Правильное употребление имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Культура речи.Правильное употребление имен существительных"(С.И.Львова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_upotreblenie_imen_sushchestvitelnyh.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Культура речи. Правильное употребление имён существительных» (По УМК С.И.Львовой).
Цели: 1.Обучение правильному употреблению имён существительных в речи.
2. Развитие индивидуальной грамотности, культуры речи, а также коммуникативных возможностей личности на уроке русского языка.
3. Воспитание бережного отношения к родному языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока, его целей.
- Работа с эпиграфом.
- Прочитаем эпиграф: «Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь».
- Как понимаете слова лингвиста Л.И.Скворцова?
4. Актуализация внимания.
- Каких учёных-лингвистов вы знаете?
- Кто из них занимался составлением словарей?
- Что такое лингвистика?
- Какие разделы лингвистики вы знаете?
- Что изучается в разделе культура речи?
- Что такое языковая норма?
- Первые нормы, о которых мы поговорим, - орфоэпические.
- Что такое орфоэпия?
- Какие нормы назовём орфоэпическими?
- Каким словарём будем пользоваться? (слайд 3)
5. Рефлексия. Орфоэпические нормы.
- № 286. Вспомните, что обозначают в словарике «Говори правильно» пометы: …и…; …и доп. …; …не реком. …; …нельзя…; очень плохо… Каждую помету проиллюстрируйте примером существительного из указанного словарика.
- Посмотрите на экран (Слайд 4). Произнесите правильно слова в соответствии с пометами произношения и ударения).
- Какие грамматические признаки объединяют приведённые слова?
- А все ли слова среднего рода?
- Посмотрите на следующий слайд (№5). Прочитайте задание: затранскрибировать слова фонетика, орфоэпия, тире, дефис.
- Как называются такие слова?
- Докажите ошибочность утверждения, что слова дефис и тире являются синонимами?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми для вас словами. Прочитайте вслух существительные, данные на плашке.
прецедент
одышка
бессребреник
- Какую ошибку в произношении и написании этих слов обычно делают?
- Что обозначают эти слова?
- Каким словарём пользуемся?
- Составьте предложения.
6. Мини-итог.
- Что такое орфоэпические нормы? Что они изучают?
7. Рефлексия Грамматические нормы. (слайд 8).
- Что такое грамматические нормы?
- Можно ли при помощи окончания прилагательного определить, какого рода существительное?
- Посмотрите на доску:
вкусная салями
красивый тюль
маленькая колибри
умный шимпанзе
белый какаду
быстрый кенгуру
- слайд 8. Может ли с течением времени измениться род имён существительных? Попробуйте ответить на этот вопрос, проанализировав следующие примеры. (слайд 8,9,10,11).
- К какому роду относятся выделенные существительные в СРЯ? Составьте и запишите с ними словосочетания по схеме: прил. + сущ.
- Слайд 12. Представьте себе, что вы с родителями приехали на рынок, чтобы купить продукты для праздничного стола. Составьте письменный отчёт о покупке. Начните его так: «Мы купили много…»
8. Работа с учебником.
- Давайте обратимся к истории.(слайд 13).
- Какие ошибки допустил ученик в употреблении имён существительных? (слайд 14).
9. Мини-итог. Что изучают грамматические нормы?
10. Рефлексия. Лексические нормы. (слайд 15).
- Что такое лексика? Какие нормы назовём лексическими? (Лексические нормы требуют правильного употребления в речи слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистической окраской.)
- Чаще всего встречаются следующие лексические ошибки и недочёты:
- неправильный выбор слова (слайд 16)
- лексическая несочетаемость ( слайд 17)
- тавтология ( слайд 18)
- неоправданное использование однокоренных слов (слайд 19)
- неуместное употребление слов, имеющих окраску, не соответствующую стилю (слайд 20)
- употребление слов-паразитов (слайд 21).
11. Работа с учебником.
- Выполнение упражнения № 302.
12. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильное употребление имен существительных.
Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....
Правильное употребление имен существительных.
Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....
Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"
Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи; знакомит с новыми понятиями – сравнением, поэтическим...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока....
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"
План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...
Презентация "Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы"
Презентация для 5-6 классов...