Урок развития речи «Искусство быть другим»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_byt_drugim.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Горшеченская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Жиронкина»
«Искусство быть другим»
(урок развития речи)
7 класс
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы высшей категории
Замулина Вера Станиславовна
Цели :
- Сформировать у обучающихся понятия «сочувствие», «сострадание, «эмпатия», «альтруизм»; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей.
- Развивать у ребят навыки связной речи, мышление;
- Воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям.
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Ф. Тютчев
Оформление:
- Плакаты с двумя правилами.
Правило первое: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
- Плакаты с толкованием слов:
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.
Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.
- Плакаты с советами Д.Корнеги.
- Высказывайте своё доброе отношение к людям.
- Улыбайтесь.
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Ребята, я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке общения, который я назвала «Искусство быть другим». Почему так, вы узнаете немного позднее. А сей час я хочу обратиться к вам с вопросом:
«Как вы определите искусство общения? Талант общения? Дар общения – что это такое по-вашему? (Ответы обучающихся).
Итак, вы почти все считаете, что искусство общения- это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, все вы исходите из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но давайте послушаем отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» ( т.1, ч. 1, гл.17). (чтение отрывка учеником).
О ком из героев можно сказать, что у него дар общения, талант? Почему? (ответы обучающихся).
Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом – эмпатия. Давайте запишем это определение. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. (запись обучающимися определения). Вот об эмпатии мы и поведём сегодня речь. Мы узнаем с вами, от чего зависит способность понимать других людей, и подумаем, можно ли научиться сочувствию. А что такое сочуствие? Сочувствие – это… (запись учениками определения). Чтобы понять это, наверное, надо поставить себя на место того человека, которому плохо, у которого случилось горе, несчастье и увидеть мир его глазами, а мы часто делаем наоборот.
Что же такое сострадание? (Обучающиеся записывают определение)
У А.С.Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией ульюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Вдумайтесь, ребята, у А.С.Пушкина жить – это мыслить и страдать.
Почему он ставит рядом эти два слова? (ответы учеников).
Животное тоже может чувствовать, испытывать боль и страх, холод и голод,
но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветлённое разумом мучение. Страдание делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это нас заставляет делать то, на что человек способен.
- А на что, ребята, человек способен? ( ответы обучающихся).
Да, я согласна с вами, что человек способен мстить, утешать, любить, жертвовать и даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни другого человека!
- А можно ли научиться сочувствию? ( ответы обучающихся).
- Что называется состраданием? ( учащиеся записывают определение в тетради с плаката).
- Ребята, а можно ли развить в себе способность к состраданию? (ответы обучающихся).
Да, можно. Может быть, вам помогут два правила:
Правило первое: научись ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Давайте и мы попробуем это сделать. Представьте себе такую ситуацию: сегодня на улицах мы часто встречаем безработных, нищих, просящих подаяния, инвалидов. Представьте себе, что и вы увидели нищую, убогую старушку на улице, которая просит у прохожих милостыню. Какие чувства вы испытаете? Что бы вы сделали? Как поступили? (обучающиеся пишут сочинение-миниатюру).
А теперь послушаем и проанализируем, что вы написали. (Анализ письменных работ обучающихся).
Итак, с первым правилом мы разобрались.
Теперь правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей. Один из современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да. Влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю». Да, научиться любить людей труднее всего, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает В.Леви. Но сначала скажите, как выразить своё доброе отношение к людям? ( ответы обучающихся).
«Давайте говорить друг другу комплименты»,- сказал Булат Окуджава. Подумайте и ответьте, какие комплименты вы умеете говорить? (ответы обучающихся).
Ну, а теперь способ, предложенный В.Леви: попробуйте добровольно войти в роль альтруиста. (запись определения с плаката в тетради). Поживите чуть-чуть в роли доброго ангела. Но поживите всерьёз и добровольно. Это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. И через месяц мы обязательно этому посвятим урок.
А теперь запишем советы Д.Корнеги. (запись советов Д.Корнеги с плаката).
У французского писателя А. де Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте её. Автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко лишь одно сердце». Запомните это и вы.
А сейчас хочу прочитать вам одно письмо из детского журнала: « Мы учимся в 7 классе. Класс шумный. На уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. То есть, не все, но большинство наших мальчиков. И если на уроке русского языка, математики, географии у нас тишина, то на уроках английского языка – настоящий разгром. Наша учительница Елена Александровна всегда рассказывает истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить новый материал. Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки – не помогло. А бедная Елена Александровна чуть не плачет от их «геройства». Немногие понимают, что она – человек сильной воли. Другая на её месте давно бы бросила наш класс, а она по-прежнему вкладывает в своё дело всю душу. А безобразия продолжаются. Мы хотим помочь Елене Александровне. Но как? Поставьте нас на правильный путь.» - Так как же поставить ребят на правильный путь? Как бороться с хулиганством? Ответ вы напишите дома. Это будет вашим домашним заданием.
Подведение итогов. Выставление оценок.
И в заключении урока хочу повторить слова Л.Н.Толстого: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся труднее и беспокойнее, но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это только кажется.
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Искусство быть другим"
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....
Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...
Урок развития речи "Искусство быть другим"
Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...
Урок на тему: «Искусство быть другим»
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться понимать и любить людей, научить выражать своё доброе отношение к людям; развивать коммуникативные функции,...
Презентация к теме урока развития речи "Книга - наш друг и советчик"
Материал предназначен для подготовки написания сочинения "Книга - наш друг и советчик"...
УРОК НА ТЕМУ «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ»
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....
Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"
Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...