Рейтинговая система оценки знаний детей с ОВЗ
статья по русскому языку на тему

Никифорова Наталья Григорьевна

 Опыт работы по оцениванию знаний обучающихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reytingovaya_sistema_otsenivaniya_znaniy.docx621.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания знаний

детей с ограниченными возможностями здоровья

           Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний обучающихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна осуществлять обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы,  насколько он продвинулся вперёд, а также  о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение; отмечать даже незначительные продвижения обучающихся, позволяя им работать в собственном темпе; ориентировать их на успех; содействовать становлению и развитию самооценки школьников. Особенно остро система оценивания стоит с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку темп освоения учебного материала  у них разный, физиологические возможности индивидуализированы. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

      С недавних пор в процесс образования появилась  новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля.  Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся. Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.

       Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

      Предлагаю вниманию читателей опыт применения рейтинговой системы контроля знаний по русскому языку и литературе детей с ОВЗ в Центре образования и комплексного образования детей Министерства образования Чувашской Республики. Среди обучающихся есть дети с разными формами заболеваний и ограничений здоровья, поэтому неизбежно встал вопрос: как оценивать, какие способы и методы использовать, если ребята совершенно разные по восприятию учебного материала, уровня обучения, в том числе и технические приемы школьной деятельности (скорость письма, невозможность создания рукописного текста и т.п.).

        Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель объясняет родителям и ученикам основные принципы данной системы. Рейтинговая система  с основном применяется в промежуточных самостоятельных, контрольных, четвертных работах разного уровня  как по русскому, так и по литературе.  

     К примеру,  после изучения темы «Причастие» в 7 классе учителем была составлена контрольная работа, в которой были вопросы и по теоретической, по практической части. Ученик должен проработать 7 заданий и максимально может набрать 52 балла, при проверке используется следующий принцип: правильный ответ – 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла, неправильный ответ – 0 баллов. Учитель использует формулу:

Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале:

0-57 %    - «неудовлетворительно», 58-70 % -«удовлетворительно», 71-92 % - «хорошо», 93-100 % - «отлично».    

     Рейтинговая  система оценки, контроля и учета знаний нацелена на полноту, всесторонность, систематичность и объективность уровня знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ. Данный вид оценки помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинговой системы появляется возможность включить самих обучающихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе.

Как показывает опыт, применение рейтинговой системы побуждает всех: учащихся стать активными участниками образовательного процесса на уроке, родителей следить за индивидуально-личностным ростом своего ребёнка, учителей к постоянному поиску новых форм и методов обучения. Итак, данная система позволяет создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. В этом и состоит наша главная задача на пути к совершенствованию качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.

Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....

Рейтинговая система оценки знаний

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Эта программа позволяет  создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Презентация выступления на конференции...

Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"

Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....

Рейтинговая система оценки знаний учащихся

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровье-сберегающие технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно – модульное обучени...