Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.
план-конспект урока на тему
Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.
Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_a-ya.docx | 196.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.
I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
- формирование понятия различия букв "а" и "я";
- закрепление и уточнение словаря;
Коррекционные:
- развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
- развитие пространственных представлений;
- развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
- закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
- закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
- закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
- развитие лексики.
Воспитательные:
- формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
II. План занятия:
- Организационный момент.
- Развитие пространственных представлений.
- Объявление темы урока.
- Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
- Развитие умения составления слов из отдельных букв.
- Тренировка в составлении словосочетаний.
- Физминутка.
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Работа на уровне предложения:
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
III. Основные методические приемы:
- Показ образца;
- пояснение;
- объяснение;
- использование средств наглядности;
- наводящие и подсказывающие вопросы;
- педагогическая оценка.
IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.
V. Подготовка конспекта занятия:
Использование литературы:
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л., 1988.
- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у младших школьников. – М., 1989.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М., 1970.
- Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.
Ход занятия
1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности):
– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.
2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1
(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)
– Назовите № квадрата, в котором нарисована:
- звезда под флагом (15);
- шар под флагом (12);
– Скажите, что нарисовано:
- под звездой (5; 8);
- над флагом (8;14);
3. Объявление темы урока: см. приложение 2
– Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
– Что это? (Арбуз)
– Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)
– Звук «а» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)
– Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой "А").
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
– Что это? (Яблоко)
– Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)
– Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)
– Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).
Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «а» и «я».
4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:
– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).
– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).
– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)
– Чем различаются эти буквы?
– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.
(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).
5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:
– А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?
д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,
к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г
(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)
– Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.
6. Тренировка в составлении словосочетаний:
– Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.
ХИТРАЯ Б…БОЧК…
ЛОВКАЯ МЫШК…
ПУШИСТАЯ ЗМЕ…
СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…
ЯДОВИТАЯ КОШК…
ЯРКАЯ ЛИС…
7. Физминутка:
«Яблоко»
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать,
Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву.
8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:
(Детям раздаются карточки с заданием).
– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.
Ваня, лесом, любовался.
Стал, Ваня, собирать, землянику.
Соком, алым, налилась, земляника.
Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.
(Дети подчеркивают буквы «а» и «я» карандашами красного цвета.)
9. Работа на уровне предложения:
(Запись на доске)
– Впишите пропущенные буквы «а» и «я» в следующие предложения:
М…ч уп…л в ..му.
С…ш… бр…л на руки бр…т… .
На столе леж…л… тр…пк… .
Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.
(Дети вписывают пропущенные буквы «а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)
10. Итог урока:
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).
– Что у них общего? (Гласные)
– Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).
11. Оценка работы детей.
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».
Приложение 1
Приложение 2.
Ваня, лесом, любовался.
Стал, Ваня, собирать, землянику.
Соком, алым, налилась, земляника.
Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."
Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".
Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ.
К конспекту прилагается презентация....
Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Индивидуальное логопедическое занятие"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласныхв слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"Н.Н.Долженкова,учитель-логопедОКОУ «Курская школа «Ступени»...
Урок " Вставные слова, словосочетания и предложения"
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.В тематическом планировании на изучение данной темы отводится один час....
Автоматизация звука Р на материале слов, словосочетаний и предложений с употреблением его в различных позициях
Конспект открытого логопедического занятия...