Рабочая программа по русскому языку 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus.yaz_._10_klass.docx | 42.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное поурочно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка в 10 классе учащиеся должны:
Знать/понимать
-связь языка и истории, культуры русского народа;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы языка, их признаки;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
Уметь
-осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
-проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
Аудирование и чтение - использовать основные виды чтения;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
Говорение и письмо
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать нормы речевого поведения;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание программы учебного предмета
Общие сведения о языке (7 ч.)
Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский). История развития русского языка. Периоды в истории развитии русского языка. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова. Культура речи.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (4 ч.)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч.)
Повторение по теме «Лексика». Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка.
Морфемика и словообразование (4 ч.)
Повторение морфемики и словообразования. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
Морфология и орфография (6 ч.)
Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написания.
Речь. Функциональные стили речи (7 ч.)
Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий анализ текста. Научный стиль речи. Конспект, тематический конспект, реферат.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Общие сведения о языке | 7 |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 4 |
Лексика и фразеология | 6 |
Морфемика и словообразование | 4 |
Морфология и орфография | 6 |
Речь. Функциональные стили речи | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол.-во ч. | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного Содержания образования | Требования к уровню Подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||||||||
Общие сведения о языке 7 ч. | ||||||||||
1 | Роль языка в обществе | 1 | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении | Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения | Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления. Иметь представление о социальной сущности языка | Организация совместной учебной деятельности | Упр.2, выучить гимн | ||
2 | «Язык каждого народа создан самим народом». (К. Д. Ушинский) | 1 | Комбинированный | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVIIвв.; период выработки норм русского национального языка | Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности | Знать общие сведения об истории языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления | Организация совместной учебной деятельности | Упр.15 | ||
3 | История развития русского языка | 1 | Комбинированный | Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире | Умение работать с учебной и справочной литературой | Знать общие сведения об истории развития языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками | Самостоятельная работа | Упр.17, подготовка к контрольной работе | ||
4 | Периоды в истории развития русского языка. Входной контроль | 1 | Комбинированный | Язык и общество. Язык и культура. Язык и не тория народа. Три периода в истории русского языка. | Умение работать е учебной и справочной литературой. Контроль знаний и умений учащихся | Знать общие сведения о периодах в истории развития языка в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования. Иметь представление о происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками | Устный опрос. Контрольный диктант с грамматическим заданием | Комплексный анализ текста, повторение | ||
5 | Место и назначение русского языка в современном мире | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене | Навык работы с учебником | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа. Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом, уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально- культурным компонентом | Фронтальный опрос | Упр.34 | ||
6 | Стилистические функции устаревших форм слова | 1 | Комбинированный | Обобщение изученного по теме: «Стилистические функции устаревших форм слова», формирование умения определять роль слов с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики | Знать общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Конструирование предложений | |||
7 | Культура речи | 1 | Комбинированный | Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка | Функции русского языка как учебного предмета | Иметь представление о культуре речи, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками | Беседа, проблемные задания | Повторение | ||
Фонетика. Орфоэпия. Орфография 4 ч. | ||||||||||
8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | 1 | Комбинированный | Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка. Уметь производить орфографический и фонетический разборы | Беседа, проблемные задания | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы Сб.ЕГЭ, стр.24-26, 31-34 | ||
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | 1 | Комбинированный | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Роль ударения в стихотворной речи | Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Организация совместной учебной деятельности | Ответ устно на вопрос: «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке», упр.25 | ||
10 | Принципы русской орфографии | 1 | Комбинированный | Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии | Классификация ошибок, умение правильно объяснять графически орфограмму | Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы | Тренинг, практикум | Упр.37 | ||
11 | Фонетический разбор | 1 | Комбинированный | Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки | Применение знаний по фонетике в практике правописания и говорения | Знать основные орфограммы, изученные ранее. Уметь соблюдать в практике Письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разборы | Тренинг, практикум | Упр.59,61 | ||
Лексика и фразеология 6 ч. | ||||||||||
12 | Повторение по теме «Лексика» | 1 | Комбинированный | Лексическая система русского языка | Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Знать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения. Уметь осуществлять речевой самоконтроль | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста, упр.67,68 | ||
