Открытый урок "Искусство быть другим"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_ustinova_v.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Устинова В.П.
Урок на тему "ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ"
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям.
Оформление: таблички с эпиграфом и толкования слов: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется,- И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...
Ф. И. Тютчев.
Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. (С. Ожегов. Словарь русского языка).
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С.Ожегов. Словарь русского языка).
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Альтруист - человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность - эгоист.
Советы Д. Карнеги:
- Высказывайте свое одобрение людям.
- Улыбайтесь!
- Придерживайтесь дружелюбного тона.
- Помните, что имя человека - самый сладостный для него звук
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала "Искусство быть другим". Почему так, вы узнаете немного позднее.
А сейчас обратимся к анкетам. Вам, ребята, был предложен вопрос: "Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения – это умение общаться с людьми, а дар общения - это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимы, вы исходили из того, что язык — главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но... Сначала послушайте два отрывка. (Отрывок из романа J1. Н. Толстого "Война и мир" (т. I, ч. 1, гл. XVII) читает наизусть учитель; отрывок из повести В. Железникова "Чучело" (гл. 5) пересказывает близко к тексту ученица).
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
- Вы видите, что дар общения - это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце - чуткость восприятий состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом эмпатия.
Вот об эмпатии мы поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научится сочувствию.
- А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начало текст- задача про карлика.
Гномик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (Ребята выдвигают свои версии.)
- Карлик мал ростом и мог дотянутся только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот - ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения. Тема вам была дана - "Самый несчастный день". Шесть человек считают самым несчастным днем, когда они получили "2"; 8 - когда испытали чувство страха или боль (Болезнь, несчастный случай, травма); 3 человека несчастливы, когда их лишают каких-то удовольствий (Прогулки, велосипеда, рыбалки). И только 9 человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (Гибель любимого животного, смерть деда, болезнь отца, внезапный отъезд друга...). Я могу сказать определенно, что эти 9 человек способны на высокое чувство - сострадание.
У А. С. Пушкина есть стихотворение "Элегия". Послушайте отрывок из него. (Учитель читает стихотворение со слов "Но не хочу, о други, умирать!" и до конца.)
Вдумайтесь: у Пушкина жить - это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучится, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло - и он страдает. Страдание - просветленное разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, да же отдавать свою жизнь- и все это во имя жизни!)
- Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила
правило 1-е: научить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения, как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать. Но начнем не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение "Аквариум глазами его хозяина, рыбок и хозяйского кота".
и еще одно упражнение - игра-этюд "Чужая роль": 1) Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; мать младенцу;
2) Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаменационной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино, наездница на лошади, побитая собака.
Правило 2-е: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
Один из великих современных шахматистов признался: "Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него влюбиться, да, влюбиться и стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю".
Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу какой способ предлагает Вл. Леви. Но сначала скажите мне, как выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом.)
"Давайте говорить друг другу комплементы", - сказал Булат Окуджава.
- Попробуем провести аукцион "Кто больше знает формул благодарности? извинения?".
Ну, а теперь способ предложенный Вл. Леви: попробуйте добровольно войти в роль Альтруиста. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите в серьез и добровольно. Исключительно ради себя: это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания - более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем? Итак, "Альтруист на минуту". Выразите свое доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела
Домашнее задание: "Альтруист на день"- сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким образом.
У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых - "Маленький принц". Она о человеческих отношениях, о нежности и откровенности. Прочитайте её, если до сих пор не читали. И подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что "самого главного глазами не увидишь", что "Зорко одно лишь сердце". Запомните, пожалуйста, это.
А сейчас - ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок. Вот письмо:
"Мы учимся в 7 классе. Класс шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. Т.е. не все, но большинство наших мальчишек. И если на уроках русского языка, географии, математике у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского у нас настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна старается отдать нам свои знания, пытается сделать интересными свои уроки. Но, к сожалению, у нее больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые. Другим классам Нина Николаевна рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала.
Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки английского языка - не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их "геройства" . Мы говорили ребятам:" Разве это героизм обижать слабого? Это подлость!" А они лишь головы отворачивают или передразнивают говорящего. Немногие понимают, что наша учительница - человек сильной воли. Другая на ее месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по-прежнему учит нас, по-прежнему вкладывает в свое дело всю душу. А безобразия повторяются тоже по-прежнему. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?"
Напишите дома свой ответ авторам письма.
В заключении учитель произносит еще несколько слов, завершая тему урока.
- JI. Н. Толстой сказал: "Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие".
Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать, -
- так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...
Занятие-практикум:"Искусство быть другим."
Поможет педагогам обучить несовершеннолетних конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций...
Эссе "Быть другой"
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего-люди.Из них на первом месте родители и педагоги.А.С.Макаренко...
Классный час "Искусство быть другим"
Что такое искусство общения, талант общения? Это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). На ...
Классный час "Нелегко быть другом"
Цель: формирование коллектива, обсуждение и принятие правил жизнедеятельности класса, установление благоприятного психологического микроклимата в классе....
Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...
Урок развития речи "Искусство быть другим"
Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...