Урок русского языка в 5 классе. Суффиксы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе. Суффиксы | 22.07 КБ |
Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Суффиксы | 450.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Суффиксы.
Тип и форма урока: урок введения нового знания .
Цель урока: Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи.
Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.
Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
УУД:
Личностные УУД:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока,
- проговаривать последовательность действий на уроке,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД:
- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);
- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
Технологии:
проблемный диалог;
здоровьесберегающие;
ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.
Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.
Оборудование:
компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса
Ход урока
I Оргмомент
Вступительное слово учителя (3 мин.)
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?
- Какие разделы науки о языке изучают слово?
- Что о слове мы узнаем в морфемике?
Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.
II. Актуализация знаний.
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
- Общая часть родственных слов называется…(корнем)
- Сколько букв в алфавите? (33)
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
- Как называется первый месяц зимы…(декабрь)
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
- Какой сегодня день недели? (пятница)
- Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
- Сколько звуков в слове «яма»? (4)
- Какой частью речи является слово «быстро»?
- Назовите антоним к этому слову
2. Развитие орфографической зоркости (3 мин.)
Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.
.Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы.
Запишите предложение, исправив ошибки. Синтаксический разбор предложения.
III. Формулирование темы и учебных целей урока
а) Наблюдение над ролью суффиксов.
- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.
Ёж (ежонок, ежата),
волк (волчонок, волчата),
медведь (медвежонок, медвежата)
-Как называются эти слова? (однокоренные)
- Назовите корень в словах.
- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)
- Может кто-то знает, как называется эта часть?
б) Формулирование учащимися темы урока
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Часть слова – суффикс.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)
в) Целеполагание.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Какие задания хотели бы вы выполнить?
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них ( на слайде )
-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика. Выделите корень. (слайд)
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
- Так что же такое суффикс?
- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)
2. Чтение правила. Учебник с.50
Проверим себя (слайд)
- Сверимся с учебником.
- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?
- Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание )
О чем мы не сказали? (значимая часть)
-Как понимаете? (несет значение)
3. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.
Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).
V. Физминутка.
Ребята, давайте отдохнем. Встаньте, слушайте внимательно. Если я назову слово без суффикса, то вы должны сесть. Если же в слове есть суффикс, вы должны встать и руками сделать над головой крышу. Готовы?
Дом, снежок, ветер, сильный, столик, класс, язык, водяной, лесник, снег, бабушка, трава, баянист, друг, тихо
VI. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)
Задания группе 1.
1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.
- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)
- А с другой стороны….(10)
2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.
Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)
- Какое значение придали словам суффиксы?
( уменьшительно - ласкательное).
Задания группе 2 .
1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …
запад, ветвь, дождь, , октябрь(слайд 11)
К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.
(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)
2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)
- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)
-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.
Задания группе 3.
1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .
- Найдите суффиксы. Какое значение они придали словам?
( получились слова, обозначающие профессии)
2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»
Подведение итогов работы групп
-Какие значения могут иметь суффиксы?
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
VIII. Творческое домашнее задание.
Написать рассказ на тему “ Зима”, используя суффиксы –ик, -ник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Синтаксическая пятиминутка Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы .
На какие две группы можно разделить слова? Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе
Закончите фразу Суффикс - … часть слова, которая находится ... … и служит … … .
Уменьшительно – ласкательное и увеличительное значения Исходные слова Суффиксы Примеры Гвоздь - ик - Цветок - ек - Снег - ок - Рука - ищ - Дом -ин-
Профессии, род занятий Исходные слова Суффиксы Примеры Гитара - ист - Учение -ник- Летать -чик- Камень - щик - Водить - тель - Труба - ач -
Названия жителей населенных мест Исходные слова Суффиксы Примеры Петербург - ец - Москва - ич - Пермь -як- Одесса - ит - Сочи Ставрополь
Запомни!
Найдите лишнее 1. Учитель , целитель , двигатель. 2. Хитрость, гость, злость 3. Мостик, винтик, крик 4. Заботливый, счастливый, правдивый
Работа с учебником Стр. 19, упр. 411
Домашнее задание Написать рассказ(5 – 8 предложений) на тему “ Зима”, используя слова с суффиксами – ик , -ник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"
Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...
Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".
Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "
Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК Т.А.Ладыженской...