Разноуровневые задания на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Разноуровневые задания на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневые задания на уроках русского языка
Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы:
- при изучении нового материала
- при контроле за усвоением знаний, умений и навыков
- при проверке знаний.
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний.
Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень | Виды уровневых заданий | ||
Вопрос | Задача | Задание | |
1 уровень – базовый (оценка «3-4») Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного. |
| Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя). | Теоретическое:
Практическое:
|
2 уровень (оценка «4-5») Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. |
| Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа. | Теоретическое:
Практическое:
|
3 уровень (оценка «5») Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне. |
| Задача, требующая
| Теоретическое:
Практическое:
|
Алгоритм применения заданий.
Учитель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты:
- При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников.
- Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
- В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний.
- Анализ работ позволяет учителю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся.
- Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний.
Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующим:
1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
2.Последовательное освоение и сдача уровней.
3. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %
4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
Разноуровневые задания по орфографии (5 кл.)
Тема. Текст.
Цель: уметь определять тип текста.
1 уровень.
1) Найди текст.
2) Продолжи его, добавив одно предложение.
3) Запиши заголовок к тексту.
4) Запиши, к какому типу относится этот текст.
1 вариант.
а) Муравей нашёл зерно. Зерно перевозят на грузовых машинах. Машины ехали по шоссе.
б) Муравей нашёл зерно. Оно было очень тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал товарищей.
2 вариант.
а) Серёжа и Володя нашли скворца со сломанным крылом. Он не мог улететь на юг. Ребята взяли скворца домой и кормили его всю зиму.
б) Сережа нашёл скворца. Весной скворцы прилетели в сад. В саду много садовых деревьев.
2 уровень.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте.
- Наш замечательный город ____________ на берегу реки Камы.
- Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.
- Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки.
- Эти места удивляют богатой _______________.
- Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту.
- Быстро ___________ на берегу палатки.
- Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр.
- Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
- Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.
- Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.
Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предл..женный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разро..сшийся, зар…сли,
3 уровень.
Прочитай текст.
Овечье стадо паслось далеко в горах. Неожиданно пастух потерял сознание. Собака, сторожившая стадо, проявила редкую сообразительность. Сначала она загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на пастбище и оттуда потащила своего хозяина вниз, к селению. Вскоре жители горной деревушки увидели, что собака приволокла потерявшего сознание человека к порогу дома. Они тотчас же послали за доктором. Пастух был спасён.
Запиши вид текста. Озаглавь его. Составь план текста.
Разноуровневые задания по теме "Числительное"6 кл.)
Колумб
Флот Колумба отплыл от берегов Испании 3 августа 1492 года, и только утром 12 октября моряки увидели землю. Перед ними лежал прекрасный остров. Жители приняли моряков за чудищ, которые вынырнули из морской глубины. Когда из лодок вышли белые люди в блестящих одеждах, местные жители пали перед ними на колени. Они решили, что белые люди боги. Колумб назвал этих жителей индейцами. Более 500 лет это название так и осталось за коренными народами Америки.
Через 1,5 года Колумб приплыл в гавань, из которой он начал путешествие. Умер Колумб 1 марта 1506 года в бедности.
Первый уровень. Спишите, заменяя цифры словами.
Колумб
Флот Колумба отплыл от берегов Испании 3 августа 1492 года, и только утром 12 октября м…ряки увидели землю. Перед ними лежал пр…красный остров. Жители приняли м…ряков за чудищ, которые вынырнули из морской глубины. Когда из лодок вышли белые люди в бл…стящих одеждах, м…стные ж…тели пали перед ними на к…лени. Они решили, что белые люди боги. Колумб назвал этих ж…телей индейцами. Более 500 лет это название так и осталось за коре…ыми народами Америки.
Через 1,5 года Колумб приплыл в гавань, из которой он начал путешествие. Умер Колумб 1 марта 1506 года в бедности.
Второй уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы, заменяя цифры словами. Определите простые и составные числительные, укажите разряд.
Третий уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы, заменяя цифры словами. Выполните морфологический разбор числительных.
Разноуровневые задания по теме «Деепричастие» (7 кл.)
1. Знаки препинания при деепричастном обороте
Первый уровень. (Под руководством учителя.) Расставь знаки препинания. Заполни таблицу.
