Урок на тему: «Искусство быть другим»
план-конспект по литературе на тему
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться понимать и любить людей, научить выражать своё доброе отношение к людям; развивать коммуникативные функции, воспитывать внимание к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_byt_drugim.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему: «Искусство быть другим»
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться понимать и любить людей, научить выражать своё доброе отношение к людям; развивать коммуникативные функции, воспитывать внимание к слову.
Оформление. Доска.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать… Ф.И. Тютчев.
Толкование слов.
Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. (С.Ожегов)
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.
Эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как и они.
Альтруист – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Противоположное – эгоист.
Советы Д. Карнеги:
1.Высказывайте своё одобрение людям.
2.Улыбайтесь!
3.Придерживайтесь дружелюбного тона.
4.Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
- Вступительное слово учителя.
–Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для Вас интересен и полезен. Урок я назвала «Искусство быть другим».
Почему так, вы узнаете немного позднее, а сейчас обратимся к анкетам (домашнее задание). Вам был предложен вопрос: «Как бы вы определили искусство общения? Талант общения, дар общения – что это такое, по-вашему?»
(Прослушиваем анкеты, обсуждаем, ведём дискуссию)
- Прослушайте два отрывка (Отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», т.1,ч.1, гл.17 и отрывок из повести Железникова «Чучело», гл. 5)
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?
- Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это, прежде всего, чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом – ЭМПАТИЯ.
Вот об эмпатии мы и поведём речь сегодня.
Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей и подумать, можно ли научиться сочувствию?
- А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст-задача про карлика.
Карлик жил на 20-ом этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а потом шёл пешком. Почему? ( Версии детей)
Да, Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на своё место; мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
- Но больше всего мне о вас рассказали ваши мини-сочинения на тему: «Самый несчастный день в моей жизни» ( Читаем, обсуждаем, не называя автора работы)
Учитель: У Пушкина есть стихотворение «Элегия». Прослушайте, пожалуйста, отрывок из этого произведения. ( Читаю от слов «Но не хочу, о други, умирать…»
- Вдумайтесь: у А. Пушкина жить – это мыслить и страдать.
? Почему он ставит рядом эти два слова?
- Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек, потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать, он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает.
Страдание – просветлённое разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что также может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен только человек: лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни.
? Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?
Да, можно. Может быть, вам помогут в этом два правила:
ПРАВИЛО 1: научись ставить себя на место других, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым общаешься.
Попробуем это сделать, но начнём не с людей. Давайте напишем маленькое сочинение «Аквариум глазами его хозяина, рыбок, хозяйского кота»
- Ещё одно упражнение: игра-этюд «Чужая роль»
1.улыбнитесь так, как улыбается очень вежливый японец, кот на солнышке, мать младенцу.
2.не сходя со стула, посидите так, как сидит директор фирмы, пчела на цветке, наказанный ребёнок, всадник на лошади, побитая собака. ( Обсуждаем, делаем выводы)
ПРАВИЛО 2:в каждом умей видеть его достоинства. Люби людей!
Учитель: один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить, а чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю.
Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Вл-р Леви.
Но сначала скажите мне, как можно выразить своё доброе отношение к человеку?
(Поступком, жестом, словом, мимикой)
«Давайте говорить друг другу комплименты»,- сказал Булат Окуджава.
Попробуем провести аукцион: «Кто больше знает формул благодарности, извинения? (Работа в тетрадях по литературе)
Учитель: Ну а теперь способ, предложенный Вл. Леви:
-попробуйте добровольно войти в роль альтруиста (доска). Поживите чуть-чуть в роли доброго ангела, но поживите всерьёз и добровольно, исключительно ради себя это время посвятите не себе, а кому-то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам, не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался.
Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту»
Задание: выразите своё доброе отношение к присутствующим, одну минуту побудьте в роли доброго ангела.
Д/з: «Альтруист на день». Сравните пережитое состояние с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом. Напишите о своих ощущениях.
Учитель: Мы в этом году познакомились с волшебной сказкой французского писателя А.Сент-Экзюпери для взрослых «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Автор донёс до нас ценную мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь, что зорко лишь сердце…» ( Просмотр фрагментов сказки)
? А чему ещё научила вас эта сказка? Какие мудрые уроки вы извлекли из этого произведения?
- Учитель: Лев Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие» Ребята, я ещё раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока и сказать вам, что если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся труднее и беспокойнее, но совесть их чиста. Бесчувственным только кажется, что им хорошо, на самом деле – они несчастные люди. Любите людей!
Звучит песня «Давайте говорить…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Искусство быть другим"
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....
Занятие-практикум:"Искусство быть другим."
Поможет педагогам обучить несовершеннолетних конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций...
Классный час "Искусство быть другим"
Что такое искусство общения, талант общения? Это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). На ...
Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...
Урок развития речи "Искусство быть другим"
Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...
Урок развития речи «Искусство быть другим»
Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....
УРОК НА ТЕМУ «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ»
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....