13 | Сферы употребления русской лексики | 1 | Комбинированный | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная | Передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | Знать сферы употребления русской лексики. Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Конструирование предложений t | ЕГЭ, стр.61, № 3,4,5 | ||
14 | Исконно русская и заимствованная лексика | 1 | Комбинированный | Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова | Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики | Знать понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи | Конструирование предложений | Комплексный анализ текста, упр.65 | ||
15 | Русская фразеология | 1 | Комбинированный | Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Крылатые слова, их происхождение | Знать понятие фразеологизмов. Уметь определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов | Конструирование предложений | Комплексный анализ текста, из художественного текста выписать 10 предложений с фразеологизмами, определить, какими членами предложениями они являются | ||
16 | Словари русского языка | 1 | Комбинированный | Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Лексико-фразеологический разбор. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза | Уметь извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. Лексические и фразеологические словари | Конструирование предложений | Комплексный анализ текста, подготовка к контрольной работе | ||
17 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контрользнаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками. Повторение | ||
Морфемика и словообразование 4 ч. | ||||||||||
18 | Повторение. Морфемика и словообразование | 1 | Комбинированный | Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. Запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста, знать способы словообразования, подобрать примеры к каждому способу | ||
19 | Способы словообразования | 1 | Комбинированный | Основные способы словообразования. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор | Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания | Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов | Организация совместной учебной деятельности | Словообразовательный разбор слов: переход, прибрежный, дошкольник, заходить, шахматно-шашечный, вагоностроительный, завмаг, ТЮЗ | ||
20 21 | Вырази тельные словообразовательные средства | 2 | Комбинированный | Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно- стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова. Словообразовательный разбор | Анализ, выбор, использование выразительных средств словообразования | Знать основные выразительные средства словообразования. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Проекты- презентации с применением ИКТ | Повторить части речи | ||
Морфология и орфография 6 ч. | ||||||||||
22 | Тест по теме «Части речи» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм | Знать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Повторение | ||
23 | Трудные вопросы правописания ни нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий», 'изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Повторение «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» | ||
24 | Правописание н и ни в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание ни нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание окончаний разных частей речи», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Повторение «НЕ-НИ с разными частями речи» | ||
25 | Правописание не и ни с разными частями речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм «Правописание не и ни с разными частями речи», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Повторить правописание наречий | ||
26 | Правописание наречий | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основныxтипов орфограмм «Правописание наречий», изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Тесты ЕГЭ | ||
27 | Слитное, раздельное и дефисное написания | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разборов при написании слов различной структуры и значения | Знать основные типы орфограмм, изученные в 5-9 классах, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь обосновывать свой выбор | Комментированное письмо. Самостоятельная работа | Тесты ЕГЭ | ||
Речь, функциональные стили речи 7 ч. | ||||||||||
28 | Что такое текст? | 1 | Комбинированный | Текст, его строение и виды его преобразования | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать признаки текста и его функционально- смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста. Вспомнить способы и средства связи предложений в тексте | ||
29 | Способы и средства связи между частями текста | 1 | Комбинированный | Текст, его строение и виды его преобразования. Способы и средства связи между частями текста (лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте) | Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Знать способы и средства связи между частями текста. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | ||
30 | Типы речи | 1 | Комбинированный | Типы речи (описание, повествование, рассуждение); основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств | Умение находить и исправлять языковые ошибки | Знать основные типы речи, их признаки. Уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | ||
31 | Речеведческий анализ текста | 1 | Урок систематизации ЗУН | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текстов | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров | Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | ||
32 | Научный стиль речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Понятие «стили речи». Отличие книжных и разговорного стилей речи. Особенности научного стиля речи | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст | Творческая работа | Стилистический анализ текста | ||
33 | Конспект. Тематический конспект. Реферат | 1 | Урок систематизации ЗУН | Текст, его строение и виды его преобразования. Понятие о конспекте. Структура научных определений и автобиографий. Тезисы, аннотация, выписки, реферат | Анализ художественного и научно-популярного текстов | Знать основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально- смысловых типов. Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; совершенствовать и редактировать собственные тексты, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста, подготовка к контрольному диктанту | ||
34 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками |
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей
Класс | Предмет | Программа | Темы занятий |
10 | Русский язык | А.И.Горшков Стилистика текста и функциональная стилистика, М.:АСТ: Астрель, 2006 | 1 .Язык художественной литературы 2.Слово и образ 3.Тема и идея 4 .Стилистическая окраска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....