1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно. 2) Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт. 3) Приложив немного сил пловец пловчиху угостил. 4) Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный. 5) Добиваясь своих прав в Ростов приехал Ростислав. 6) Обмакнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
-зар-зор | |
-гор-гар | |
-кос-кас | |
-плав-плов-плыв- | |
-раст-рос-ращ | |
-бер-бир- | |
-лаг-лож- |
Второй уровень. (Самостоятельно). Расставить знаки препинания. Вставь пропущенные буквы.
1) Раств…рив в воде лекарство тв…рец чувствовал себя прекрасно. 2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары шорт. 3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху угостил. 4) Проведя к…сательную «пятёрку» получил ученик внимательный. 5) Добиваясь своих прав в Р…стов приехал Р…стислав. 6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершенно напрасно.
Третий уровень. Расставить знаки препинания. Подчеркни деепричастные обороты. Вставь пропущенные буквы.
1) Раств…рив в воде л…карство тв…рец чу…ствовал себя прекрасно. 2) Мы соб…раясь на корт б…рём с собой три пары ш…рт. 3) Прил…жив немного сил пл…вец пл…вчиху уг…стил. 4) Проведя к…сательную «п…тёрку» получил ученик вн…мательный. 5) Добиваясь своих прав в Р…стов пр…ехал Р…стислав. 6) Обм…кнув лист в краску вы испортили лист совершен…о напрасно.
2. Работа с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка».
Первая группа. Распространи предложения деепричастными оборотами, выбрав нужное продолжение, запиши их со знаками препинания.
Природа грустит, | ограждая её от несправедливого мира. |
Лес окружает Алёнушку, | растворяя печали и заботы. |
Тёмная вода успокаивает, | думая о судьбе одинокой девушки. |
Вторая группа. Составь предложения с деепричастными оборотами по картине.
Третья группа. Напиши сочинение-миниатюру, начав его словами «Глядя на картину В.М. Васнецова «Алёнушка»…»
Разноуровневые задания по теме «О - Ё после шипящих» (7 кл.)
Первая группа. Учащимся предлагается расставить знаки препинания и заполнить таблицу.
Вторая группа задание усложняется: Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы.
Третья группа: Расставьте знаки препинания, подчеркните причастные обороты, вставьте пропущенные буквы, составьте предложение с деепричастным оборотом.
Разноуровневые задания по теме
"Правописание Н_НН в суффиксах причастий" (7 кл.)
Это занятие, на котором всё неожиданно, всё необычно, ярко, красочно. (Необходимо заполнить карточки).
Для учащихся 1 уровня: соберите в корзину фрукты с изучаемой орфограммой,
учащимся 2 уровня задание даётся посложнее: составьте рецепт, используя продукты, изображённые на карточках,
учащимся 3 уровня предлагается продолжить историю об удивительных превращениях продуктов.
Разноуровневые задания по теме «Словосочетание» (8 кл.)
Первый уровень. Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.
Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
Второй уровень.Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.
Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)
Второй уровень. Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки
Управление в согласование: туман перед рассветом, разбить вазу, лучи солнца
Согласование в примыкание: весёлый разговор, радушная встреча, турецкий кофе
Примыкание в согласование: говорить тихо, по-настоящему весело
Третий уровень.Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы
Разноуровневые задания по теме «Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». (9 кл.)
1 уровень. Работа с текстом.
Задание: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку, пользуясь таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.
На окне, серебря..ом от инея,
За ноч.. хризантемы ра..цвели
В верхних стеклах – небо ярко (синее)
И застреха в снеговой пыли.
Всход..т солнце, бодрое от холода,
Зол..тит.. ся отблеском окно
Утро тихо радо..но и мол..до
Белым снегом все запущено.
(И. Бунин)
2 уровень.
Задание: из данных простых предложений построить сложные предложения разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение со значением последовательности явлений).
Солнце взошло. Туман рассеялся. Мы тронулись в путь.
Время вышло. Работа была закончена. Я отправился домой.
Голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды. Я потерял сознание.
Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колеса начали задевать за сучки.
3 уровень.
Творческое задание: опишите вид из окна, используя бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.
Разноуровневые задания можно использовать для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина. Данные тексты можно исп...
Разноуровневые задания на уроках немецкого языка.
Обучение в современной школе направлено на формирование у всех учеников широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главны...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.
Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...
разноуровневые задания на уроках немецкого языка
разноуровневые задания на уроках немецкого языка...
Разноуровневые задания на уроках русской литературы
В условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что ритм часто...
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ
В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы....