосочетания и предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Ширлина Татьяна Васильевна

 Тип урока: урок «открытия» новых знаний.В тематическом планировании на изучение  данной темы отводится один час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rus.yaz_.pptx558.19 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический анализ предложений Вероятно, ученики усвоят новую тему. Ученики, безусловно, усвоят новую тему. Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.

Слайд 2

Тема урока: Вставные слова, словосочетания и предложения

Слайд 3

Цели урока: УЗНАЕМ… ВЫЯСНИМ… НАУЧИМСЯ…

Слайд 4

Тест по теме «Вставные конструкции» КЛЮЧ: 1) 2 2) 3 3) 2

Слайд 5

Приём « Неоконченные предложения» 1.Мне урок понравился/ не понравился… 2.Сегодня я узнала… 3.Я научилась… 4. Я усвоила/ не усвоила материал урока.

Слайд 6

Домашнее задание Выбери! 1)п. 62, 2)упр. 390 3)творческая работа: мини - сочинение «Что такое милосердие? » 1)п.62, 2)упр. 390

Слайд 7

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

1.МОБИЛИЗУЮЩЙЙ ЭТАП.

Добрый день, уважаемые гости и ученики 8 класса! Давайте улыбнемся и подарим друг другу  хорошее настроение. Начинаем наш урок.  

У каждого из вас есть листы самооценки.  В течение урока вы будете выполнять различные задания  и  оценивать их  отметкой. В конце урока, суммировав отметки, вы получите одну отметку за урок.  Напишите в специальной строке свою фамилию и имя.

Древнегреческий философ Сократ говорил: «Чтобы узнать новое, надо прочно держать в голове уже познанное». Проверим?

Фронтальный опрос.

Какие конструкции вы исследовали на прошлых уроках? Давайте вспомним, что такое вводные конструкции?  Какие слова называются вводными? Являются ли вводные конструкции членами предложения? Как выделяются вводные  слова и вводные сочетания слов  на письме и в речи? А вводные предложения? Где Вам будут нужны эти знания?  Молодцы!

2.Подготовка к ОГЭ.

Мы продолжаем  подготовку к основному государственному экзамену по сборнику И.П.Цыбулько…… Вспомните, пожалуйста,  в каком задании  экзаменационной работы  части 2  надо произвести пунктуационный анализ предложений   с вводными конструкциями.(10). Правильно.  Откройте, пожалуйста,  свои сборники и   найдите   вариант 28 задание 10.  Зачитайте данное задание.  Самостоятельно выполните задание10 тестовой  части. Взаимопроверка.

 Ответ: 34. Правильно. Что выражает вводное слово конечно? ( уверенность). Молодцы.  

Оцените свою работу.

Я уверена, что задание 10 тестовой части экзамена Вы выполните  без ошибок.

  1. Этап целеполагания

А сейчас давайте произведём лингвистический   анализ данных предложений.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ(1 слайд)

- Ребята, готовясь к уроку  по новой теме, я задумалась: а справятся ли мои ученики с новым материалам?

Вероятно, ученики усвоят новую тему.

Ученики, безусловно, усвоят новую тему.

Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.

-  Что , на ваш взгляд, общего у данных предложений? (Эти предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные, в них одна грамматическая основа, значит, они простые, двусоставные, распространённые( в предложениях есть второстепенные члены),

- Чем отличаются предложения? Во втором и третьем предложениях передано отношение к тому, о чем Вы говорите. А чем отличается 4-е предложение от остальных? Верно, внутри данного предложения находится самостоятельное предложение, которое заключено в скобки.

А чем отличаются?  2,3 предложения осложнены вводными  конструкциями. (В первом предложении вводное слово обозначает предположение, второе - уверенность.  А 4 предложение осложнено незнакомой конструкцией.

Мы знаем, как называются такие конструкции? (Нет) Давайте сравним ее с вводной конструкцией. Что общего у данной конструкции с известными нами вводными? (Грамматически не связана с предложением, грамматическая связь отсутствует, не является членом предложения).

- Каково назначение данной конструкции? ( Содержит дополнительную информацию).

Правильно. Молодцы.

ВЕРНО, внутри данного предложения находится самостоятельное предложение, которое заключено в скобки. ОНО   грамматически не связана ни с одним из членов предложения,   Вставлено в основное, главное  предложение

Оценивание.

