РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ
статья

Кулакова Елена Алексеевна

В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulakova_statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ

Достижения современной науки и техники позволяют окунуться в мир звуков даже тем, кому поставлен страшный диагноз «полная потеря слуха» . Кохлеарные импланты способны победить абсолютную тишину. Дети с КИ – это дети, нуждающиеся в особых условиях обучения. Русский язык и литература – самые нелюбимые предметы в школе для детей с нарушениями слуха. В классах с детьми с КИ изучение этих предметов становится особенно важным, так как от ребят ждут высоких результатов: произносительное и лексико-грамматическое оформление речи, активный и пассивный словарь должны максимально приблизиться к норме.  Чтобы ученик с КИ, столкнувшись с трудностями усвоения материала, не потерял интереса к учебной деятельности, учитель русского языка и литературы должен организовать деятельность учащегося, которая обеспечивает его достижения. Эти достижения возможны при условии, когда педагог хорошо знает возможности ребенка и может подобрать необходимые средства обучения, предусмотреть адекватные виды помощи, оценить достигнутые результаты, то есть обучение должно быть личностно-ориентированным, или дифференцированным. Один из приемов организации дифференцированной работы  на уроках русского языка и литературы – разноуровневые упражнения.

Разноуровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Подобные упражнения обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику, позволяют максимально оценить уровень знаний детей, дают возможность поддерживать интерес к предмету каждого учащегося. Выполнение  разноуровневых заданий оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях.  

В  8 «А» классе обучается 6 человек, трое – детей с КИ (проимплантированные в возрасте 6-10 лет), трое – слабослышащих. Обучение проводится по специально разработанной программе, максимально приближенной к программе общеобразовательной школы. Дети имеют разные познавательные способности, разные уровень языкового развития и словарный запас. Учащимся после КИ труднее усваивать знания, труднее выполнять задания творческого характера. Образовательная интеграция предполагает обеспечение поддерживающего обучения, реализовать которое помогают разноуровневые упражнения. Разноуровневые задания тесно связаны с вводимым критериальным оцениванием. Систематическое применение разноуровневых заданий стимулирует школьников с КИ запоминать больше слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении. Мы предлагали ученикам задания трех уровней, постепенно учащимся стало важным не только получить хорошую отметку, но и перейти на последующий уровень:

Первый уровень – базовый, или репродуктивный. Цель этих заданий: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Второй уровень – конструктивный, предполагает преобразование имеющихся знаний в обновленной ситуации.

Третий уровень – творческий. Уровень усвоения нового учебного материала, овладения новыми способами и приемами действий, решения задач по практическому применению знаний на основе самостоятельного поиска, предвидения, прогнозирования и результатов решения, и способов деятельности.

Мы предлагаем детям с КИ задания следующего типа:

Синонимы.

 1 уровень.

 Подбери синонимы к словам грустный, лицо, зелёный, бедный

 Спиши.

 Слова для справок: нищий, лик,печальный, изумрудный, незрелый,  убогий, скудный, физиономия, расстроенный, малахитовый.

 2 уровень.

 Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.

 Утро ...

 3 уровень.

 Составь предложения, используя слова- синонимы.

 Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.

Антонимы

 1 уровень.

 К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.

 Говорить - …., выходить - …, здороваться - …, включать - …, засыпать - …, закрыть - …, смеяться - … .

 2 уровень.

 Подбери антонимы к словосочетаниям.

 Левая рука - …; высокий потолок - …; уходить из школы - …; поехать на стадион - …

3 уровень.

Исправьте ошибки в предложениях.

Силясь побороть слабость, она шла вперед.

Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек.

Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

По литературе также возможно применение разноуровневых заданий, например, при изучении литературных направлений в качестве домашнего задания можно предложить такое упражнение:

1 уровень. Выучить определения «Реализм», «Романтизм», «Модернизм», «Классицизм», «Сентиментализм».

2 уровень. Расположить литературные направления от самого «старого» к самому «молодому».

3 уровень. Составить кластер по каждому литературному направлению «Особенности классицизма» и т.д.

При изучении мифологии возможно использовать следующее задание:

1 уровень. Что такое миф? Назови виды мифов и принципы их построения.

2 уровень. Составь кластер «Виды мифов и принципы их построения»

3 уровень. Прочитай миф «Амударья и Сырдарья». Определи вид мифа по содержанию. Какие принципы мифологического мышления отражены в этом мифе.

Разноуровневые упражнения позволяют корректировать индивидуальную траекторию обучения детей с КИ, поддерживать интерес школьников к предмету, дают учащимся шанс на саморазвитие. Ученики начинают более реально оценивать свои возможности, формируется адекватная самооценка. Кроме того, ребенок получает возможность синтезировать полученные знания, развивать свои творческие  способности и коммуникативные навыки. Таким образом, систематическое включение разноуровневых заданий в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся.

                                                       

Литература и источники:

  1. Зикеев А.Г. Практическая  грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 специальных (коррекционных) образовательных учреждений.- М., 2007
  2. Королёва И.В. В моём классе учится ребёнок с кохлеарным имплантом: пособие для учителя. - СПб., 2014
  3. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учебное пособие для вузов. – М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Разноуровневые задания на уроках русского языка и литерауры для учащихся 7 класса с нерусским (родным) языком обучения.

Разноуровневые задания можно использовать  для всех учащихся. Тексты упражнений имеют большое воспитательное значение. все тексты взяты из произведений А. Костюнина.  Данные тексты можно исп...

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы.

Использование технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка  и литературы....

Разноуровневые задания на уроках русского языка

Разноуровневые задания на уроках русского языка...

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...