4.Открытие темы урока. Постановка целей.

- Как мы назовём такие конструкции, которое ВСТАВЛЯЮТСЯ  в предложение? Правильно. А что будет входить во ВСТАВНЫЕ конструкции?

Как будут называться такие слова, словосочетания и предложения?

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Презентация, слайд 2

Тема: Вставные слова, словосочетания и предложения

Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. ( СЕЛИ КРАСИВО. Помните: ПОЧЕРК РАЗБОРЧИВЫЙ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ  УСЛОВИЙ ПРИ Успешном СДАЧЕ ОГЭ). ( Запись темы урока в тетрадь.) 


Отлично! Теперь, исходя из всего перечисленного, давайте сформулируем цели сегодняшнего урока

Презентация (3 слайд)

 Узнаем, что такое вставные конструкции, выясним их назначение, научимся находить вставные конструкции в тексте и правильно оформлять такого рода конструкции на письме знаками препинания.

Молодцы.

ОЦЕНИВАНИЕ

5.Исследовательская работа с материалом учебника.

 Откройте  п. 62  учебника стр.              Сейчас проведём исследовательскую работу  по новому материалу учебника на стр.     о вставных словах , словосочетаниях и предложениях.

Составим кластер, главное слово которого «Вставные конструкции».

Каждому из Вас я раздам по вопросу, на который нужно найти ответ из текста учебника, быстро и правильно.

Вы находите ответ в учебнике, затем выбираете из разложенных на столе листов  лист с нужным ответом  и прикрепляете на доску.  

Приступайте к работе.

КЛАСТЕР

ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

выражают дополнительные пояснения, уточнения и поправки

 расширяют информацию, которая содержится в предложении

 чаще выделяются скобками и тире, когда нужно показать тесную связь с сообщением

в устной речи выделяются паузами, произносятся с убыстрением

осложняют предложение

Давайте, прочитаем, что мы узнали о вставных словах, словосочетаниях и предложениях.

Хорошо. Запишите, пожалуйста, предложение  Ученики (об этом можно даже не переживать) усвоят новую тему.

Назовите вставную конструкцию.

Что она собой представляет? Это  вставное предложение. Правильно. Как вы оформили данную конструкцию на письме?  Как вы думаете, что выражает данная конструкция?( собственная цель высказывания).

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОТМЕТКУ.

6. Закрепление изученных знаний.

1)Закрепим изученный материал, выполнив упр. 385

Вади́м Валериа́нович Ко́жинов (5 июля 1930, Москва — 25 января 2001) — советский, затем российский литературовед, критик и публицист.

-Прочитаем задание упражнения.

- _Как  вы считаете, что нужно  сделать, чтобы выполнить данные задания?

Прежде чем приступить к чтению текста, проведём словарную работу.

Перед Вами лежат основные понятия. Они нам пригодятся при написании сочинения – рассуждения на ОГЭ. Раскроем данные понятия.

Тезис- мысль, которую надо доказать .

Духовность- стремление к внутреннему совершенствованию, мораль человека, то, чем дышит душа, это ваши поступки, слова.

Бытие- жизнь, существование.

Закономерен – вполне понятный, обоснованный.

Подготовьтесь  к выразительному  чтению текста, не забывая о том, что в устной речи предложения со вставными конструкциями произносятся с убыстрением и тоном ниже, чем основное предложение.  Вам даётся 1 мин на подготовку.

Текст небольшой, поэтому у вас есть 1 мин для подготовки. ( На устном собеседовании по русскому языку в 9кл. даётся на данное задание 2мин. ).

Прочитайте выразительно текст российского литературоведа Вадима Валериановича Кожинова.

2)Приступаем к анализу текста. ГРУППОВАЯ РАБОТА

 Согласны ли вы с высказыванием  Кожинова? Какую мысль старался доказать автор?

Песня – это душа русского народа. Это источник здоровья, хорошего настроения, летопись судьбы народа.  Песня, как верный друг, всегда рядом с человеком: и  в горе, и в радости.  Это такие песни, как «Во поле березка стояла…», «Калинка, малинка», «»,“Солдатушки, бравы ребятушки” … Эх, дубинушка, ухнем! И другие.

Именно поэтому без неё немыслима жизнь  человека.

Оказывается , в древних славянских словах дух и душа имели один корень  « дух», в значении «воздух».

Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура. 

- Проанализируем употребление вставных конструкций.

РАБОТА В ГРУППЕ

 Сколько конструкций в тексте? Укажите, какая вставная конструкция обогащает ( расширяет) содержание предложения? 1

Какая поясняет мысль? 3

Какая уточняет мысль автора? 2.  

 Какими знаками препинания выделены вставные конструкции? Почему в последнем предложении вводная конструкция выделена тире? Вставная конструкция более тесно связана с главнм сообщением.

Назначение  вставных конструкций:

1.)обогащение содержания предложения,(1предл.)

2.) уточнение мысли автора (2предл.)

3) пояснение мысли,( 3 предл.)

Оцените работу в группе. 

Физминутка  Гимнастика для глаз.

На стенах класса  разбросаны  слова пословицы.  Зачитайте пословицу.Добрые дела красят человека.

Воспитательный момент: Объясните смысл пословицы.

Доброе дело - это такой поступоккоторый приносит пользу не тому, кто его совершает, а другим людям. без какой-либо выгоды для себя.  Поэтому человек, который добрые дела совершает пользуется любовью и уважением окружающих.

Спешите делать добро и совершать  добрые дела, ведь 2018 год указом президента В.В. Путина объявлен Годом добровольца.

3) А сейчас выполним фонетический разбор слова  исчезать. ( На доске выполняет …)

Фонетический разбор слова  Исчезать – 3 слога

и

[и]

:

гласный

с

ч

[щ']

:

согласный, глухой, мягкий

е

[и]

:

гласный, безударный

з

[з]

:

согласный, звонкий,  твёрдый

а

[а]

:

гласный, ударный

т

[т']

:

согласный, глухой, мягкий

ь

8б. 6 зв.

Проверьте, пожалуйста.

4) Продолжаем закреплять изученный материал, проверьте свои знания и выполните  тест. Работа в парах.

Проставляем балл. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

ВЗАМОПРОВЕРКА. Проверка по ключу ( слайд).

7. Итог урока. Рефлексия.

-  Подведём итоги.

Приём « Незаконченные  предложения»

Продолжите фразу:

Мне урок понравился/не понравился, потому что

 Сегодня я узнала…
Я усвоила / не усвоила  материал урока.
Я научилась…

Приём «Корзина благодарностей» (сердечки взять, сказать слова благодарности и положить в корзину.)

Я всех благодарю за  работу за урок!!! Все молодцы!!!

8.Оценивание

Исходя из получившегося балла поставьте себе ОТМЕТКУ. 

Какие отметки вы поставили? Я согласна с ними.

9. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. Выберите для себя 

1)п. 62,

2)упр. 390

3)творческая работа: привести 2 примера к понятию  «Что такое милосердие?».

ИЛИ

1)п.62,

2)упр. 390.

И в завершении нашего урока послушайте красивое стихотворение  узбекского поэта Сабира Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Приложение 1

Лист самоконтроля

           Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид  задания

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тест по теме «Вставные конструкции»
1. Какое утверждение является неправильным?
1) Осложненным считается предложение, в котором есть однородные члены, обособленные члены предложения, вводные слова и обращения.
2) Вставные  слова в предложении выступают как определения, дополнения или обстоятельства.
3) Обращение не является членом предложения.
4) Помимо вводных, существуют еще вставные конструкции.

2. В каком предложении есть вставная конструкция?
1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
2) Весь месяц, за исключением нескольких дней, стояла тридцатиградусная жара.
3) Часто приходилось общаться жестами (чужого языка я просто не знал), и многие принимали меня за немого.

(Вставная конструкция выделена скобками и  она  поясняет  мысль автора).
3. Найдите предложение, в котом  есть вставное  предложение (знаки препинания не расставлены).
1) По словам Веры  Варенька очень редко говорила о своей больной дочери.
2) Молодой воробей выпал из гнезда ветер сильно качал березы аллеи и сидел неподвижно. ( Ветер сильно качал берёзы аллеи -
пояснение)

ключ

1. - 2)
2. - 3)
3. - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."

Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".

Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях....

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"

Индивидуальное логопедическое занятие"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласныхв слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях"Н.Н.Долженкова,учитель-логопедОКОУ «Курская школа «Ступени»...